Урок литературного чтения по теме "Герои-сверстники. О жизни детей, их дружбе и товариществе". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: познакомить учащихся с содержанием произведения Н.Н. Носова “Живая шляпа”.

Задачи:

  1. Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью.
  2. Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией.
  3. Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.
  4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.
  5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация (у автора).

Используемые учебные пособия, литература:

  • Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках.- М.: Школьная библиотека, 2006.-240с.
  • Начальная школа: Справочник школьника: Учеб. изд. для 1-4 кл. /Сост. Бирюкова А.А., Синицына Е.И. – М: Филолог. об- во «Слово»: Компания «Ключ – С»: АСТ, 1999 – 640 с.
  • Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. : Рус.яз., 1989 – 750 с.
  • Родная речь, 2 класс: Учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений/ М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова – М.: Просвещение, 2006.

Педагогические технологии:

  • Объяснительно-иллюстративного обучения;
  • словесной продуктивной и творческой деятельности;
  • педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
  • информационно-коммуникативная технология.

Ожидаемые результаты:

  • повышение активности на уроках;
  • улучшение результатов обучения;
  • развитие творчества у учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II. Целеполагание.

(Слайд № 2)

– Рассмотрите внимательно фото, и попробуйте понять каким, был человек, изображённый на слайде. Лицо отражает жизнь. Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они?

– Для кого знакомо имя автора?

– Есть ли у вас дома книги Николая Николаевича Носова?

(Слайд № 3-4)

– Есть писатели, произведения которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов и относится Николай Николаевич Носов. Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Обратите внимание на его произведения. Я думаю, что вы уже познакомились с некоторыми их них.

(Слайд № 5-6-7)

Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, но поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

– Всё ли вам понятно в моём рассказе?

  • Актёр – артист – исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении
  • Институт – высшее учебное заведение.
  • Кинематография – искусство воспроизведения на экране заснятых на плёнку движущихся изображений, которые создают впечатления живой действительности.
  • Режиссёр – творческий работник, руководитель театральных, зрелищных программ.
  • Ровесник – человек одинакового возраста с кем-нибудь, сверстник.

– Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Носова.

(Слайд № 8-9)

По его произведениям созданы мультипликационные фильмы.

(Слайд № 10)

– Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

– А вот автор считает, что может. Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.

– С чего начнем работу?

– Что для этого нужно сделать?

– Чему я учусь сегодня на уроке?

– Как учиться читать?

III. Прогнозирование содержания по заголовку.

Можете ли вы по названию рассказа определить, о чем пойдет речь? (запись предложенных ответов на доске)

Словарная работа

– В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение

(Слайд № 11)

  • Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
  • Кочерга – железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
  • Треснуть – ударить.
  • Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

IV. Физминутка.

«Пирамидка»
Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)

V. Чтение учителем + прогнозирование развития сюжета.

(Читают учитель и хорошо читающие дети, остальные учащиеся следят по тексту. В ходе чтения учитель делает остановки, дети думают над тем, как дальше будут развиваться события.)

– Читать текст будем по частям, с остановками.

Чтение 1-й части (до слов “увидели возле комода шляпу”)

– Что произойдет дальше?

Чтение 2-й части (до слов “Вовка за ним”)

– Как далее будут развиваться события?

Что шляпа будет делать в дальнейшем?

– Смогут ли ребята преодолеть свой страх?

Чтение 3-й части (до слов “ну, пойди, посмотри”)

Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель?

– Как далее будут развиваться события?

– Возвратятся ли ребята в комнату?

– Как будут защищаться, если шляпа набросится на них?

Чтение 4-й части (до слов “шляпа как подскочит кверху”)

– Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы?

(Слайд № 12)

5-я часть (рассказывает учитель)

VI. Анализ произведения, выборочное чтение.

Понравился ли вам рассказ? Чем? Как менялось настроение мальчиков?

– Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? Докажите словами из текста.

– А читатели?

– Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу.

– Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

– Какие они были по характеру?

Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, давайте проследим, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как о них рассказывает.

– Что же испугало мальчиков?

– Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? Найдите в тексте слова, которые говорят об этом.

– Приходилось ли вам испытывать страх? Когда? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно?

– Как можно побороть свой страх?

– Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

(Слайд № 13)

  • Волков бояться – в лес не ходить.
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  • У страха глаза велики.

– Определите идею (главную мысль рассказа).

– Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.

– Как повели себя дети в первый момент, когда увидели «живую» шляпу?

Найдите слова, характеризующие их поведение.

Запись на доске: 1. Испугались

– Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом стали нападать на шляпу?

– Оказавшись на кухне, изменили ли они своё поведение?

Давайте прочитаем диалог на кухне.

– Какое чувство испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы?

Запись на доске: 2. Осмелели.

– Почему Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его?

Запись на доске: 3. Обрадовались.

Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения?

– Как автор относится к своим героям?

Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

VII. Итог урока. Рефлексия

Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?

– Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение, почему?

– Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора?

– Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение.

– Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?

– Что для этого нужно? (хорошо читать, думать, выражать свои мысли вслух)

– Оцените свою работу на уроке.

– Продолжите предложение:

  • Мне было интересно…
  • Мне захотелось…
  • Я узнал, что ….
  • У меня получилось…

– На следующем уроке мы продолжим работу над данным произведением. Спасибо за сотрудничество на уроке.

VIII. Домашнее задание.

прочитать текст по ролям, нарисовать рисунок: каким вы представили себе котенка.