Оборудование:
- презентация
- портреты философов (2 вида, см. приложение)
- конверт, разноцветные листы бумаги
- раздаточный материал
Ход урока
Вступительное слово учителя:
На берегу Эллады легендарной,
Где камни древние молчат о вечном –
О славе Греции, о войнах, о победах.
Где зарождались мифы о Героях,
Сквозь дымку зыбкую тысячелетий
Я вдруг увидел прошлого картины…
Здесь под платаном на исходе дня
Божественный Гомер читал свои поэмы
И верный ученик его с восторгом
Записывал слова Великого Поэта -
О странствиях далеких Одиссея,
О пламенной любви Елены и Париса,
О подвигах могучего Ахилла
И о падении непокорной Трои.
Здесь в окружении пленительных подружек
Из пены волн являлась Афродита
И озаряла мир своим сияньем,
Всех ослепляя дивной красотою.
И тут же я услышал звуки лиры
И мне казалось, что сама богиня
Коснулась струн прекрасною рукою…
И зазвучала музыка сиртаки,
И греки, взявшись за руки, плясали
Красивый танец о любви и счастьи…
Но пелена рассеялась внезапно
И только звуки лиры все звучали.
Вдруг появилась Муза и тот час же
Перо мое скользнуло по бумаге.
О Древней Греции сложил я эту Оду.
Давайте вспомним, какой вклад в мировую культуру внесла греческая цивилизация? (слайд №1)
Вы видите, что явно не хватает одной детали. И эту деталь в течение урока мы должны сегодня восполнить.
Класс делится на три группы. Каждой группе дается задание (см. приложение №1 три одинаковых скульптурных портрета Сократ, Платон, Аристотель). Ученики не должны знать кто изображен на портретах. Каждой группе необходимо рассмотреть эти портреты внимательно, обсудить увиденное и постараться устно ответить на ряд вопросов. Свои ответы нужно будет постараться максимально убедительно аргументировать обращением к конкретным чертам предложенных портретов. Через несколько минут вы приглашаете к себе по одному представителю от каждой группы. На столе лежат те же портреты (см. приложение №2), но картинкой вниз. Какой портрет вытянет представитель команды, о том и будет рассказывать его группа. На следующем этапе каждая команда получает рабочий материал – тексты, которые рассказывают о людях, изображенных на портретах:
Сократ был сыном скульптора Софрониска. Получил разностороннее образование. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей и при Делии. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. Проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью новое воспитание молодежи. Отличался большой кротостью в обыденной жизни и необычайным мужеством в борьбе за истину и свои убеждения. Беседы его касались вопросов о сущности добра, красоты, любви, достоверности знания и др.
В 399 г. до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд.
Великое значение имела личность Сократа, явившего своей жизнью и своей смертью редкий пример полного согласия слова и дела.
Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона (465—-424), восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон.
Тяжело пережив смерть своего учителя отправился в долгое путешествие. Он побывал в Египте, Персии, Ассирии, в Вавилоне. Около 387 г. до н.э. Платон основал философскую школу в Афинах. Она располагалась в роще, посвященной греческому богу Академу – отсюда произошло и ее название: ученики школы и последователи Платона стали называться академиками. Всего Академия просуществовала 915 лет.
Умер Платон в 347 г. до н.э. в день своего рождения во время пира.
Аристотель родился в Стагире, греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра.
В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Аристотель наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством Проксена. Книги тогда были очень дороги, но Проксен покупал ему даже самые редкие. Таким образом, Аристотель в юности пристрастился к чтению
Юношеские годы Аристотеля пришлись на время начала расцвета Македонии. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка, он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же время он был подданным македонского правителя. Это противоречие сыграет определённую роль в его судьбе.
В Афинах он открыл философскую школу Ликей. Она находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского – отсюда ее название. В словесных стычках Аристотелю не было равных.
Задание: догадайтесь, исходя из тех психологических портретов, которые вы составили, и текстов, которые получили, кому какой портрет принадлежит.
Вопрос к классу: Что объединяет всех этих людей? Давайте я вам помогу. Задам вопросы, а из первых букв ответов и сложится необходимое слово.
- Древнегреческие покровительницы искусства и науки (МУЗЫ)
- Имя музы, покровительницы астрономии (УРАНИЯ)
- Простой народ в Древней Греции (ДЕМОС)
- Зависимый человек, вещь в руках господина (РАБ)
- Название страны, расположенной по берегам реки Нил (ЕГИПЕТ)
- Чудовищный, свирепый пес с тремя головами, охраняющий царство Аида (ЦЕРБЕР)
МУДРЕЦ (слайд №2)
Вопрос к классу: Кто же такие мудрецы?
Дома я просила вас найти значение слова МУДРОСТЬ. Пожайлуста.
Что общего во всех этих формулировках?
Античные философы уделяли большое значение мудрости. Само слово «философия» означало «любовь к мудрости».
Какого человека можно назвать МУДРЫМ? (слайд №3) Ответы записываем на доске.
Почему именно в Греции появилось так много мудрецов?
Учащимся раздаются высказывания философов:
АРИСТОТЕЛЬ
Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим.
В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.
Жить - значит делать вещи, а не приобретать их
Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле...
Корень учения горек, а плоды его сладки
СОКРАТ
Богатства и знатность не приносят никакого удовольствия
Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым – чтобы не срамить своей красоты, безобразным – чтобы воспитанием скрасить безобразие
Нельзя лечить тело, не излечив душу
Природа наделила нас двумя глазами, двумя ушами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили
Я знаю, что я ничего не знаю
ПЛАТОН
В своих бедах люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не самих себя
Когда мы стремимся искать неведомое нам, то становимся лучше, мужественнее и деятельнее тех, кто полагает, будто неизвестное нельзя найти и незачем искать
Круглое невежество не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже
Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно
Мы в действительности ничего не знаем
Основа всякой мудрости есть терпение
Незачем спрашивать, почему хочет быть счастливым тот, кто хочет им быть
Вопросы к классу: Чему можно научиться у мудрецов?
Можно утверждать, что мудрецы вне времени? Почему?
Какие высказывания обращают на себя внимание, трогают вас? Почему?
Притча: Один человек пришел к Сократу и спросил:
- А знаешь что мне сказал о тебе твой друг?
- Подожди, - остановил его Сократ, - Просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
- Три сита?
- Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито правды. Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда?
- Нет. Просто я слышал...
- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем через второе сито - сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
- Нет! Напротив!
- Значит, - продолжал Сократ, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито - сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
- Нет, в этом нет необходимости.
- Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни доброты, ни пользы, ни необходимости. Зачем тогда говорить?...
Учитель обращает внимание учащихся на экран, где приведены высказывания (слайд №4)
Прочитайте приведенные высказывания и прокомментируйте их? Согласны? Почему? Не согласны? Почему?
Учитель: Мы сегодня говорили о мудрецах, знакомились с их мыслями, идеями, взглядами и сейчас я попрошу вас обратиться к будущим пятиклассникам и дать им мудрый совет на будущее от имени уже вкусивших прелести исторической науки. Ваши обращения должны быть красивыми, глубокими и лаконичными. Мы сложим их в конверт и попросим учителя истории вскрыть его на первом в их жизни уроке истории.
А почему листы для записей разноцветные?
Заключение (слайд №5).