Необходимо ли дистанционное обучение для больных детей и – в особенности – детей-инвалидов с ограниченными возможностями передвижения Совершенно очевидно, что обучение посредством компьютера снимает весьма актуальную для этих детей проблему образования.
Действительно, не вызывает возражений утверждение о необходимости учиться всем детям школьного возраста (и детям с хроническими заболеваниями, в частности). Вопрос стоит в другой плоскости – как это сделать оптимальным образом для каждого ребенка?
При рассмотрении этого вопроса в отношении здоровых (или относительно здоровых) детей следует сделать вывод о предпочтительности обычного, «живого» взаимодействия с учителем, возможно, дополненного какими-то элементами дистанционного обучения. Указанный вывод естественным образом вытекает из несомненной важности для психического развития ребенка включения его в систематическую учебную деятельность при непосредственном руководстве взрослого. Если говорить иначе, процессы овладения продуктами культуры и социализации должны происходить при посредничестве учителя. Думается, что сказанное остается верным и в отношении больных детей и детей-инвалидов.
При этом дистанционное обучение должно быть включено в рамки специальной образовательной среды, ориентированной на цели образования, развития и социализации детей с ограниченными возможностями.
Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов должна выступить система дистанционного обучения, необходимая, во-первых, тем детям, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу, а во-вторых, детям, вынужденно пропускающим занятия во время обострения хронических заболеваний.
Применительно к организации обучения в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде это означает выдвижение особых требований к технологиям обучения и, в целом, к организации учебной деятельности, опосредованной компьютером.
Развитие становится саморазвитием уже потому, что взрослый (педагог) не может оставаться для ребенка только лишь носителем личного опыта, но становится персонифицированным воплощением общечеловеческой культуры, богатство которой передается ребенку в каждой конкретной или обучающей ситуации. Благодаря этому у ребенка и возникает возможность творческого овладения обобщенными формами человеческой культуры, что открывает источники саморазвития. Удастся ли создать такую возможность в рамках телекоммуникационной компьютерной образовательной среды, в которой роль учителя во многом делегирована компьютеру?
Применение современных информационных технологий в образовании позволяет:
- индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;
- контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
- обеспечить самоконтроль учебно-познавательной деятельности;
- сократить время обучения за счет трудоемких вычислений на компьютере;
- демонстрировать визуальную учебную информацию;
- моделировать и имитировать процессы и явления;
- проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
- прививать умение в принятии оптимальных решений;
- повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации.
Я занимаюсь дистанционным обучением детей с ограниченными возможностями. Диагноз заболеваний у всех разный, как и возраст детей: от 4 класса до 10. Относительно каждого ребенка мной был составлен календарно-тематический план на основе адаптированных программ по информатике Л.Босовой, И.Г.Семакина, Н.Д. Угринович. Годовая нагрузка 34 часа, соответственно 1 урок в неделю. В зависимости от возраста ребенка, урок длится от 15 минут до 25 минут. В качестве примера предлагаю урок по теме «Кодирование информации» для 8 класса (Приложение). Естественно, что для каждого урока необходимо не только подобрать необходимый материал, дозировано и индивидуально подобрать домашние задание, но и подготовить презентацию, так как обучающий должен визуально следить за объяснением новой темы и выполнять задание на закрепление изученной темы.
Во время урока стараюсь разговаривать с обучающим тихим, спокойным голосом, обращаюсь на «Вы» вне зависимости от возраста. По окончании каждого урока узнаю о самочувствии ребенка, не устал ли он. По мере возможности прошу родителей присутствовать на уроке, чтобы оказать помощь ребенку в случае необходимости.
Следует заметить, что при детских церебральных параличах (ДЦП) двигательные нарушения сопровождаются недостаточностью ряда нервно-психических функций. При этом сочетания расстройств моторной сферы и интеллекта могут быть различны.
Моя задача состоит в том, чтобы обучить детей основам работы на компьютере и способствовать расширению круга общения и доступа к информационным ресурсам посредством Интернет, а также изучить программу по информатике соответственно классу, правда, в сокращенном варианте. Сокращение программы стараюсь делать по тем вопросам, которые впоследствии будут изучаться в последующих классах.
Не было ничего удивительного в том, что на первом занятии дети с трудом управлялись с клавиатурой, однако после нескольких занятий они уже вполне могли набирать текст с листа в Word’e и NeoOffise, а еще через полтора-два месяца занятий научились в режиме «дозвона» выходить в Интернет, пользоваться поисковыми системами и работать с почтовой программой, самостоятельно включатся в Skype и выходить на сайт центра дистанционного обучения, отмечать занятия в дневнике.
То есть на этом этапе, на мой взгляд, при соответствующей методике, грамотном, заинтересованном педагоге и наличии полнотекстовых информационно-справочных материалов по курсу школьной программы, обучающиеся вполне могут продолжить образование, сдать ЕГЭ и продолжить обучение.
Разумеется, обучение «особых» детей должно сопровождаться наблюдением со стороны психологов и врачей-специалистов (равно как и выявление групп заболеваний, при которых возможно дистанционное обучение). На мой взгляд, благодаря достаточно развитым техническим возможностям современных компьютеров, а также программного обеспечения, позволяющим, к примеру, вводить информацию «с голоса», в ДО может быть вовлечена достаточно большая категория инвалидов (не только с проблемами опорно-двигательного характера).
Безусловно, для организации систем дистанционного обучения детей-инвалидов необходимо учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации, появившегося в условиях современной информационной среды. Однако хочется отметить, что возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер при дистанционном общении исчезают совсем, либо уменьшается их значимость.
Кроме того, существенным преимуществом сетевых технологий в отличие от других является возможность обучаться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, используя информационные ресурсы удаленного на значительное расстояние учебного заведения, имея постоянный контакт с преподавателем (учащимися).
Разумеется, при рассмотрении вопроса о дистанционном обучении инвалидов возникает ряд проблем, связанных как с техническим и методическим обеспечением, так и с подготовкой специалистов в области дистанционном обучении, но это – тема, подлежащая отдельному рассмотрению. На мой взгляд, дистанционном обучении для людей с ограниченными возможностями – это, действительно «выход из тупика».
Использованная литература:
- Дистанционное обучение: Учебное пособие/ Под ред. Е.С. Полат: М., 1998.
- Компьютерные телекоммуникации в школе. Пособие для учителя/ Под ред. Е.С. Полат. М., 1995.
- Солдатов С. Дистанционное образование // Дистанционное образование. – 1998. - № 5, с. 33-38.; Мир Интернет. – 1998. № 7, с.24-31.
- Дистанционное обучение: к виртуальным средам знаний (Часть 1, 2), Тихомиров В.П., Солдаткин В.И., Лобачев С.Л., Ковальчук О. Г. (Журнал ДЛ, http://www.fcde.ru/de/N3-99.html)
- Виртуальная реальность в компьютерном обучении (Часть 1, 2) Катыс Г. П., Катыс П. Г. (Журнал ДЛ, http://www.fcde.ru/de/N3-99.html)
- Технология создания учебных материалов для дистанционного обучения, Немцев О.В.