Урок математики по теме "Площадь фигуры. Меры площади". 3-й класс

Разделы: Математика

Класс: 3


Цели:

  1. Создать условия для ознакомления с понятиями: площадь фигуры, меры площади.
  2. Развивать умение самостоятельной учебной деятельности, содержащей исследовательский характер; навыки самоанализа и самоконтроля; умение вести диалог.
  3. Воспитывать культуру общения.

Оборудование:

  1. Презентация «Геометрические фигуры».
  2. Индивидуальные конверты с заданиями.
  3. Индивидуальные оценочные круги.
  4. Карта успеха у каждого.
  5. Сигнальный знак у каждого.
  6. Линейки, карандаши.
  7. Учебник математики, 3 класс. М.И. Моро, С.И. Волкова, 2010.

Ход урока

Номер УЭ Учебный материал с указанием задания Управление обучением





I






II
Модуль №0

Цель: – создать благоприятный эмоциональный настрой;
– проверить готовность к уроку.

Эмоциональный фон класса.

– Дети! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, возьмитесь за руки и пожелайте бодрого настроения и хороших успехов в предстоящей работе себе и своему соседу.
– А теперь покажите с помощью цветового сигнала ваше настроение.
– Молодцы!

Проверка готовности к работе.

– Ребята, проверьте готовность своего места к работе.
– Если вы готовы, покажите зеленый сигнал.










Работай с сигнальным кругом.






III





































IV
Модуль №1

Цель:
– повторить знания об углах, прямоугольнике;
– развивать навыки самопроверки, взаимопроверки.

Геометрическая разминка.

1. Работа с таблицей.
<Рисунок1> Приложение
– Покажите на данной таблице угол.
– Расскажите все, что знаете об углах.
1) Угол имеет вершину и две стороны.
2) Углы бывают прямые, острые, тупые.
– Сравните углы.
1) Прямой угол больше острого.
2) Тупой угол больше острого и прямого.
– Назовите единицу измерения углов.
Градус.

2. Практическая работа.
– Напишите сегодняшнее число в тетради.
– Начертите острый угол.
– Дайте ему имя.
– Поменяйтесь с соседом тетрадями, сделайте взаимопроверку и поставьте простым карандашом отметку в тетрадь.
– Покажите сигналом, какую отметку вы получили.
– Поставьте кружок, соответствующий вашей отметке, в «Карту успеха».




3. Контроль.
<Рисунок2>
– На чертеже найдите углы и запишите их название с помощью латинских букв.
I в. – прямые углы;
II в. – тупые углы;
III в. – острые углы.
– Проверьте выполнение задания. Ответ лежит в конверте №1.
– Поставьте себе в тетради сами карандашом отметку:
«5» – если нет ошибок;
«4» – если 1 ошибка;
«3» – если 2 ошибки.
– Поставь соответствующий кружок в «Карту успеха».

Физпауза.









Таблица на доске.

Работай с сигнальным кругом:
Да – (зеленый)
Нет – (синий)







Работай в тетради.



Работай с сигнальным кругом.
Работай с «Картой успеха».
«5» – красный
«4» – зеленый
«3» – синий
«2» – черный

Работай с таблицей на доске.

Работай в тетради.

Выполни самопроверку.





Работай с «Картой успеха».





V


















VI
























































VII
















VIII








Модуль №2

Цель: – создать условия для ознакомления с площадью фигуры и мерой измерения площади;
– развивать внимание, наблюдательность, исследовательскую деятельность, творческое мышление.

Подготовительный этап.

– У какой геометрической фигуры все углы прямые и противоположные стороны равны?
У прямоугольника.
– Начертите в тетради прямоугольник со сторонами 3 см и 2 см и найдите его периметр.
– Зачитайте вслух формулу и соответствующее выражение нахождения периметра прямоугольника.
Р пр. = а × 2 + в × 2 = 3 × 2 + 2× 2 = 10 (см)
– Кто по-другому сделал запись?
Р пр. = (а + в) × 2 = (3 + 2) × 2 = 10 (см)
– Что такое периметр?
Периметр – это сумма длин сторон какой-нибудь геометрической фигуры.
– В каких единицах измеряется периметр?
Периметр фигуры измеряется в сантиметрах, миллиметрах, дециметрах, метрах.
– Дети, теперь самостоятельно оцените выполнение данного задания и поставьте кружок соответствующего цвета в свою «Карту успеха»:
«5» – нет ошибок;
«4» – допущена 1 ошибка;
«3» – допущено 2 ошибки;
«2» – задание выполнено полностью неправильно.

Работа над новым материалом.

1. Знакомство с темой урока и постановка проблемы.
– Итак, вы знаете, что такое периметр фигуры, знаете, как он находится.
– А возникало ли у вас когда-нибудь желание узнать, как называется пространство внутри фигуры?
Возникало.
<Рисунок3>
– Может кто-то уже знает, как называется пространство внутри фигуры?
Площадь.
– Молодцы! Правильно, это пространство называется площадью.
– Дети, кто догадался, как называется тема нашего сегодняшнего урока?
Площадь фигуры.
– Правильно, тема урока «Площадь фигуры. Меры площади».
– Как вы думаете, а можно ли измерить площадь, и если можно, то как это сделать?
2. Решение проблемы.
1) Направление учителем поиска исследования:
– На столе у каждого из вас лежат квадраты со стороной – 3 клетки, 2 клетки, 1 клетка.
– Попробуйте с помощью этих квадратов измерить пространство внутри прямоугольника, который начерчен у вас в тетради.
– Как это можно сделать?
2) Выдвижение гипотез:
– Выложить пространство внутри прямоугольника квадратами:
– в 3 клетки;
– в 2 клетки;
– в 1 клетку.
3) Практическая работа.
– Сейчас будет работа в группах:
1, 3 группы – используют квадраты со стороной 3 клетки;
4, 6 группы – используют квадраты со стороной 1 клетка.
2, 5 группы – используют квадраты со стороной 2 клетки;
(Правила работы в группе – на столе у каждой группы)
Группа аналитиков напомните правила работы в группах.
4) Обоснование гипотез.
– Представители групп, познакомьте, пожалуйста, с итогами работы вашей группы.
1, 3 группы – квадраты в 3 клетки слишком большие ими неудобно измерять;
2, 5 группы – квадраты со стороной в 2 клетки удобны для измерения площади прямоугольника.
4, 6 группы – квадраты со стороной в 1 клетку очень маленькие, ими неудобно измерять.
– Группа аналитиков, сделайте вывод о проделанной работе.
Вывод: 1. Площадь фигуры можно измерить;
2. Для измерения площади фигуры удобна мерка – квадрат со стороной в 2 клетки.
5) Составление правила и определение единицы измерения площади
.
– Давайте попробуем сформулировать правило о площади фигуры.
– Возьмите конверт №2 и найдите в нем правильное суждение о площади фигуры:
а) Площадь – это пространство вокруг геометрической фигуры.
б) Площадь – это внутренняя часть какой-нибудь геометрической фигуры.
в) Площадь – это сумма длин сторон какой-нибудь геометрической фигуры.
Вывод: Площадь – это внутренняя часть какой-нибудь геометрической фигуры.
– Можно ли сказать, что квадрат со стороной в 2 клетки – это мера измерения площади?
Да.
– А теперь с помощью линейки измеряйте сторону данного квадрата.
– Чему она равна?
1 см.
– Откройте учебник математики на с. 52 и познакомьтесь, как называется квадрат со стороной 1 см.
Вывод: Квадрат, сторона которого равна 1 см – это единица площади – квадратный сантиметр.
– Сделайте чертеж и запись в тетрадь.
<Рисунок4>
Слово площадь кратко на письме обозначается заглавной буквой S.

Первичное закрепление.

– Измеряйте с помощью квадратного сантиметра (квадрата со стороной 2 клетки) площадь прямоугольника со сторонами 3 см и 2 см, который начерчен у вас в тетради.
– Сколько в нем поместилось таких квадратов?
6 квадратов со стороной 2 клетки.
– Значит, чему будет равна площадь данного прямоугольника?
6 кв. см
– Сделайте запись в тетради.
Sпр = 6 кв. см
– Представьте себе, что налетел легкий ветерок и унес с собой квадраты со стороной 2 клетки.
– Как по-другому можно измерить площадь данного прямоугольника?
С помощью линейки и простого карандаша расчертить фигуру на квадратные сантиметры и посчитать, сколько их получилось.
– Правильно. Возьмите линейку, карандаш и покажите второй способ нахождения площади.
– Чему она равна?
Площадь прямоугольника равна 6 кв. см.

Контроль.

1 вариант.
– Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 4 см и найдите его площадь.
2 вариант.
– Начертите прямоугольник со сторонами 6 см и 2 см и найдите его площадь.
– Выполните самопроверку, эталон находится в конверте №3.
– Оцените свою работу и поставьте в «Карту успеха» соответствующий кружок:
«5» – правильно;
«2» – неправильно.
– Как же можно измерить площадь фигуры? Площадь фигуры можно измерить двумя способами:
1) пространство внутри фигуры выложить квадратными сантиметрами и посчитать сколько их;
2) пространство внутри фигуры с помощью линейки и карандаша расчертить на квадратные сантиметры и посчитать, сколько их.









Работай в тетради.








Работай с «Картой успеха».































Работай в группе.
Соблюдай правила работы в группе.


Работает группа аналитиков.

Работают представители групп.



Работает группа аналитиков.




Работай с конвертом №2.









Работай с учебником.

Работай в тетради.





Работай в тетради.




















Работай с конвертом №3.
Работай с «Картой успеха».
Модуль №3

Цель: итоговый контроль.

1. Возьмите конверт №4, выберите задание, которое вам понравится, которое вы сможете сделать, и выполните его на листочке.
(Задания в конверте №4 различаются по уровню сложности)
– <Рисунок5>
Сосчитай сколько квадратных сантиметров в каждой фигуре. Сравни площадь этих фигур.
– <Рисунок6>
Как легче узнать площадь какой фигуры больше?
– <Рисунок7>
В данном четырехугольнике проведи 2 прямые линии так, чтобы получился прямоугольник, и найди его периметр и площадь.
2. Проверка.




Работай с конвертом №4.

– легкое задание;
– задание средней сложности;
– трудное задание.



Сдай выполненное задание на проверку учителю.
Модуль №4

Цель: подвести итог урока.

1. Выведение рейтинговой отметки за урок.
2. Рефлексия деятельности.
– Что нового вы узнали?
– Как вы думаете, где вам могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке?
3. Эмоциональный фон класса после урока.
– Покажите, пожалуйста, сигналом ваше настроение после урока. А теперь улыбнитесь друг другу!
– Спасибо! Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.




Работай с «Картой успеха».




Работай с цветовым сигналом.