Цель: Формировать представление о единообразном написании корня в родственных словах.
Задачи:
- Развитие навыков правильного письма;
- Формирование умения сравнивать группы родственных слов, находить корень;
- Воспитание интереса к изучаемому предмету.
Оборудование: картинки: корабль, туча, острова, материк; билеты; сундук с «богатствами»; тетради с домашней работой; сигнальные карточки; правило.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Рапорт дежурного.
- Упражнение для пальцев рук.
- Запись даты.
II. Проверка д/з.
– Чтение слов, выделяя ударение.
– Назови корень.
– Как называются эти слова?
– Прочитайте родственные слова к слову класс.
III. Словарная работа.
– Отправляемся в путешествие, на чём? корабль
– Что нужно купить? билет
– От чего отходит корабль? берег
К_РАБЛЬ – К_РАБЛИК
Б_ЛЕТ – БЕЗБ_ЛЕТНЫЙ
Б_РЕГ – Б_РЕГОВОЙ
– Вставь букву, выдели корень (работа с сигнальными карточками; ученики у доски с проговариванием; нарисован корабль с парусами на волнах, детям раздаются билеты).
– Каждый из вас сможет обменять свой билет…а на что, вы узнаете в конце нашего путешествия. Отправляемся в путь!
IV. Повторение.
– Над какой темой работаем?
– Чем близки родственные слова?
– Что в них общего?
– Как называется общая часть родственных слов?
Упражнение для глаз.
V. Переход к изучаемой теме.
– Мы путешествуем на корабле и подплываем к неизвестному острову.
– Выбери родственные слова из группы слов:
ВЫХОД, ХОДИТЬ, ПЕРЕХОД, ХЛЕБ, ХОРОШИЙ, ХОДИКИ, ХЛЕВ, ХОДОК, ХОД.
Ход – ходок. Корень произносится по-разному, а пишется?
Работа над правилом с.174
– Как пишется корень в родственных словах?
Итог – поощрение.
Физминутка.
VI. Работа с учебником.
с. 174, у. 15.
– Подплываем к загадочному острову.
– Подбери родственные слова и запиши их по образцу, выдели корень.
– Как изменилось значение слов в каждой паре?
– Как пишется корень в родственных словах?
Итог – лучшая тетрадь.
Физминутка для глаз: волны рук, гребцы вперёд – назад, бинокль.
VII. Обобщение.
– Мы видим в бинокль – на нас надвигается туча, у нашей тучи необычные капли: они словесные. Мы их сейчас соберём (на доске появляется рисунок тучи с капельками-словами: дождевик, дождь, дождливый, дождик).
– Прочитайте слова в каждой капле. Как вы думаете, какое слово родилось первым, а из него выросли все остальные? Расположите капельки-слова по порядку.
Дождь – дождик – дождевик – дождливый. (Учитель обращает внимание детей на многозначность слова дождевик – гриб, плащ).
– Выдели корень, как пишется корень в родственных словах?
VIII. Итог урока.
– Как называется тема, над которой мы работали?
Показ лучшей тетради
Д/з с.174, у.16
3 группа – 4 пары слов.
– Мы доплыли до большой земли (картинка материк) и нашли сундук с «богатствами». (Учащиеся открывают сундук и обменивают свои билеты на «богатства»).
Отметки.