Цели урока:
Обучающая:
- Обеспечить проверку знаний учеников по пройденному материалу.
Воспитывающая:
- Повышение интереса к предмету;
- Формирование стремления к самообразованию;
- Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности.
Развивающая:
- Развитие умения анализировать, обосновывать;
- Развитие информационной культуры.
Задачи:
- Подвести итоги по теме “Кодирование информации”.
- Обеспечить проверку знаний.
- Способствовать развитию интереса к предмету.
- Способствовать развитию анализа и синтеза в мышлении.
Оборудование:
- Персональные компьютеры.
- Автоматизированный тест.
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний с помощью автоматизированного теста
Двоичное кодирование текстовой информации в компьютере.
Информация, выраженная с помощью естественных и формальных языков в письменной форме, обычно называется текстовой информацией.
Для представления текстовой информации (прописные и строчные буквы русского и латинского алфавитов, цифры, знаки и математические символы) достаточно 250 различных знаков. По формуле можно вычислить, какое количество информации необходимо, чтобы закодировать каждый знак:
N=2I_ 265 = 2I_ 28 = 2I_ I = 8 битов.
Определение количества информации
Для обработки текстовой информации в компьютере необходимо представить ее в двоичной знаковой системе. Для кодирования каждого знака требуется количество информации равное 8 битам, т.е. длина двоичного кода знака составляет 8 двоичных знаков. Каждому знаку необходимо поставить в соответствие уникальный двоичный код в интервале от 00000000 до 11111111 (в десятичном коде от 0 до 255).
Человек различает знаки по их начертанию, а компьютер – по их двоичным кодам. При вводе в компьютере текстовой информации происходит ее двоичное кодирование, изображение знака преобразуется в его двоичный код. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу со знаком, и в компьютер поступает определенная последовательность из восьми электрических импульсов (двоичный код знака). Код знака хранится в оперативной памяти компьютера.
В процессе вывода знака на экран компьютера производится обратное кодирование, т. е. преобразование двоичного кода знака в его изображение.
Различные кодировки знаков.
Присвоение знаку конкретного двоичного кода – это вопрос соглашения, которые фиксируется в кодовой таблице. Первые 33 кода в кодовой таблице ( десятичные коды от 0 по 32 ) соответствуют не знакам, а операциям (перевод строки, ввод пробела и т.д. ).
Десятичные коды с 33 по 127 являются интернациональными и соответствую знакам латинского алфавита, цифрам, знакам арифметических операций и знакам препинания.
Десятичные коды с 128 по 255 являются
национальными, т. е. в различных кодировках
одному и тому же коду соответствуют разные знаки.
К сожалению, в настоящее время существуют пять
различных кодовых таблиц для русских букв ( Windows,
MS-DOS, КОИ-8, Mas, ISO ), поэтому тексты, созданные в
одной кодировке, не будут правильно отображаться
правильно в другой.
В последние годы широкое распространения
получил новый международный стандарт
кодирования текстовых символов Unicode, который
отводит на каждый символ 2 байта (16 битов). По
формуле (1.1) определим количество символов,
которые можно закодировать:
N = 2I = 216 = 65 536.
Такого количества символов оказалось
достаточно, чтобы закодировать не только русский
и латинский алфавиты, цифры, знаки и
математические символы, но и греческий, арабский,
иврит и другие алфавиты.
Итак, в настоящее время имеется шесть различных
кодировок для букв русского алфавита, в которых
один и тот же знак имеет различные коды. К
счастью, в большинстве случаев пользователь не
должен заботиться о перекодировках текстовых
документов, так как это делают специальные
программы – конверторы, встроенные в
операционную систему и приложения.
Контрольные вопросы:
- Почему при кодировании текстовой информации в компьютере в большинстве кодировок используется 256 различных символов, хотя русский алфавит включает только 33 буквы?
- С какой целью ввели кодировку Unicode, которая позволяет закодировать 65 536 различных символов?