Глубинное реформирование образовательной системы, введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагают необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребёнка, включение его в гибкую динамическую среду, отличную по форме и содержанию от традиционных уроков. Большие возможности для этого открывает проектная деятельность, направленная на развитие обучающихся через организацию активных способов действий.
В проектной деятельности учащиеся приобретают навыки проектирования, исследования как универсальных способов освоения действительности, построения вариантов взаимодействия с ней. Это способствует повышению мотивации к учебной деятельности, личностная позиция учащегося в образовательном процессе активизируется [2]. Проектная деятельность даёт возможность формировать на её основе учебно-познавательную деятельность обучающихся, так как структурно эти виды деятельности схожи [3].
Осуществление проектной деятельности в период введения ФГОС предполагает создание организационно-управленческих условий. В МАОУ лицее № 77 г. Челябинска в течение многих лет ведётся работа по созданию и оптимизации таких условий [2]. Можно выделить основные направления работы: нормативно-правовое, информационное, научно-методическое, кадровое, материально-техническое, организационное обеспечение проектной деятельности.
Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности в лицее
Информационное и научно-методическое обеспечение проектной деятельности в лицее
Кадровое обеспечение проектной деятельности в лицее
Решение проблемы кадрового обеспечения осуществляется через комплексное использование ресурсов.
Материально-техническое обеспечение проектной деятельности в лицее
Организационное обеспечение проектной деятельности в лицее
Организация осуществляется в соответствии с возрастными особенности обучающихся. При организации проектной деятельности в лицее выделяются три сообщества лицеистов:
- сообщество учеников начальной школы (обучающиеся 1-4 классов осваивают навыки написания реферативных работ, знакомятся с основами основами проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС);
- сообщество учеников 5-8 классов (обучающиеся осваивают навыки проектирования);
- сообщество учеников 9-11 классов (обучающиеся активно применяют навыки проектирования).
Выделяются следующие организационные формы проектной деятельности в МАОУ лицее № 77 в период введения ФГОС:
- мини-проекты на учебном занятии;
- долгосрочные проекты в рамках учебных занятий;
- краткосрочные и долгосрочные проекты во внеурочной деятельности;
- проектная деятельность в рамках дополнительного образования;
- краткосрочные и долгосрочные проекты во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования.
Структура управления проектной деятельностью в МАОУ лицее № 77 включает:
- административный корпус (директор МАОУ лицея № 77, два заместителя директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по научно-методической работе, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по информатизации образовательного процесса, заместитель директора по административно-хозяйственной работе);
- четыре методических объединения (МО учителей начальных классов, МО учителей естественно-научных дисциплин, МО учителей гуманитарных и общественных дисциплин, МО учителей эстетических и общекультурных дисциплин);
- РЦ с 4 лабораториями (лаборатория “Поддержка одарённых детей: олимпиадное движение”, лаборатория “Поддержка одарённых детей: научные исследования и проекты”, лаборатория “Химия плюс”, лаборатория “Развитие педагогического потенциала”);
- центры сопровождения проектной деятельности (информационно-аналитический центр, психологический центр, центр охраны здоровья).
РЦ МАОУ лицея № 77 – центр поддержки талантливых и перспективных детей. В РЦ открыта лаборатория “Поддержка одарённых детей: научные исследования и проекты”, под эгидой которой осуществляется проектная деятельность в лицее. Главная задача деятельности лаборатории – ативно реагировать на возникающие у учеников и педагогов идеи, запросы, учитывать все новейшие тенденции в современной науке и образовании, грамотно организовывать деятельность детско-взрослого сообщества, эффективно использовать доступные ресурсы [1].
МАОУ лицей № 77, работая в режиме ресурсного центра, находится в постоянном развитии, неизменно сосредоточивая свою деятельность на оптимизации организационно-управленческих условий проектной деятельности.
В 2012-2013 учебном году
- Научно-познавательное направление внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования представлено новой программой “Исследователь”, включающей широкий спектр предметов (биология, химия, физика, математика). В рамках программы с учениками начальных классов работают педагоги-предметники старшего и среднего звена.
- Начала работу “Школа открытий”, школа для учеников 5-9 классов, где одарённые и перспективные лицеисты обучаются основам учебно-исследовательской и проектной деятельности, совершенствуют свои навыки в данной области на межпредметной основе. В рамках “Школы открытий” ученики, работая с одним педагогом, выполняющим функции методиста и тьютора, реализуют проекты в разных областях (психология, математика, юриспруденция, физика, социология). Выбор направления исследования зависит от интересов ученика, тьютор же обеспечивает взаимодействие с педагогами-предметниками и специалистами отдельных областей, не входящих в школьную программу, осуществляет взаимодействие с выпускниками лицея, ставшими успешными в отношении того или иного направления деятельности.
- Начала работу интеллектуальная естественно-научная школа для старшеклассников (10-11 класс), деятельность которой сосредоточена на решении нестандартных задач (физика, химия, биология, экология, математика, информатика). Вектор развития данного проекта – крупные вузовские олимпиады.
- Развитие педагогического потенциала осуществляется через работу с “Планом профессионального развития педагогов лицея”, в соответствии с которым педагоги в частности посещают занятия “Школы инноваций”, школы для учителей лицея № 77. Работа в рамках данной школы позволяет повышать профессиональный уровень педагогов в межаттестационный период без отрыва от учебного процесса. В I триместре 2012-2013 учебного года проведены занятия по теме “Традиционные и иновационные формы, методы, приёмы подготовки учеников к олимпиадам и научным конференциям”, в организации и проведении занятий участвовали педагоги лицея, являющиеся лидерами в отношении реализации программы “Одарённые дети”. Во II триместре 2012-2013 учебного года проведены занятия по теме “Инновационная работа в период введения ФГОС”.
Деятельность МАОУ лицея № 77 по оптимизации организационно-управленческих условий проектной деятельности в период введения ФГОС позволяет учитывать индивидуальные возможности и потребности одарённых и перспективных лицеистов, осуществлять педагогическую поддержку научно-исследовательской и творческой активности обучающихся, даёт возможность работать в соответствии с инновационными процессами в области образования.
Литература
- Вахидов М.Н. Ресурсный центр “Химия плюс”. Идея и реализация // Наша новая школа: совместная продуктивная деятельность / ред. Группа: В.М. Брюхова и др. – Челябинск: Взгляд, 2011. – C. 263-269.
- Наша новая школа: совместная продуктивная деятельность / ред. группа: В.М. Брюхова и др. – Челябинск: Взгляд, 2011. – 392 с.
- Проектная деятельность в условиях обновления образовательных стандартов: методические рекомендации / авт.-сост. Е.А. Антонова, И.И. Кацай. – Челябинск: МОУ ДПО УМЦ, 2011. – 28 с.
- ФГОС: начальное общее образование // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588