Цель: создание условий для апробации инновационных форм и методов работы в решении вопросов воспитания юного петербуржца.
Образовательные задачи:
- способствовать совершенствованию вокальных задатков детей (пение без напряжения в голосе);
- продолжить работу по разучиванию каноном на два голоса 3-го куплета русской народной песни «Со вьюном я хожу»;
- продолжить работу над чистотой интонации и хоровым ансамблем в песне А. Думченко «Неразрывная нить»;
- продолжить работу над точностью воспроизведения ритмического рисунка;
- создать условия для формирования навыка внимательного слушания музыки.
Развивающие задачи: способствовать развитию:
- творческого воображения детей;
- музыкального слуха, музыкальной памяти;
- эмоциональной отзывчивости при исполнении музыкальных произведений.
Воспитательные задачи:
- способствовать воспитанию чувства товарищества, умения работать в коллективе;
- создать условия для формирования чувства любви к родному городу, уважения к его культурному наследию.
Формы организации занятия: групповая, по партиям, индивидуальная.
Методы:
- наглядные (показ педагога, исполнение на фортепиано, аудиозапись, мультимедийная презентация);
- словесные (беседа, диалог, анализ музыкального произведения);
- практические (тренинг: упражнения, распевки, работа над песнями, игра на музыкальных инструментах ложках).
Применение современных образовательных технологий:
- развивающее обучение;
- информационные технологии;
- личностно-ориентированное обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- технология коллективной творческой деятельности;
- здоровьесберегающие технологии.
(*В конспекте хода занятия обозначено использование/перелистывание слайдов мультимедийной презентации, созданной самостоятельно.)
Ход занятия
1. Звучит фрагмент «Гимна Великому городу» Р. Глиэра.
2. Введение в тему.
Ребята, вы знаете, что за музыка нас приветствовала?* (Слайд 1)
Вы, конечно, замечали, как величав и красив наш город, он каждый день открывает нам прекрасное.* А ведь многие люди часто, куда-то спеша, не замечают окружающей нас красоты. Я хочу сегодня провести вас по таким улицам нашего города, которые знаю только я. Их не все могут видеть, а только те, кто любит музыку и стремится познать прекрасное... Вот и приглашения для каждого из вас (раздать приглашения). Вы, пожалуйста, уберите их в карман и обязательно сохраните до конца нашего путешествия.
Ну, а чтобы оно было не только увлекательным, но и полезным, нам необходимо к нему тщательно подготовиться…
3. Распевание (упражнения на формирование звука, четкость дикции, активизацию работы дыхания):
- на одном звуке тянем долгое «у», затем «о», «а»;
- «ма-мэ-ми-мо-му» на одном звуке;
- «бра-брэ-бри-бро-бру» на одном звуке в быстром темпе;
- 5 звуков поступенно вверх и вниз на «р»;
- на «у» стаккато: 1-2-1, 1-2-1, 1-2-3-2-1 ступени мажорного лада (активизируем дыхание);
- «лё-о-о-о-о» легато: 1-2-3-2-1 ступени мажорного лада (унисон+2 голоса).
4. Музыкальные загадки.
В наш невидимый город Прекрасного можно попасть только через ворота.* (Слайд 2) Но они пока крепко заперты. Смотрите-ка, рисунок на воротах что-то напоминает…(Нотный стан.) А ЭТО что такое:
Семь сестренок, семь чудесниц
Ты их встретишь в каждой песне.
Дружно все они живут
Отгадай, как их зовут? (Ноты.)*
Теперь у нас есть нотный стан, есть ноты, чего же ещё не хватает, для того, чтобы верно назвать ноты и открыть ворота в город Прекрасного? (Ключа.) Правильно. Только ключ нам нужен не простой, а… (Скрипичный.)*
Ключом скрипичным можем мы*
Открыть ворота в мир мечты, (Слайд 3)
А там царит один закон* –
Закон добра и красоты.
- Что ж, пройдём дальше и познакомимся с невидимым городом Прекрасного…*
Мы с вами попали на проспект Композиторов.* (Слайд 6) Давайте узнаем, какие композиторы живут здесь? Присмотритесь внимательно, некоторые из них выглядывают из окон своих домов (узнать по портрету)…* (Слайд 7) А каких композиторов вы ещё знаете? (Назвать других известных.) Вы молодцы, знаете много композиторов. Скажите, пожалуйста, кто такой композитор? А есть такая музыка, у которой нет автора. Кто её сочиняет? (Народ.) Верно.
И живёт он в нашем городе Прекрасного на улице Народной.* (Слайд 8) Скажите, какие вы знаете народные песни?.. Давайте споём одну из них для жителей Народной улицы, чтоб им было приятно.
5. Песенное творчество.
Русская народная песня «Со вьюном я хожу»:
- работа над интонацией;
- работа над двухголосием;
- разучивание 3-го куплета каноном.
- Ребята, мы исполняли песню без инструментального сопровождения. Как такое пение называется? (А` капелла.)
6. Музыкальные загадки.
А если мы возьмём в руки инструменты, то окажемся на улице Инструментальной.* (Слайд 9) Здесь живут и знакомые нам инструменты (узнать по аудиофрагментам): скрипка,* флейта;* и многие другие.
Взгляните, среди предметов, лежащих на рояле, есть музыкальные инструменты? (Вилка, ложки, поварешка.) Разве ложками не едят?.. А разве ложки могут исполнять мелодию?.. Что же они тогда играют? (Ритм.) Давайте проверим…(раздать детям ложки).
Итак, я буду отстукивать ритм, вы – в точности его повторять: работа с ритмом (прием «Эхо»).
С ритмическими длительностями, с особенностями разных ритмов нам помогает познакомиться сольфеджио. А чему ещё учит сольфеджио? (Пению по нотам.)
В нашем невидимом городе Прекрасного по нотам музыканты учатся петь на площади Сольфеджио.* (Слайд 10) Здесь, кстати, обитает и наше знакомое музыкальное эхо. Давайте проверим, не дремлет ли оно…
(Пропеваю сольфеджио начало песни «Неразрывная нить», дети (как Эхо) повторяют.)
- Кто-нибудь из вас узнал, что за песню нам напомнило музыкальное эхо? О чём эта песня? О какой неразрывной нити здесь идёт речь? (О дружбе.)
Посмотрите, музыкальное эхо привело нас прямо на бульвар Дружбы.* (Слайд 11) Предлагаю вспомнить песню…
7. Песенное творчество.
А. Думченко «Неразрывная нить» (продолжение работы по разучиванию песни).
В песне мы поём о дружбе людей, но ведь и ноты в городе Прекрасного тоже дружат между собой, создавая гармонию. Гармоничной может быть музыка, гармоничными могут быть взаимоотношения между людьми, гармоничным может быть и сам человек. Как вы думаете, каким ещё должен быть человек, живущий в городе Прекрасного?* (Слайд 12) (Ответы детей.)
Не забывайте, что невидимый город Прекрасного – это, по сути, душа нашего города Петербурга, красота и гармония которого отражается в сердце каждого из нас…
С. Екимов «Петербург мой» (концертное исполнение детьми).
8. Заключение.
- Итак, подошло к концу наше путешествие. Надеюсь, вам было интересно. А хотели бы вы возвратиться в город Прекрасного? (Рефлексия – ответы детей.)
Достаньте теперь свои приглашения и обратите внимание, что написано внизу: «Действительно на 4 лица». Это значит, что в следующий раз вы сможете взять с собой в путешествие по городу Прекрасного и своих родителей, братишек и сестрёнок или друзей… Ваши родители в детстве, наверняка, тоже бывали на тех улицах, с которыми мы сегодня познакомились. А может быть, они знают какие-то другие улицы. Впишите, пожалуйста, дома вместе с родителями те улицы, на которых мы с вами сегодня не были. Спасибо вам за старания!