Хоровое занятие по теме "Город прекрасного"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: создание условий для апробации инновационных форм и методов работы в решении вопросов воспитания юного петербуржца.

Образовательные задачи:

  • способствовать совершенствованию вокальных задатков детей (пение без напряжения в голосе);
  • продолжить работу по разучиванию каноном на два голоса 3-го куплета русской народной песни «Со вьюном я хожу»;
  • продолжить работу над чистотой интонации и хоровым ансамблем в песне А. Думченко «Неразрывная нить»;
  • продолжить работу над точностью воспроизведения ритмического рисунка;
  • создать условия для формирования навыка внимательного слушания музыки.

Развивающие задачи: способствовать развитию:

  • творческого воображения детей;
  • музыкального слуха, музыкальной памяти;
  • эмоциональной отзывчивости при исполнении музыкальных произведений.

Воспитательные задачи:

  • способствовать воспитанию чувства товарищества, умения работать в коллективе;
  • создать условия для формирования чувства любви к родному городу, уважения к его культурному наследию.

Формы организации занятия: групповая, по партиям, индивидуальная.

Методы:

  • наглядные (показ педагога, исполнение на фортепиано, аудиозапись, мультимедийная презентация);
  • словесные (беседа, диалог, анализ музыкального произведения);
  • практические (тренинг: упражнения, распевки, работа над песнями, игра на музыкальных инструментах ложках).

Применение современных образовательных технологий:

  • развивающее обучение;
  • информационные технологии;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • технология коллективной творческой деятельности;
  • здоровьесберегающие технологии.

(*В конспекте хода занятия обозначено использование/перелистывание слайдов мультимедийной презентации, созданной самостоятельно.)

Ход занятия

1. Звучит фрагмент «Гимна Великому городу» Р. Глиэра.

2. Введение в тему.

Ребята, вы знаете, что за музыка нас приветствовала?* (Слайд 1)

Вы, конечно, замечали, как величав и красив наш город, он каждый день открывает нам прекрасное.* А ведь многие люди часто, куда-то спеша, не замечают окружающей нас красоты. Я хочу сегодня провести вас по таким улицам нашего города, которые знаю только я. Их не все могут видеть, а только те, кто любит музыку и стремится познать прекрасное... Вот и приглашения для каждого из вас (раздать приглашения). Вы, пожалуйста, уберите их в карман и обязательно сохраните до конца нашего путешествия.

Ну, а чтобы оно было не только увлекательным, но и полезным, нам необходимо к нему тщательно подготовиться…

3. Распевание (упражнения на формирование звука, четкость дикции, активизацию работы дыхания):

  • на одном звуке тянем долгое «у», затем «о», «а»;
  • «ма-мэ-ми-мо-му» на одном звуке;
  • «бра-брэ-бри-бро-бру» на одном звуке в быстром темпе;
  • 5 звуков поступенно вверх и вниз на «р»;
  • на «у» стаккато: 1-2-1, 1-2-1, 1-2-3-2-1 ступени мажорного лада (активизируем дыхание);
  • «лё-о-о-о-о» легато: 1-2-3-2-1 ступени мажорного лада (унисон+2 голоса).

4. Музыкальные загадки.

В наш невидимый город Прекрасного можно попасть только через ворота.* (Слайд 2) Но они пока крепко заперты. Смотрите-ка, рисунок на воротах что-то напоминает…(Нотный стан.) А ЭТО что такое:

Семь сестренок, семь чудесниц
Ты их встретишь в каждой песне.
Дружно все они живут
Отгадай, как их зовут? (Ноты.)*

Теперь у нас есть нотный стан, есть ноты, чего же ещё не хватает, для того, чтобы верно назвать ноты и открыть ворота в город Прекрасного? (Ключа.) Правильно. Только ключ нам нужен не простой, а… (Скрипичный.)*

Ключом скрипичным можем мы*
Открыть ворота в мир мечты, (Слайд 3)
А там царит один закон* –
Закон добра и красоты.

- Что ж, пройдём дальше и познакомимся с невидимым городом Прекрасного…*

Мы с вами попали на проспект Композиторов.* (Слайд 6) Давайте узнаем, какие композиторы живут здесь? Присмотритесь внимательно, некоторые из них выглядывают из окон своих домов (узнать по портрету)…* (Слайд 7) А каких композиторов вы ещё знаете? (Назвать других известных.) Вы молодцы, знаете много композиторов. Скажите, пожалуйста, кто такой композитор? А есть такая музыка, у которой нет автора. Кто её сочиняет? (Народ.) Верно.

И живёт он в нашем городе Прекрасного на улице Народной.* (Слайд 8) Скажите, какие вы знаете народные песни?.. Давайте споём одну из них для жителей Народной улицы, чтоб им было приятно.

5. Песенное творчество.

Русская народная песня «Со вьюном я хожу»:

  • работа над интонацией;
  • работа над двухголосием;
  • разучивание 3-го куплета каноном.

- Ребята, мы исполняли песню без инструментального сопровождения. Как такое пение называется? (А` капелла.)

6. Музыкальные загадки.

А если мы возьмём в руки инструменты, то окажемся на улице Инструментальной.* (Слайд 9) Здесь живут и знакомые нам инструменты (узнать по аудиофрагментам): скрипка,* флейта;* и многие другие.

Взгляните, среди предметов, лежащих на рояле, есть музыкальные инструменты? (Вилка, ложки, поварешка.) Разве ложками не едят?.. А разве ложки могут исполнять мелодию?.. Что же они тогда играют? (Ритм.) Давайте проверим…(раздать детям ложки).

Итак, я буду отстукивать ритм, вы – в точности его повторять: работа с ритмом (прием «Эхо»).

С ритмическими длительностями, с особенностями разных ритмов нам помогает познакомиться сольфеджио. А чему ещё учит сольфеджио? (Пению по нотам.)

В нашем невидимом городе Прекрасного по нотам музыканты учатся петь на площади Сольфеджио.* (Слайд 10) Здесь, кстати, обитает и наше знакомое музыкальное эхо. Давайте проверим, не дремлет ли оно…

(Пропеваю сольфеджио начало песни «Неразрывная нить», дети (как Эхо) повторяют.)

- Кто-нибудь из вас узнал, что за песню нам напомнило музыкальное эхо? О чём эта песня? О какой неразрывной нити здесь идёт речь? (О дружбе.)

Посмотрите, музыкальное эхо привело нас прямо на бульвар Дружбы.* (Слайд 11) Предлагаю вспомнить песню…

7. Песенное творчество.

А. Думченко «Неразрывная нить» (продолжение работы по разучиванию песни).

В песне мы поём о дружбе людей, но ведь и ноты в городе Прекрасного тоже дружат между собой, создавая гармонию. Гармоничной может быть музыка, гармоничными могут быть взаимоотношения между людьми, гармоничным может быть и сам человек. Как вы думаете, каким ещё должен быть человек, живущий в городе Прекрасного?* (Слайд 12) (Ответы детей.)

Не забывайте, что невидимый город Прекрасного – это, по сути, душа нашего города Петербурга, красота и гармония которого отражается в сердце каждого из нас…

С. Екимов «Петербург мой» (концертное исполнение детьми).

8. Заключение.

- Итак, подошло к концу наше путешествие. Надеюсь, вам было интересно. А хотели бы вы возвратиться в город Прекрасного? (Рефлексия – ответы детей.)

Достаньте теперь свои приглашения и обратите внимание, что написано внизу: «Действительно на 4 лица». Это значит, что в следующий раз вы сможете взять с собой в путешествие по городу Прекрасного и своих родителей, братишек и сестрёнок или друзей… Ваши родители в детстве, наверняка, тоже бывали на тех улицах, с которыми мы сегодня познакомились. А может быть, они знают какие-то другие улицы. Впишите, пожалуйста, дома вместе с родителями те улицы, на которых мы с вами сегодня не были. Спасибо вам за старания!