Базовый учебник: "Русский язык 6 класса" под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.
Цель урока: обобщить имеющие знания учащихся о сложных словах; формировать прочный навык правописания сложных слов с соединительными гласными О и Е; закрепить материал на практике.
Задачи:
- обучающие: научить учащихся писать сложные слова.
- развивающие: способствовать развитию мышления учащихся.
- воспитательные: поддерживать интерес к родному языку, воспитывать нравственные качества.
Тип урока: комбинированный.
Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, толковые словари, телеграмма.
Ход урока
1. Слово учителя.
– Ребята, сегодня мы должны подготовиться к воздушному путешествию из села Большесидоровского в город Майкоп на конкурс знатоков русского и адыгейского языков. Путь наш будет проходить над бескрайними зелеными просторами Адыгеи, его речными гладями.
– С чего начнем подготовку к путешествию?
(С составления текста телеграммы).
– Работать над текстом телеграммы будем все вместе.А кто заполнит бланки телеграммы?
– Ваши предложения по содержанию телеграммы.
(Учащийся устно составляют, затем записывают текст телеграммы на доске и в бланках с попутным комментированием орфограмм).
Текст
Вызываем на соревнование. Хотим участвовать в упорной борьбе. Прилетим на самолете.
6 класс, с. Большесидоровское
(Проводится разбор слова по составу на доске)
– Итак, перелет из села в город мы совершим на самолете. Посмотрите, пожалуйста, на стенд "Словарные слова". Прочитайте и скажите значение следующих слов: лайнер, экипаж, стюардесса, иллюминатор.
(Работают ученики с толковым словарем, выясняя лексическое значение названных слов).
Задание. Составьте с одним из этих слов предложение, запишите в тетрадь и сделайте синтаксический разбор.
(Один из учеников работает у доски).
Стюардесса3 – сущ.
1. (Кто?) стюардесса.
Н.Ф. – стюардесса.
2. Пост. – одуш., нариц., ж.р., 1 скл.,
непост. – в ед.ч., в им. падеже.
3. (Кто?) стюардесса.
2. Объяснение нового материала.
УЧИТЕЛЬ.
– А теперь, ребята, послушайте, что я вам расскажу: "Жил-был на свете Корабль. Сначала он был маленький, парусный и плыл туда, куда хотел ветер.
Ему приходилось бороться с бурями и штормами. Потом люди сделали ему мотор и пустили в океан. Он был счастлив и думал, что нет в мире сильнее и красивее корабля. Один раз он увидел на площадке напротив океана неизвестную ему машину. Она была большая, похожая на треугольник. Корабль решил познакомиться. И каково было его удивление, когда и новый знакомый оказался тоже кораблем.
“Не может быть! – удивился и даже оскорбился корабль. – Разве ты такой же быстрый, как я?” Новый знакомый не стал спорить с ним. Он взмыл в небеса, и скоро его не стало видно.
“Вот это да-а!” – с восхищением воскликнул наш Корабль. Когда тот вернулся, наш Корабль первый предложил дружбу и сказал: ”Теперь нас двое, мы – братья: только я морской, а ты воздушный! И у тебя есть свой океан – воздушный океан; страну нашу охраняет морской и военно-воздушный флот, наше воздухоплавание будет известно всему миру. И чем сильнее каждый из нас и мы с тобой вместе, тем сильнее любимая Родина, “надежнее спокойствие наших границ”.
– О каком корабле я рассказала?
– Что вы можете сказать об зтом слове?
(Слово сложное, потому что состоит из двух корней; образовано путем сложения основ исходных слов с помощью соединительной О).
– Ребята, при образовании сложных слов чаще всего используются соединительные О,Е (реже И).
– Когда же пишется О, когда – Е?
Посмотрите на этот опорный сигнал и сделайте самостоятельно вывод.
СХЕМА – ОПОРА
– Прочитайте в учебнике определение и сравните его с вашим выводом.
– Сложные слова имеются как в русском языке, так и в адыгейском языке.
Но способы образования их в этом языке различны .Например, адыгейское слово мэл – ы – шъо – овечья кожа – состоит из двух корней МЭЛ– овца, ШЪО – кожа, Ы соединяет слова. Аналогичный пример из русского языка – САДОВОД. Оно тоже состоит из двух корней: САД и ВОД. Эти два корня соединяются с помощью соединительной гласной О.
Сравнение приведенных слов показывает, что отдельные части таких слов соединяются с помощью гласных О и Е в русском языке и Ы,а РЫ в адыгейском. Также в адыгейском языке есть сложные слова, образованные без соединительных гласных. В адыгейском языке слово МЭЗПЭС состоит из двух корней: МЭЗ – лес, ПЭС – охраняй, т.е. лесник. С этим примером можно сравнить русские слова: Ленинград, трехметровый.
3. Тренировочные упражнения.
1. Вставьте пропущенные буквы с объяснением в словах на доске.
Верт…лет | пр…земление |
Сам…лет | пут…шествие |
Пеш…ход | пр…красный |
Тепл…ход | бе…брежный |
Везде…ход | пр…стор |
Больш…сидоров | взлетная п…лоса |
2. Сочинение-миниатюра.
– Теперь можно и пофантазировать. Напишите сочинение – миниатюру о том, каким представляете себе будущий полет, что предполагаете увидеть при взлете, полете, во время приземления. В качестве опорных слов желательно использовать слова на стенде, записанные на доске и в тетрадях.
4. Подведение итогов урока учащимися и учителем.
5. Ученица зачитывает домашнее задание:
“Ответная телеграмма:
Участвовать в конкурсе знатоков согласны. Повторите орфограммы 29, 30, выполните упр. 150.