Цель: познакомить учащихся с содержанием произведения Н.Н. Носова “Живая шляпа”.
Задачи:
- Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью.
- Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией.
- Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.
- Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.
- Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: медиапроектор, экран, презентация (у автора).
Используемые учебные пособия, литература:
- Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках.- М.: Школьная библиотека, 2006.-240с.
- Начальная школа: Справочник школьника: Учеб. изд. для 1-4 кл. /Сост. Бирюкова А.А., Синицына Е.И. – М: Филолог. об- во «Слово»: Компания «Ключ – С»: АСТ, 1999 – 640 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. : Рус.яз., 1989 – 750 с.
- Родная речь, 2 класс: Учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений/ М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова – М.: Просвещение, 2006.
Педагогические технологии:
- Объяснительно-иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
- информационно-коммуникативная технология.
Ожидаемые результаты:
- повышение активности на уроках;
- улучшение результатов обучения;
- развитие творчества у учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
– Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
II. Целеполагание.
(Слайд № 2)
– Рассмотрите внимательно фото, и попробуйте понять каким, был человек, изображённый на слайде. Лицо отражает жизнь. Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они?
– Для кого знакомо имя автора?
– Есть ли у вас дома книги Николая Николаевича Носова?
(Слайд № 3-4)
– Есть писатели, произведения которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов и относится Николай Николаевич Носов. Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Обратите внимание на его произведения. Я думаю, что вы уже познакомились с некоторыми их них.
(Слайд № 5-6-7)
Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, но поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.
– Всё ли вам понятно в моём рассказе?
- Актёр – артист – исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении
- Институт – высшее учебное заведение.
- Кинематография – искусство воспроизведения на экране заснятых на плёнку движущихся изображений, которые создают впечатления живой действительности.
- Режиссёр – творческий работник, руководитель театральных, зрелищных программ.
- Ровесник – человек одинакового возраста с кем-нибудь, сверстник.
– Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Носова.
(Слайд № 8-9)
По его произведениям созданы мультипликационные фильмы.
(Слайд № 10)
– Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?
– А вот автор считает, что может. Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.
– С чего начнем работу?
– Что для этого нужно сделать?
– Чему я учусь сегодня на уроке?
– Как учиться читать?
III. Прогнозирование содержания по заголовку.
– Можете ли вы по названию рассказа определить, о чем пойдет речь? (запись предложенных ответов на доске)
Словарная работа
– В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение
(Слайд № 11)
- Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
- Кочерга – железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
- Треснуть – ударить.
- Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.
IV. Физминутка.
«Пирамидка»
Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)
V. Чтение учителем + прогнозирование развития сюжета.
(Читают учитель и хорошо читающие дети, остальные учащиеся следят по тексту. В ходе чтения учитель делает остановки, дети думают над тем, как дальше будут развиваться события.)
– Читать текст будем по частям, с остановками.
Чтение 1-й части (до слов “увидели возле комода шляпу”)
– Что произойдет дальше?
Чтение 2-й части (до слов “Вовка за ним”)
– Как далее будут развиваться события?
Что шляпа будет делать в дальнейшем?
– Смогут ли ребята преодолеть свой страх?
Чтение 3-й части (до слов “ну, пойди, посмотри”)
Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель?
– Как далее будут развиваться события?
– Возвратятся ли ребята в комнату?
– Как будут защищаться, если шляпа набросится на них?
Чтение 4-й части (до слов “шляпа как подскочит кверху”)
– Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы?
(Слайд № 12)
5-я часть (рассказывает учитель)
VI. Анализ произведения, выборочное чтение.
– Понравился ли вам рассказ? Чем? Как менялось настроение мальчиков?
– Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? Докажите словами из текста.
– А читатели?
– Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу.
– Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?
– Какие они были по характеру?
Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, давайте проследим, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как о них рассказывает.
– Что же испугало мальчиков?
– Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? Найдите в тексте слова, которые говорят об этом.
– Приходилось ли вам испытывать страх? Когда? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно?
– Как можно побороть свой страх?
– Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?
(Слайд № 13)
- Волков бояться – в лес не ходить.
- Семь раз отмерь – один раз отрежь.
- У страха глаза велики.
– Определите идею (главную мысль рассказа).
– Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.
– Как повели себя дети в первый момент, когда увидели «живую» шляпу?
Найдите слова, характеризующие их поведение.
Запись на доске: 1. Испугались
– Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом стали нападать на шляпу?
– Оказавшись на кухне, изменили ли они своё поведение?
Давайте прочитаем диалог на кухне.
– Какое чувство испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы?
Запись на доске: 2. Осмелели.
– Почему Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его?
Запись на доске: 3. Обрадовались.
– Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения?
– Как автор относится к своим героям?
Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
VII. Итог урока. Рефлексия
– Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?
– Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение, почему?
– Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора?
– Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение.
– Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?
– Что для этого нужно? (хорошо читать, думать, выражать свои мысли вслух)
– Оцените свою работу на уроке.
– Продолжите предложение:
- Мне было интересно…
- Мне захотелось…
- Я узнал, что ….
- У меня получилось…
– На следующем уроке мы продолжим работу над данным произведением. Спасибо за сотрудничество на уроке.
VIII. Домашнее задание.
прочитать текст по ролям, нарисовать рисунок: каким вы представили себе котенка.