Особенности консультативной работы педагога-психолога детского телефона доверия с родителями детей-инвалидов

Разделы: Работа с родителями


В настоящее время остается актуальным консультирование родителей по проблемам, связанным с детьми, в частности с детьми-инвалидами. Достаточно много обращений родителей с этими вопросами в службы экстренной психологической помощи детского телефона доверия. Индивидуальные психологические консультации по телефону доверия родителей детей-инвалидов позволяют оказать им помощь в наиболее болезненных проблемах. Консультирование родителей по вопросам отношений с детьми-инвалидами связано, прежде всего, с постоянными стрессовыми ситуациями, особыми потребностями детей. Динамику этих эмоциональных переживаний можно сравнить с динамикой переживания острого горя (отрицание – поиск ме­дицинских решений – агрессия и обвинения, шок – бесперспективность, подавленность – принятие ситуации) с той разницей, что эти переживания могут быть растянуты на многие годы. Содержанием таких негативных эмо­ций часто является преувеличенное и неадекват­ное чувство вины, агрессия, постоянное вынужденное столкновение со смертью, отсутствие жизненных перспектив для себя и детей. Преодоление этих сложностей является важнейшей целью индивидуальной психологической помощи по телефону доверия. Чаще всего к момен­ту постановки диагноза ребенок уже на­ходится в состоянии тяжелой инвалидно­сти, а родители - в состоянии глубокого стресса, который тяжело сказывается на внутрисемейных отношениях, вплоть до отказа от ребенка, либо распада семьи. Необходимо дать родителям рекомендации, куда семья может обратиться за тем или иным видом помощи. Чем раньше такая се­мья выйдет из информационного вакуума и определится с направлениями реабили­тации, тем быстрее улучшится психологи­ческий климат в ней. Кроме того, в семьях поселяет­ся страх рождения следующего ребенка с отклонениями в развитии. Развитие и воспитание ребенка-инвалида требует информированности родителей о заболевании, причинах болезни, последствиях ее и потенциальных возможностях, как самого ребенка, так и родителей. Им необходимы практические советы по уходу за больными детьми, объяснения и рекомендации по решению повседневных проблем, связанных с процессом воспитания, знакомство с опытом других родителей, которые смогли преодолеть трудности и создать доброжелательные отношения в семье. Предлагается помощь в поиске источников поддержки семьи (материальной, социальной, медицинской, образовательной, духовной). Иногда семье необходима переоценка проблемы с целью уменьшения стресса; сравнение с жизнью других семей и нахождение каких-то преимуществ в своем положении; духовные поиски высшего смысла в сложившейся ситуации; поиск поддержки среди друзей и знакомых; поиск помощи у специалистов – врачей, юристов, социальных работников и т. д. Психолого-педагогическая поддержка, строго дифференцированная и максимально приближенная к реальности, в которой живет семья больного ребенка. Необходима психологическая помощь в определении адекватного способа преодоления трудностей на каждом этапе развития семьи и развития ребенка. В процессе консультирования родителям сообщают, какие трудности могут возникать на разных этапах жизни ребенка. Говорят о важности развития у него навыков самообслуживания, включение в жизнедеятельность семьи, воспитание «бытовой самостоятельности» с учетом физической или интеллектуальной состоятельности. По мере взросления ребенка родителям необходимо проявлять чуткость и гибкость в предоставлении простора для детской инициативы. Еще одно очень важное направление психолого-консультативной помощи касается проблемы восприятия родителями и окружающими физического дефекта ребенка. Часто родители концентрируют внимание именно на дефекте, поврежденном органе и стремятся все свои усилия направить на его компенсацию или возможное лечение. При этом уходит, теряется целый пласт социальных отношений, который мог бы сыграть значительную роль в интеграции ребенка с ограниченными возможностями в общество. Родители должны определить приоритеты в стратегии воспитания ребенка: либо погрузиться в борьбу с заболеванием, чтобы лишь потом, когда-нибудь, в будущем он смог бы войти в общество, либо помогать ему уже сегодня жить в обществе, развивать чувство собственного достоинства, мужество. Родителям необходимо научиться воспринимать собственного ребенка с ограниченными возможностями как человека со скрытыми возможностями. Педагоги-психологи телефона доверия помогают родителям составить адекватное представление о его потенциальных возможностях, раскрыть его перспективы. Социально - психологическая поддержка родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии, жизненно необходима, потому что именно установки родителей, их намерения и вклад в процесс воспитания и обучения детей обладают наибольшей силой влияния на их психическое оздоровление. Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.

Можно выделить три типа семей по реакции родителей на появление ребенка инвалида:

  • с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы;
  • с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т. д.;
  • со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.

Отец в семье с больным ребенком – единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и, практически, не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно – это надомный труд). Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое детей с ограниченными возможностями.

Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей. Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Большинство родителей отмечают недостаток знаний в воспитании ребенка с ограниченными возможностями, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные работники. Почти все семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией. Родители должны знать, что дети с ограниченными возможностями могут обучаться в обычных школах, на дому, в специализированных школах-интернатах по разным программам (общеобразовательной школы, специализированной, рекомендованной для данного заболевания, по вспомогательной), но все они требуют индивидуального подхода.

Родителям детей-инвалидов необходима психологическая помощь, которая должна осуществляться одновременно в нескольких направлениях. Можно рекомендовать основные из этих направлений.

  • Принимать участие в родительских клубах, обществах родителей детей с ограниченными возможностями, различных формах групповой работы с родителями (беседы, родительские школы, родительские тренинги). Это позволит расширить круг своего общения, узнать о жизни других семей с аналогичными проблемами, опереться на их достойный пример, познакомиться с возможными вариантами «взрослой» жизни ребенка, найти не жалость, а поддержку и понимание. Групповая работа нацелена на формирование способности к сопереживанию, снятие напряженности, изменение системы ценностей, раскрытие внутренних ресурсов, которые позволят матери (отцу) поверить в собственные силы и возможности в преодолении различных трудностей на пути воспитания, развития и обучения ребенка, на обеспечение больших возможностей для преодоления проблем, поиск адекватных форм воспитательного воздействия.
  • Использовать для информационной поддержки специализированные журналы или отдельных статьи в уже зарекомендовавших себя медицинских или образовательных газетах. Развитие и воспитание больного ребенка требует информированности родителей о заболевании, причинах болезни, последствиях ее и потенциальных возможностях, как самого ребенка, так и родителей. Им необходимы практические советы по уходу за больными детьми, объяснения и рекомендации специалистов по решению повседневных проблем, связанных с процессом воспитания, знакомство с опытом других родителей, которые смогли преодолеть трудности и создать доброжелательные отношения в семье

Заключение.

Воспитание детей с особыми потребностями требует значитель­ных психологических и финансовых затрат. Если матери этих де­тей оказываются в одиночестве, без поддержки родственников и социальных служб, то они часто не могут предоставить детям достаточный уход и создать условия для их развития, не справ­ляются со своими психологическими сложностями (невозмож­ность устроить свою личную жизнь, дефицит позитивных пере­живаний, чувство вины в связи с рождением больного ребенка, отсутствие перспектив для себя и страх за будущее ребенка).

Дети с особыми потребностями – это дети риска жестокого обращения в силу их повышенной зависимости от родителей и в силу того, что их появление вызывает у родителей тяжелые психологические, социальные и материальные проблемы. Все это круг проблем, которые родители редко могут разрешить самостоятельно, по отношению к которым они нуждаются в получе­нии профессиональной психологической помощи.

Хотя психологическое консультирование родителей представляет собой относительно новый вид практической деятельности педагогов-психологов телефона доверия, строится оно сегодня не на пустом месте. И в нашей стране и за рубежом уже накоплен значительный опыт в этой области.

Долг родителей, а в частности матери – успокоить ребенка, облегчить его переживания, создать в семье атмосферу оптимизма. Поможет в этом педагог-психолог консультант.

Совет матери, как справиться с проблемой инвалидности ребенка:

Избавьтесь от чувства вины и начинайте действовать.

Будьте реалистичны.

Не злоупотребляйте, но и не пренебрегайте правилами.

Будьте проще.

Проявляйте гибкость.

Тщательно выбирайте темы для споров.

Станьте специалистом в решении проблем.

Наладьте общение:

  • а) выслушивайте, не критикуя, ребенка с его чувствами и проблемами;
  • б) прежде чем давать советы, поинтересуйтесь у ребенка, хочет ли он их выслушать;
  • в) открыто обсуждайте с ребенком вопросы, вызывающие у вас беспокойство, но при этом тщательно выбирайте темы для дискуссий;
  • г) старайтесь своевременно обсуждать и решать проблемы, не позволяя им накапливаться и обостряться;
  • д) делайте акцент на хорошем;
  • е) делайте замечания спокойным тоном;

Психолого-педагогическая поддержка телефона доверия родителей, имеющих детей-инвалидов, жизненно необходима, потому что именно установки родителей, их намерения и вклад в процесс воспитания и обучения детей обладают наибольшей силой влияния на их психическое оздоровление.

Рекомендация для родителей детей-инвалидов.
Тема: «Мир детей-инвалидов».
(Приложение.)