Цели:
- Создать условия для ознакомления с понятиями: площадь фигуры, меры площади.
- Развивать умение самостоятельной учебной деятельности, содержащей исследовательский характер; навыки самоанализа и самоконтроля; умение вести диалог.
- Воспитывать культуру общения.
Оборудование:
- Презентация «Геометрические фигуры».
- Индивидуальные конверты с заданиями.
- Индивидуальные оценочные круги.
- Карта успеха у каждого.
- Сигнальный знак у каждого.
- Линейки, карандаши.
- Учебник математики, 3 класс. М.И. Моро, С.И. Волкова, 2010.
Ход урока
Номер УЭ | Учебный материал с указанием задания | Управление обучением |
I II |
Модуль №0 Цель: – создать благоприятный эмоциональный настрой; – проверить готовность к уроку. Эмоциональный фон класса. – Дети! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, возьмитесь за руки и пожелайте бодрого настроения и хороших успехов в предстоящей работе себе и своему соседу. – А теперь покажите с помощью цветового сигнала ваше настроение. – Молодцы! Проверка готовности к работе. – Ребята, проверьте готовность своего места к работе. – Если вы готовы, покажите зеленый сигнал. |
Работай с сигнальным кругом. |
III IV |
Модуль №1 Цель: – повторить знания об углах, прямоугольнике; – развивать навыки самопроверки, взаимопроверки. Геометрическая разминка. 1. Работа с таблицей. <Рисунок1> Приложение – Покажите на данной таблице угол. – Расскажите все, что знаете об углах. 1) Угол имеет вершину и две стороны. 2) Углы бывают прямые, острые, тупые. – Сравните углы. 1) Прямой угол больше острого. 2) Тупой угол больше острого и прямого. – Назовите единицу измерения углов. Градус. 2. Практическая работа. – Напишите сегодняшнее число в тетради. – Начертите острый угол. – Дайте ему имя. – Поменяйтесь с соседом тетрадями, сделайте взаимопроверку и поставьте простым карандашом отметку в тетрадь. – Покажите сигналом, какую отметку вы получили. – Поставьте кружок, соответствующий вашей отметке, в «Карту успеха». 3. Контроль. <Рисунок2> – На чертеже найдите углы и запишите их название с помощью латинских букв. I в. – прямые углы; II в. – тупые углы; III в. – острые углы. – Проверьте выполнение задания. Ответ лежит в конверте №1. – Поставьте себе в тетради сами карандашом отметку: «5» – если нет ошибок; «4» – если 1 ошибка; «3» – если 2 ошибки. – Поставь соответствующий кружок в «Карту успеха». Физпауза. |
Таблица на доске. Работай с сигнальным кругом: Да – (зеленый) Нет – (синий) Работай в тетради. Работай с сигнальным кругом. Работай с «Картой успеха». «5» – красный «4» – зеленый «3» – синий «2» – черный Работай с таблицей на доске. Работай в тетради. Выполни самопроверку. Работай с «Картой успеха». |
V VI VII VIII |
Модуль №2 Цель: – создать условия для ознакомления с площадью фигуры и мерой измерения площади; – развивать внимание, наблюдательность, исследовательскую деятельность, творческое мышление. Подготовительный этап. – У какой геометрической фигуры все углы прямые и противоположные стороны равны? У прямоугольника. – Начертите в тетради прямоугольник со сторонами 3 см и 2 см и найдите его периметр. – Зачитайте вслух формулу и соответствующее выражение нахождения периметра прямоугольника. Р пр. = а × 2 + в × 2 = 3 × 2 + 2× 2 = 10 (см) – Кто по-другому сделал запись? Р пр. = (а + в) × 2 = (3 + 2) × 2 = 10 (см) – Что такое периметр? Периметр – это сумма длин сторон какой-нибудь геометрической фигуры. – В каких единицах измеряется периметр? Периметр фигуры измеряется в сантиметрах, миллиметрах, дециметрах, метрах. – Дети, теперь самостоятельно оцените выполнение данного задания и поставьте кружок соответствующего цвета в свою «Карту успеха»: «5» – нет ошибок; «4» – допущена 1 ошибка; «3» – допущено 2 ошибки; «2» – задание выполнено полностью неправильно. Работа над новым материалом. 1. Знакомство с темой урока и постановка проблемы. – Итак, вы знаете, что такое периметр фигуры, знаете, как он находится. – А возникало ли у вас когда-нибудь желание узнать, как называется пространство внутри фигуры? Возникало. <Рисунок3> – Может кто-то уже знает, как называется пространство внутри фигуры? Площадь. – Молодцы! Правильно, это пространство называется площадью. – Дети, кто догадался, как называется тема нашего сегодняшнего урока? Площадь фигуры. – Правильно, тема урока «Площадь фигуры. Меры площади». – Как вы думаете, а можно ли измерить площадь, и если можно, то как это сделать? 2. Решение проблемы. 1) Направление учителем поиска исследования: – На столе у каждого из вас лежат квадраты со стороной – 3 клетки, 2 клетки, 1 клетка. – Попробуйте с помощью этих квадратов измерить пространство внутри прямоугольника, который начерчен у вас в тетради. – Как это можно сделать? 2) Выдвижение гипотез: – Выложить пространство внутри прямоугольника квадратами: – в 3 клетки; – в 2 клетки; – в 1 клетку. 3) Практическая работа. – Сейчас будет работа в группах: 1, 3 группы – используют квадраты со стороной 3 клетки; 4, 6 группы – используют квадраты со стороной 1 клетка. 2, 5 группы – используют квадраты со стороной 2 клетки; (Правила работы в группе – на столе у каждой группы) Группа аналитиков напомните правила работы в группах. 4) Обоснование гипотез. – Представители групп, познакомьте, пожалуйста, с итогами работы вашей группы. 1, 3 группы – квадраты в 3 клетки слишком большие ими неудобно измерять; 2, 5 группы – квадраты со стороной в 2 клетки удобны для измерения площади прямоугольника. 4, 6 группы – квадраты со стороной в 1 клетку очень маленькие, ими неудобно измерять. – Группа аналитиков, сделайте вывод о проделанной работе. Вывод: 1. Площадь фигуры можно измерить; 2. Для измерения площади фигуры удобна мерка – квадрат со стороной в 2 клетки. 5) Составление правила и определение единицы измерения площади. – Давайте попробуем сформулировать правило о площади фигуры. – Возьмите конверт №2 и найдите в нем правильное суждение о площади фигуры: а) Площадь – это пространство вокруг геометрической фигуры. б) Площадь – это внутренняя часть какой-нибудь геометрической фигуры. в) Площадь – это сумма длин сторон какой-нибудь геометрической фигуры. Вывод: Площадь – это внутренняя часть какой-нибудь геометрической фигуры. – Можно ли сказать, что квадрат со стороной в 2 клетки – это мера измерения площади? Да. – А теперь с помощью линейки измеряйте сторону данного квадрата. – Чему она равна? 1 см. – Откройте учебник математики на с. 52 и познакомьтесь, как называется квадрат со стороной 1 см. Вывод: Квадрат, сторона которого равна 1 см – это единица площади – квадратный сантиметр. – Сделайте чертеж и запись в тетрадь. <Рисунок4> Слово площадь кратко на письме обозначается заглавной буквой S. Первичное закрепление. – Измеряйте с помощью квадратного сантиметра (квадрата со стороной 2 клетки) площадь прямоугольника со сторонами 3 см и 2 см, который начерчен у вас в тетради. – Сколько в нем поместилось таких квадратов? 6 квадратов со стороной 2 клетки. – Значит, чему будет равна площадь данного прямоугольника? 6 кв. см – Сделайте запись в тетради. Sпр = 6 кв. см – Представьте себе, что налетел легкий ветерок и унес с собой квадраты со стороной 2 клетки. – Как по-другому можно измерить площадь данного прямоугольника? С помощью линейки и простого карандаша расчертить фигуру на квадратные сантиметры и посчитать, сколько их получилось. – Правильно. Возьмите линейку, карандаш и покажите второй способ нахождения площади. – Чему она равна? Площадь прямоугольника равна 6 кв. см. Контроль. 1 вариант. – Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 4 см и найдите его площадь. 2 вариант. – Начертите прямоугольник со сторонами 6 см и 2 см и найдите его площадь. – Выполните самопроверку, эталон находится в конверте №3. – Оцените свою работу и поставьте в «Карту успеха» соответствующий кружок: «5» – правильно; «2» – неправильно. – Как же можно измерить площадь фигуры? Площадь фигуры можно измерить двумя способами: 1) пространство внутри фигуры выложить квадратными сантиметрами и посчитать сколько их; 2) пространство внутри фигуры с помощью линейки и карандаша расчертить на квадратные сантиметры и посчитать, сколько их. |
Работай в тетради. Работай с «Картой успеха». Работай в группе. Соблюдай правила работы в группе. Работает группа аналитиков. Работают представители групп. Работает группа аналитиков. Работай с конвертом №2. Работай с учебником. Работай в тетради. Работай в тетради. Работай с конвертом №3. Работай с «Картой успеха». |
Модуль №3 Цель: итоговый контроль. 1. Возьмите конверт №4, выберите задание, которое вам понравится, которое вы сможете сделать, и выполните его на листочке. (Задания в конверте №4 различаются по уровню сложности) – <Рисунок5> Сосчитай сколько квадратных сантиметров в каждой фигуре. Сравни площадь этих фигур. – <Рисунок6> Как легче узнать площадь какой фигуры больше? – <Рисунок7> В данном четырехугольнике проведи 2 прямые линии так, чтобы получился прямоугольник, и найди его периметр и площадь. 2. Проверка. |
Работай с конвертом №4. – легкое задание; – задание средней сложности; – трудное задание. Сдай выполненное задание на проверку учителю. |
|
Модуль №4 Цель: подвести итог урока. 1. Выведение рейтинговой отметки за урок. 2. Рефлексия деятельности. – Что нового вы узнали? – Как вы думаете, где вам могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке? 3. Эмоциональный фон класса после урока. – Покажите, пожалуйста, сигналом ваше настроение после урока. А теперь улыбнитесь друг другу! – Спасибо! Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. |
Работай с «Картой успеха». Работай с цветовым сигналом. |