Триединая дидактическая цель (ТДЦ):
Познавательная:
- сформировать представление о методах генетики человека, используя в ходе работы с научной информацией общеучебные и предметные умения (умение решать генетические задачи) обучающихся;
- показать практическую значимость изучения наследственности человека.
Развивающая:
- развивать логическое мышление (анализ, сравнение, обобщение, формулирование выводов) и коммуникативные компетенцииу обучающихся.
Воспитательная:
- формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле;
- воспитывать чувство толерантности и взаимоуважения при работе в паре, в группе; чувство ответственности за свой труд и общий результат.
Общедидактическая цель:
- создать условия для более глубокого осознания действия законов наследственности в природе, понимания их применимости в генетических исследованиях человека
Уровневые цели:
- репродуктивный уровень: усвоить основные методы генетики человека;
- конструктивный уровень: выявить причины трудностей генетических исследований человека, учиться определять метод генетики, c помощью которого можно решать проблемы жизни;
- творческий уровень: использовать разные генетические методы при решении конкретных жизненных проблем.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: проблемный.
Формы работы: парная и групповая работа.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, дидактические карточки-задания.
Ключевые понятия: ген, генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный и рецессивный признак, методы генетики человека (генеалогический, близнецовый, иммуногенетический).
Технологическая карта урока
Этапы |
Дидактические задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Урока |
Технологии |
|||
1. Организация начала занятия. | Подготовка учащихся к работе на занятии | Организует начало урока, обеспечивает мотивационный настрой | Слушают учителя, проверяют наличие всех принадлежностей к уроку | |
2. Подготовка к основному этапу занятия. | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений | Подготовка учащихся к определению темы
и задач урока: – более 2000 заболеваний человека
носят наследственный характер; |
Уточняют формулировку темы урока для себя (слайд 1) | |
Совместная с учащимися формулировка
темы урока и задач Предложение эпиграфа к уроку и с его помощью определение форм учебной работы и предполагаемых визуальных результатов |
Совместное с учителем формулирование
задач урока Анализируют с учителем эпиграф, при необходимости корректируют формы работы, уточняют ее результат |
|||
Повторение пройденного: 1) повторение
ключевых генетических понятий (слайд на доске)
“Ты – мне, я – тебе”; |
1) работа в парах (устно) 2) индивидуальная работа с взаимопроверкой, выставление баллов в тетрадь и лист самооценки |
|||
3. Усвоение новых знаний и способов действий | Постановка проблемы и создание проблемной ситуации | Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Человек – сложный объект генетических
исследований. В чем его сложность? |
Осознание поставленной проблемы, мотивация на фронтальную работу (учебная беседа) |
Обсуждение проблемы и ее теоретический анализ | Организация учебной беседы | Совместно с учителем формулируют обобщенные знания о человеке как сложном объекте исследований | ||
Выдвижение гипотезы | Если человек – особый объект генетических исследований, то какие методы для его изучения применимы? | Слушают учителя | ||
Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы | Постановка новой задачи: обычные методы
генетики к человеку неприменимы. Как быть? |
Должны быть другие, изучение родителей,
например. Какие методы смогу использовать я? Работа с научной информацией (словари, тексты) по группам (5 гр.) |
||
Работа в группах, получение продукта от группы | Организационная, консультирование (при необходимости) | Решение проблемных задач (карточка-задание с информационным сопровождением) | ||
Подведения итогов работы в группах, создание общего продукта (схема, таблица, опорный конспект и др.) | Организационная (работа с
интерактивной доской) Постановка новой задачи: Зачем человек использует разные методы? |
Продукт работы в группе и общий продукт
представляется в презентации и на школьной доске
(таблица методов, решение задач, схема путей
профилактики наследственных болезней) Сличение своего ответа (решения) с ответом группы и эталоном, корректировка результата |
||
Вывод : 1) полученный продукт
подтверждает или опровергает гипотезу; |
Учитель возвращается к поставленной проблеме, вновь формулирует ееМожно считать, что поставленная проблема решена? | Формулируют промежуточный вывод о познаваемости человека как биологического объекта, об основных методах генетики человека и путях профилактики наследственных заболеваний | ||
4. Первичная проверка понимания. | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. | Проверим, что из изученного вы
запомнили? Предлагает тестовые задания с моментальной проверкой |
Самопроверка (запись ответов в тетрадь) | |
5. Подведение итогов занятий | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. | Учитель возвращается к теме, эпиграфу и
поставленным вопросам Прием “незаконченное предложение” |
Формулируют выводы по уроку | |
6. Рефлексия. | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Остался еще один вопрос: всегда ли право
выбора – это благо? (слова Н.К. Кольцова) О каком выборе идет речь? В зависимости от направления рассуждения ребят выбирает один из вариантов рефлексии (см. приложение 1) |
Слушают, участвуют в обсуждении проблемы Делают общий вывод по уроку | |
7. Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. | Дается домашнее задание на доске
(обязательная и дополнительная часть), возможен
электронный вариант дачи домашнего задания Благодарит всех за работу |
Определяют объем домашнего задания
(только обязательный или еще и дополнительный),
записывают (возможен электронный вариант) Ребята благодарят учителя |