Урок-путешествие по русскому языку. Тема: "Соединительные гласные О и Е в сложных словах". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Базовый учебник: "Русский язык 6 класса" под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.

Цель урока: обобщить имеющие знания учащихся о сложных словах; формировать прочный навык правописания сложных слов с соединительными гласными О и Е; закрепить материал на практике.

Задачи:

  • обучающие: научить учащихся писать сложные слова.
  • развивающие: способствовать развитию мышления учащихся.
  • воспитательные: поддерживать интерес к родному языку, воспитывать нравственные качества.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, толковые словари, телеграмма.

Ход урока

1. Слово учителя.

– Ребята, сегодня мы должны подготовиться к воздушному путешествию из села Большесидоровского в город Майкоп на конкурс знатоков русского и адыгейского языков. Путь наш будет проходить над бескрайними зелеными просторами Адыгеи, его речными гладями.

– С чего начнем подготовку к путешествию?

(С составления текста телеграммы).

– Работать над текстом телеграммы будем все вместе.А кто заполнит бланки телеграммы?

– Ваши предложения по содержанию телеграммы.

(Учащийся устно составляют, затем записывают текст телеграммы на доске и в бланках с попутным комментированием орфограмм).

Текст

Вызываем на соревнование. Хотим участвовать в упорной борьбе. Прилетим на самолете.

6 класс, с. Большесидоровское

(Проводится разбор слова по составу на доске)

– Итак, перелет из села в город мы совершим на самолете. Посмотрите, пожалуйста, на стенд "Словарные слова". Прочитайте и скажите значение следующих слов: лайнер, экипаж, стюардесса, иллюминатор.

(Работают ученики с толковым словарем, выясняя лексическое значение названных слов).

Задание. Составьте с одним из этих слов предложение, запишите в тетрадь и сделайте синтаксический разбор.

(Один из учеников работает у доски).

Стюардесса3 – сущ.

1. (Кто?) стюардесса.

Н.Ф. – стюардесса.

2. Пост. – одуш., нариц., ж.р., 1 скл.,

непост. – в ед.ч., в им. падеже.

3. (Кто?) стюардесса.

2. Объяснение нового материала.

УЧИТЕЛЬ.

– А теперь, ребята, послушайте, что я вам расскажу: "Жил-был на свете Корабль. Сначала он был маленький, парусный и плыл туда, куда хотел ветер.

Ему приходилось бороться с бурями и штормами. Потом люди сделали ему мотор и пустили в океан. Он был счастлив и думал, что нет в мире сильнее и красивее корабля. Один раз он увидел на площадке напротив океана неизвестную ему машину. Она была большая, похожая на треугольник. Корабль решил познакомиться. И каково было его удивление, когда и новый знакомый оказался тоже кораблем.

“Не может быть! – удивился и даже оскорбился корабль. – Разве ты такой же быстрый, как я?” Новый знакомый не стал спорить с ним. Он взмыл в небеса, и скоро его не стало видно.

“Вот это да-а!” – с восхищением воскликнул наш Корабль. Когда тот вернулся, наш Корабль первый предложил дружбу и сказал: ”Теперь нас двое, мы – братья: только я морской, а ты воздушный! И у тебя есть свой океан – воздушный океан; страну нашу охраняет морской и военно-воздушный флот, наше воздухоплавание будет известно всему миру. И чем сильнее каждый из нас и мы с тобой вместе, тем сильнее любимая Родина, “надежнее спокойствие наших границ”.

– О каком корабле я рассказала?

– Что вы можете сказать об зтом слове?

(Слово сложное, потому что состоит из двух корней; образовано путем сложения основ исходных слов с помощью соединительной О).

– Ребята, при образовании сложных слов чаще всего используются соединительные О,Е (реже И).

– Когда же пишется О, когда – Е?

Посмотрите на этот опорный сигнал и сделайте самостоятельно вывод.

СХЕМА – ОПОРА

img4.gif (3801 bytes)

– Прочитайте в учебнике определение и сравните его с вашим выводом.

– Сложные слова имеются как в русском языке, так и в адыгейском языке.

Но способы образования их в этом языке различны .Например, адыгейское слово мэл – ы – шъо – овечья кожа – состоит из двух корней МЭЛ– овца, ШЪО – кожа, Ы соединяет слова. Аналогичный пример из русского языка – САДОВОД. Оно тоже состоит из двух корней: САД и ВОД. Эти два корня соединяются с помощью соединительной гласной О.

Сравнение приведенных слов показывает, что отдельные части таких слов соединяются с помощью гласных О и Е в русском языке и ЫРЫ в адыгейском. Также в адыгейском языке есть сложные слова, образованные без соединительных гласных. В адыгейском языке слово МЭЗПЭС состоит из двух корней: МЭЗ – лес, ПЭС – охраняй, т.е. лесник. С этим примером можно сравнить русские слова: Ленинград, трехметровый.

3. Тренировочные упражнения.

1. Вставьте пропущенные буквы с объяснением в словах на доске.

Верт…лет пр…земление
Сам…лет пут…шествие
Пеш…ход пр…красный
Тепл…ход бе…брежный
Везде…ход пр…стор
Больш…сидоров взлетная п…лоса

2. Сочинение-миниатюра.

– Теперь можно и пофантазировать. Напишите сочинение – миниатюру о том, каким представляете себе будущий полет, что предполагаете увидеть при взлете, полете, во время приземления. В качестве опорных слов желательно использовать слова на стенде, записанные на доске и в тетрадях.

4. Подведение итогов урока учащимися и учителем.

5. Ученица зачитывает домашнее задание:

“Ответная телеграмма:

Участвовать в конкурсе знатоков согласны. Повторите орфограммы 29, 30, выполните упр. 150.