Применение информационных технологий в образовательном процессе

Разделы: Начальная школа


“Дороги не те знания, которые отлагаются в мозгу, как жир; дороги те, которые превращаются в умственные мышцы”

Спенсер

Сегодня все основные государственные документы подчёркивают в качестве приоритетов российского образования его развивающий характер и личностную ориентацию. Сегодня мы на государственном уровне отказались от образовательной репродуктивной парадигмы: “запомни и повтори”, а вместе с ней – и от восприятия ученика в качестве пассивного объекта. Любой учитель объяснит, что для него учащийся – субъект образовательного процесса. Но очень часто учитель сталкивается с тем, что дети не проявляют интереса к учебной деятельности. Желание узнавать новое возникает очень редко и часто не выходит за рамки школьной программы.

В правительственной стратегии модернизации образования идёт речь о расширении образовательных функций школы, о том, чтобы в процессе обучения учащиеся получали разнообразный опыт, в том числе опыт самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Создавались условия для формирования устойчивого познавательного интереса, который характеризуется положительными эмоциями по отношению к деятельности и наличием познавательной стороны этих эмоций. Психологи считают, что стимуляция интересов учащихся может осуществляться через содержание учебного материала и посредством специально организованного самого процесса обучения.

Для того чтобы учебная деятельность субъекта образовательного процесса осуществлялась как деятельность познавательная, она должна быть опосредована внешними и внутренними факторами. К внешним факторам, определяющим познавательную деятельность личности, относятся методы, организационные формы, условия и средства организации учебного процесса. К числу внутренних факторов, способствующих осуществлению познавательной деятельности, относятся познавательная самостоятельность, познавательный интерес, познавательная активность личности, которые коррелируют с базовым понятием – познавательная активность.

Познавательный интерес представляет собой сложное органическое единство взаимосвязанных интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, выступающих побудительной силой активного учения. Познавательная самостоятельность обучающихся – это готовность и стремление субъекта познавательной деятельности своими силами продвигаться в овладении знаниями. В основе термина “познавательная активность” лежит понятие об активности как многофакторном феномене, требующем анализа на междисциплинарном уровне с привлечением данных биологии, психологии, социологии, педагогики.

Следует отметить, что познавательная активность не сводится исключительно к познавательной деятельности. Ее следует рассматривать как психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отношение к процессу познания. Сама познавательная активность как свойство личности проявляется, формируется и развивается в деятельности, в частности, учебной.

Познавательная активность характеризуется оптимальным сочетанием репродуктивного и продуктивного уровней.

Она реализуется через познавательную потребность, инициативу, самоактуализацию и саморегуляцию, которые являются ее определяющими характеристиками. Благодаря этому познавательная активность имеет мотивационную природу; она опосредована ценностными ориентирами, направленностью. Мотивационная сфера младшего школьника характеризуется тенденцией к формированию сознательного и волевого регулирования поведения, В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, выделяют два мотива:

  • познавательные (порождаются самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения);
  • социальные (можно выделить статусный мотив, мотив “хорошей отметки”, мотив утверждения себя в классном коллективе, стремление к превосходству и признания себя сверстниками).

Познавательная активность реализуется в учебно-познавательной деятельности и благодаря практике становится привычной формой поведения.

Выделяют следующие уровни познавательной активности в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта: репродуктивно-подражательный, при помощи которого опыт деятельности накапливается через опыт деятельности другого обучаемого; поисково-исполнительский – более высокий уровень, характеризующийся большей степенью самостоятельности, перед учениками ставится задача – понять задачу и отыскать средства ее выполнения; творческий уровень, который представляет собой наивысший уровень, поскольку и сама учебная задача может ставиться обучаемыми, и избираются новые пути ее реализации.

Одним из способов формирования познавательной активности является активное применение информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе.

Следует заметить, что внедрение информационных технологий как инновационная деятельность в образовательной сфере должно соответствовать стратегическим целям государства в области образования, среди которых особенно важны следующие:

  1. Формирование системы образования, способной адаптироваться к условиям и нормам жизнедеятельности людей;

  2. Реализация принципов развивающего обучения и методологии деятельностного подхода, превращение образования в среду освоения способов мышления и деятельности.

С применением информационных технологий появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И, наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

В современном обществе человек не представляет своего существования без информации. А откуда же получает он информацию? Конечно из книг, ведь книга была и остается спутником грамотного человека. Но жизнь не стоит на месте. И человек развивается. А значит необходимо расширять источники получения информации, значит и источники получения знаний. Компьютер – это современный источник для получения и обработки информации. А где можно научиться добывать информацию с помощью компьютера? В первую очередь, думаю я, в школе.

В дидактике начальной школы сложились следующие основные направления применения компьютера:

  • изучение основ информатики и вычислительной техники;
  • применение информационных технологий в образовательном процессе;
  • управление образовательными учреждениями на основе использования информационных технологий.

Информационные технологии можно разделить на два вида:

  1. Традиционные информационные технологии (основаны на использование книг и другой книгоиздательской продукции и т.п.).
  2. Современные информационные технологии (основаны на использовании компьютера).

Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это вовсе не игровой автомат и попутчик в путешествии по виртуальным мирам, а инструмент, который помогает добывать знания. Кто же поможет добывать знания ученику начальной школы, кто сможет организовать разнообразную деятельность на уроке, используя возможности компьютера? Это учитель. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

  • активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  • достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
  • снижению дидактических затруднений у учащихся;
  • повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно– коммуникационной компетенции;
  • приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Основной формой обучения в школе был и остаётся урок. Структура урока предполагает несколько этапов, и на каждом из них можно использовать компьютерные технологии как еще один инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования, как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока.

Продумывая урок и внеклассное мероприятие, мне хочется, чтобы учебный материал и приемы учебной работы были достаточно разнообразны, что способствовало бы повышению у детей познавательного интереса, чтобы на уроке моим ученикам было интересно, а интересна та работа, которая требует напряжения. Можно выделить следующие этапы конструирования урока с использованием информационных технологий и ресурсов сети Интернет:

1. Концептуальный.

На данном этапе определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов:

  • формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний;
  • формирование умений;
  • контроль усвоения и т.п.

Исходя из контекста урока и его педагогических задач, аргументируется необходимость использования средств ИКТ или ресурсов Интернет в образовательном процессе. К основным причинам можно отнести:

  • дефицит источников учебного материала;
  • возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.);
  • визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
  • формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности
  • необходимость работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов с целью их исследования в интерактивном режиме;
  • создание условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (экспериментально-исследовательская и проектная деятельность, игровые и состязательные формы обучения и т.п.);
  • необходимость объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.

В соответствии с указанными аргументами выбирается и методическое назначение необходимых образовательных электронных ресурсов:

  • обучающие (электронные учебники, обучающие программы);
  • информационно-поисковые (энциклопедии, Интернет ресурсы_;
  • имитационные;
  • демонстрационные;
  • моделирующие;
  • тренажеры;
  • контролирующие;
  • учебно-игровые и т.п.

2. Технологический.

На основе сформулированных требований к образовательным электронным ресурсам по дидактическим целям и методическому назначению проводится многофакторный анализ и отбор образовательных электронных ресурсов. Выбирается форма урока: урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект и т.п.

Проводится микроанализ и выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель — учащийся — ОЭР — учебный материал), их функциональные взаимосвязи на каждом из этапов урока. На данном этапе педагог проводит более детальный анализ (может быть, доработку или модернизацию) электронных ресурсов (ресурса) с позиций принципа генерализации информации, изучает сопроводительную инструкторско-методическую документацию, прогнозирует эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяет методику их проведения и проектирует основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.

Именно на этом этапе учитель определяет необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства).

3. Операциональный.

На данном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, и способов их реализации с одной стороны, выбор способов взаимодействия обучаемого и электронным ресурсом и обучающим с другой; осуществляется поэтапное планирование урока. Для каждого из этапов определяется:

  • цель;
  • длительность этапа;
  • форма организации деятельности учащихся;
  • функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе;
  • форма промежуточного контроля и т.п.,

на основании чего заполняется технологическая карта.

Таблица 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ

Предмет, класс

Окружающий мир, 2-й класс

Тема урока,
№ урока по теме

Природные зоны.
1

Актуальность использования средств ИКТ

Визуализация изучаемых понятий

Тип урока.
Цель урока

Урок изучения нового материала.
Познакомить с понятием “природные зоны”

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

ОЭР – энциклопедическая статья “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

мультимедийный компьютер

Образовательные ресурсы Интернет

-

Длительность этапа

5 минут

Этап урока

Объяснение нового материала

Форма организации деятельности учащихся

Коллективный просмотр

Промежуточный контроль

Вопросы учителя

Предмет, класс

Русский язык, 2-й класс

Тема урока,
№ урока по теме

Разграничение приставок и предлогов,
14, “Части слова”

Актуальность использования средств ИКТ

необходимость объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.

Тип урока.
Цель урока

Урок изучения нового материала.
Формировать умение отличать приставки и предлоги.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

ОЭР – русский язык “Фраза”

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Компьютеры – 5 штук

Образовательные ресурсы Интернет

-

Длительность этапа

7 минут

Этап урока

Первичное закрепление

Форма организации деятельности учащихся

Групповая работа

Промежуточный контроль

Результат – отметка компьютера.

Предмет, класс

Литературное краеведение, 2-й класс

Тема урока,
№ урока по теме

Салехард – столица, главный город нашего края.
Истомин И. “На полярном самом круге…” 1

Актуальность использования средств ИКТ

возможность представления в мультимедийной форме информационных материалов “Салехард” (фотографий, звукозаписей, вопросы викторины).

Тип урока.
Цель урока

Урок изучения нового материала.
Сформировать представления по теме.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Презентация

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Мультимедийный компьютер

Образовательные ресурсы Интернет

(при создании презентации)

Длительность этапа

5-6 минут

Этап урока

Итог урока

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная работа (ответы викторины)

Промежуточный контроль

Результаты – правильные ответы на вопросы викторины.

Предмет, класс

Литературное чтение, 2-й класс

Тема урока,
№ урока по теме

Путешествие по волшебным сказкам.

Актуальность использования средств ИКТ

создание условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (игровые и состязательные формы обучения);

Тип урока.
Цель урока

Урок обобщения.
Обобщить ЗУН по теме.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Презентация

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Мультимедийный компьютер

Образовательные ресурсы Интернет

(при создании презентации)

Длительность этапа

5-6 минут

Этап урока

Обобщение материала

Форма организации деятельности учащихся

Групповая работа – игра “Блиц-турнир”

Промежуточный контроль

самооценка

Каждый этап урока с использованием средств НИТ и ресурсов Интернет — это законченный блок, в начале каждого должен присутствовать организационный момент. В противном случае эффективность данного этапа снижается. Целесообразно продумать, таким образом, организацию занятий, чтобы учащиеся практически одновременно заканчивали тот или иной вид работы за компьютерами. Это позволит организованно перейти к следующему этапу.

4. Педагогическая реализация.

Основная цель этапа — перевод психолого-педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия. Для эффективного управления процессом обучения на основе средств НИТ требуется решение двух основных задач: задачи диагностики психологического состояния и уровня знаний обучаемого и задачи управления его познавательной деятельности. Суть первой задачи заключается в распознании текущего психологического состояния и уровня знаний обучаемых. Суть второй задачи – планирование и реализация оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время или максимального объема знаний за заданное время.

На этапе урока, связанном с использованием средств информационных технологий, учитель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся. Не следует препятствовать обсуждению вопросов (если, конечно, это не этап автоматизированного контроля) между учениками для того, чтобы знания, приобретенные на уроке, стали для них личностно значимыми. Учитель же на этом этапе урока — координатор, консультант по сложным вопросам, но не активный участник общения.

Традиционно важными на этапе педагогической реализации остаются оценка текущих результатов и коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.

Следует отметить, что в настоящее время на уроках, в основном, используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера:

  • презентация;
  • информационно-обучающие программы;
  • тесты.

В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффектные опыты и превращения, подборка электронных географических или исторических карт, портретов, цитат. На экране могут также появляться определения, ключевые слова, план изучения материала. Главное в презентации — наглядность (для слушателя).

Тесты в электронной версии, могут представлять собой варианты от электронных карточек с вопросами и вариантами ответов до сложных многоуровневых структур, где забывчивому ученику предлагаются небольшие подсказки и уровень знаний оценивается сразу же.

Информационно-обучающие программы с активным интерфейсом создаются учителями-предметниками с учетом трудных моментов для понимания и используются учениками для повторения, закрепления или углубления своих знаний по теме урока.

Навыки по поиску, систематизации, анализу информации могут помочь в дальнейшем выпускникам школы самоутвердиться в жизни: повышать свою квалификацию, самостоятельно добывая знания, переквалифицироваться.

Предлагаю схему организации урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет.

На первом этапе преподаватель проводит беседу, в процессе которой, например, вводит новые понятия. После этого для определения исходной готовности учащихся к самостоятельной работе с ресурсом осуществляется промежуточный контроль, на основании которого и с учетом сформированности общеучебных навыков выдается индивидуальное задание и план-график его выполнения. Этот этап может включать демонстрацию специфики работы с электронным ресурсом.

На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством педагога, после чего приступают к реализации индивидуального плана. Методическое значение которого трудно переоценить. Целью этапа может быть освоение или закрепление материала, объясненного учителем, проверка усвоения полученного знания или операционного навыка. Роль учителя на данном этапе — осуществление промежуточного контроля и корректировка индивидуального плана-графика, образовательного маршрута (принцип индивидуализации).

Третий этап может включать работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Им могут быть предложена проблемная ситуация или логическая задача, решение которых поможет достижению целей урока.

В зависимости от конкретного урока этапы могут быть ранжированы иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к работе с электронным ресурсом, а сама работа с электронным ресурсом станет уже кульминацией урока. Самое важное, чтобы ученик, выполняющий индивидуальное задание на компьютере или работающий над учебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение поставленной задачи. Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, использую возможности каждого ребенка для обучения или переключаю его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства.

Использование ИКТ имеет ряд преимуществ:

  • экономит время при проведении урока;
  • даёт возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся;
  • повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам;
  • работая на компьютере, каждый учитель выбирает свой темп работы.

Главное направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Наиболее актуальным считается метод проектов. Этот метод немыслим без применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этого метода, реализовать заложенные в нем потенциальные возможности. Применение метода проектов с использованием информационных технологий в образовательном процессе способствует формированию у обучающихся исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения.

Развитие познавательной активности, а значит и познавательной деятельности не ограничивается рамками урока. Во внеурочной деятельности не обхожусь без применения новых информационных технологий. Используя образовательные электронные ресурсы и мультимедийные презентации, повторяем и изучаем правила дорожного движения, безопасности; провожу тематические классные часы о природе, о правилах личной гигиены, о праздниках; применяю НИТ в организации и проведении викторин, конкурсов.

Используя новые информационные технологии как средство развития познавательной активности, не забываю о том, что здоровье ребенка – прежде всего. Работа ученика начальной школы за компьютером по санитарным нормам не может продолжаться более 15-20 минут, 3-4 раза в неделю. В процессе урока провожу различные физминутки: упражнения для опорно-двигательной системы; зарядку для глаз; игровые упражнения.

Накопленный опыт работы показывает, что новые информационные технологии могут быть использованы в учебном процессе как инструменты познания, способствующие развитию творческой познавательной деятельности учащихся. Реализация возможностей использования новых информационных технологий создаёт предпосылки формирования информационной культуры учебной деятельности, повышает мотивацию обучения за счёт возможности самостоятельного выбора форм и методов обучения, способствует всестороннему развитию личности ученика.

Анализируя свою работу, отмечаю положительные результаты у детей:

  • Положительная динамика мотивации обучения, повышение интереса к предмету;
  • положительная динамика развития памяти, мышления, воображения; внимания;
  • повышение качества образования ;
  • развитие познавательной активности, возникновение желания творить, а значит самовыражать личность в деятельности;
  • участие детей во внеурочной деятельности, где они становятся победителями и призерами.