Цели урока:
- Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
- Образовательная: создать условия для:
1) формирования у учащихся представлений о времени правления Ивана Грозного как о процессе централизации государственной власти; усилении интегрирующей и консолидирующей силы государственной власти;
2) понимания политических, экономических и социальных предпосылок проведения реформ Ивана Грозного, определения направлений внешней политики;
3) понимания причин, по которым правление Ивана Грозного, неоднозначно трактовалось в истории. - Развивающая:
1) критическое мышление через чтение информационного текста;
2) коммуникативные навыки. - Воспитательная: формирование активной жизненной позиции.
Формы организации познавательной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование:
- Учебник: И.Л. Андреев, И.Н. Данилевский, В.В. Кириллов «История России с древнейших времен до конца XIX века» 10 класс.
- Презентация по теме: «Правление Ивана Грозного».
- Задания для групповой работы (исторические документы: Судебник 1550 года, «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским», характеристики личности Ивана Грозного историками).
Технологическая карта урока:
Тип урока | Работа с информационным текстом |
Стадия I. Вызов. | Мозговой штурм, составление кластера |
Стадия II. Осмысление. | Инсерт |
Стадия III. Рефлексия. | Возвращение к кластеру |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Стадия вызова.
Учитель. XVI век характеризуется многими современниками и историками как жестокий век, отмеченный казнями, опричниной, Ливонской войной, «самодурством царя», который не только казнил бояр, но и тиранил народ. О «безумствах царя Ивана Грозного» написано немало воспоминаний (привести характеристики Андрея Курбского, Н.И. Костомарова, картина И.Репина «Иван Грозный убивает своего сына», привести примеры опричного террора). А теперь давайте вернемся на несколько веков назад в 1530 год, и посмотрим, какие насущные задачи стояли перед Россией XVI века. В правление Василия III происходит дальнейшая борьба с удельной системой, присединены Псков, Рязанское княжество, но тенденция к разобщенности земель не была полностью искоренена. Во внешней политике на западных рубежах России развернулась борьба с княжеством Литовским, на востоке – отношения с Казанью (в 1535 году она полностью вышла из подчинения Москвы). Со смертью Василия III, а затем и его супруги Елены Глинской начинается борьба боярских группировок за власть (Бельских, Шуйских, Глинских, Воронцовых). Эти страсти у трона не способствовали укреплению русского государства, да еще и «разыгрывались» на глазах юного Ивана, подталкивая его к выбору будущей политики. Ситуация в стране, сложившаяся к этому времени, могла развиваться по разным направлениям.
Вопросы к классу: Какие существовали возможности дальнейшего развития России в XVI веке? Какие пути проведения реформ выбрали бы Вы на месте Ивана? По мере ответов учащихся на доске появляется следующая схема:
Выполним задание: Какой из этих путей развития России Вы выбрали бы и почему? Какой путь выбрал Иван Грозный? Согласны ли Вы с его выбором? Аргументируйте свой ответ. Рассматриваются все точки зрения.
16 января 1547 года Иван Васильевич венчается на царство в Успенском Соборе Московского Кремля. Какое значение имел данный шаг для царя и развития государства?
Учащийся: Данным шагом Иван Грозный укрепил свою власть, царский сан поднимал Ивана над всеми подданными, в том числе и над боярами, придавало власти сакральный характер и укрепляло международный авторитет государства.
Учитель. Став царем, с конца 40-х годов вокруг Ивана Грозного сложился кружок единомышленников, который вошел в историю под названием Избранная рада. В Избранную раду входили как высшая аристократия, так и незнатные люди (А. Адашев, Сильвестр, А. Курбский, М. Воротынский, Н. Одоевский и другие). Данное царское окружение приступило к реформам.
Задание 1. Разделитесь на три группы. (Зависит от количества учеников в классе). Используя материал главы 4 учебника истории, определите, какие реформы были проведены во время правления Ивана Грозного в разных сферах общества. Какие направления внешней политики можно выделить XVI веке. Структурируйте сведения, оформив их кластером.
Ответы учащихся. Итог обсуждения в группах – составление общеклассного кластера.
Эта схема отражает тот уровень понимания проблемы, который имеют учащиеся на данный момент урока.
II. Стадия осмысления.
Задание 2. Выявите положительные и отрицательные стороны проводимой политики Ивана Грозного на основе предложенного Вам текста.
Первой группе: §12 “Реформы середины XVI века”; Второй группе §13 “Строительство царства Иваном Грозным”; Третьей группе §14 “Ливонская война и опричнина”. Во время работы над текстами вы должны использовать известный вам прием маркировки, а после прочтения заполнить таблицу с соответствующими маркировке графами.
“V” – знаю | “+” – новое |
Учащиеся индивидуально заполняют таблицу, обращаясь к маркированному тексту, осмысливают полученную информацию, оценивают ее, сравнивают с имеющейся. После заполнения таблицы каждая группа делает отчет о проделанной работе, отвечая на вопросы:
- Что из того, что Вы прочитали, вам уже было знакомо?
- Какие новые знания Вы приобрели?
- Какие трудности вам встретились?
III. Стадия рефлексии.
Возвращение к кластерам. Вопрос: Какими деталямимы можем их уточнить?В ходе обсуждения кластер дополняется новой информацией, которая появилась у учащихся. При этом подводятся итоги правления Ивана Грозного, выделяются его положительные и отрицательные стороны.
Учитель. В заключении урока поработаем по вопросам:
- Были ли направлены реформы Ивана Грозного на укрепление государственности? Ответ обоснуйте.
- С какой целью, на ваш взгляд, проводились меры опричнины?
- Как бы вы охарактеризовали Ивана Грозного как человека и политика?
Рассматриваются все точки зрения.
Домашнее задание:
Написать эссе по следующим темам на выбор:
- «Роль Ивана Грозного в укреплении государственности Руси».
- «Иван Грозный-кровавый тиран или выдающийся политический деятель?»
Конец урока: Подведение итогов урока. Цель урока выполнена. У учащихся сформировалось представление о времени правления Ивана Грозного, понимание политических, экономических и социальных предпосылок проведения реформ Ивана Грозного, определения направлений внешней политики; понимание причин, по которым правление Ивана Грозного, неоднозначно трактовалось в истории. В ходе урока посредством изучения темы развивалось критическое мышление и коммуникативные навыки учащихся.