Цели и задачи: создать педагогические условия, при которых:
1. Ученик научится:
- давать определение понятиям: землепроходец, ясак, «отписки», «скаски», «росписи», пушнина, острог и др.; показывать на карте маршруты походов Е.П.Хабарова на Амур;
- объяснять цели, задачи и результаты походов землепроходцев;
- проводить поиск необходимой информации через работу с картами, учебником, первоисточниками и систематизировать её;
- осуществлять сотрудничество в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее; представлять результаты своей деятельности.
2. Ученик получит возможность для осознания истории Приамурья, жизни и деятельности Е.П. Хабарова; любви и гордости к родному краю; уважения к подвигу русских путешественников.
Форма проведения: работа по группам.
Используемые технологии:
- деятельностная;
- групповая;
- поисково-исследовательская;
- критического мышления.
Основные понятия: землепроходец; ясак, острог, «мягкая рухлядь», челобитная, пушнина и др.
Ход урока
Уже не Поярков с ватагой друзей
Гнал кочи свои против бури,
А смелый Хабаров – казак
Ерофей
Стоял на великом Амуре!
(П.Комаров из поэмы «Серебряный кубок»)
Учащиеся разделяются на группы под руководством учителя. Каждая группа получает рабочий лист с заданиями (Приложение 1).
Первый этап – стадия вызова.
Прием – Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.
Задача – создание мотивации к активному обсуждению учениками вопроса: «Кто такие землепроходцы?».
1. Напиши 3-5 ключевых слов на тему: «ЗЕМЛЕПРОХОДЕЦ». Обсудите в группе ключевые слова и определения и представьте для обсуждения в классе. Свой ответ аргументируйте.
Рисунок 1
Составь определение этого понятия и представьте для обсуждения в классе.
Землепроходец – это _________________________________________________.
Землепроходцы – русские люди, путешествия которых в 16-17 вв. привели к крупнейшим географическим открытиям в Сибири, на Дальнем Востоке и в омывающих их морских прибрежных водах. В большинстве это были «служилые» (казаки разных рангов), торговые и «промышленные» (занимающиеся промыслами, преимущественно пушными) люди.
2. Понятийно-терминологическая карта. Задание – найдите пары.
3. Посмотрите на портреты землепроходцев и вспомните, кто это и что вы знаете об этих людях.
И.Ю. Москвитин | Семен Дежнёв | М.В. Стадухин |
В.Д. Поярков | Ерофей Павлович Хабаров |
Рисунок 2
Учитель: Обобщает все выше сказанное и предлагает ребятам подробнее поговорить о русском землепроходце Ерофее Павловиче Хабарове.
Просмотр отрывка из кинофильма «Древняя столица Дальневосточного края» (находиться у автора).
Второй этап – стадия осмысления.
4. Осуществляется работа с текстом первоисточника (маркировка текста) и делаются записи в рабочем листе в таблице. Ответы на вопросы. Делаем выводы.
5. Работа с атласами и контурными картами. Обозначить маршруты походов Е.П.Хабарова на Амур.
Третий этап – стадия рефлексии.
Сравниваем то, что знали и что нового узнали. Анализируем.
6. Фишбоун (рыбий скелет). Голова – землепроходец (имя); верхние косточки – причины походов на Амур; нижние косточки – результаты походов; Хвост – итоги и значение походов Е.П. Хабарова.
Причины походов
Причины походов |
Итоги походов |
или Синквейн.
1 строка – тема или предмет.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза из четырех слов.
5 строка – «смысловой синоним».
Синквейн – «пять строк».
1 строка – заключает в себе одно слово, обычно существительное или
местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором идет речь.
2 строка – два слова, чаще всего прилагательные или причастие. Они дают описание
признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими
характерные действия объекта.
4 строка – фраза из четырех слова, выражает личное отношение автора синквейна к
описываемому предмету или объекту.
5 строка – содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Подведение итогов, оценки, домашнее задание.