Анализ урока: КВН по теме "Равнобедренный треугольник"

Разделы: Математика


Урок – КВН по теме “Равнобедренный треугольник” – это второй и третий уроки, проводимые по данной теме. По тематическому планированию на изучение данного вопроса отводится 2 часа. На первом уроке было дано определение равнобедренного треугольника, доказано свойство углов при основании равнобедренного треугольника, разобраны подробно формулировки свойств медианы, биссектрисы и высоты, проведенных к основанию равнобедренного треугольника. На первом уроке было проведено первичное закрепление нового материала. Уроки, которые проводились сегодня – это были уроки применения знаний, умений и навыков. Так как это были последние уроки в первой четверти, то посчитала, что их можно провести в игровой форме и выбрала форму урока – КВН.

Урок проводился в классе, где большинство учащихся имеют средние математические способности, есть учащиеся уровень познавательной активности выше среднего, которых выше среднего и, есть дети с низкой подготовкой и низкой познавательной активностью.

Хорошо понимаю, что тема “Равнобедренный треугольник” по праву считается одной из самых важных в курсе геометрии и заслуживает самого пристального внимания. Она является основой решения множества геометрических задач и базой изучения теоретического курса в дальнейшем. Согласно месту урока в системе уроков отведенных на изучение этой темы мной были поставлены следующие цели:

  1. Научить учащихся применять определение, свойства и признаки равнобедренного треугольника к решению задач;
  2. Развитие мышления учащихся, познавательной активности, интереса к предмету, творческих способностей, умения применять имеющиеся знания в новой ситуации;
  3. Воспитывать умение работать в команде, чувство ответственности каждого за конечный результат работы всей команды, чувство взаимовыручки, культуру умственного труда.

Поставленные цели я постаралась реализовать через все учебно-воспитательные этапы урока.

  1. Организационный момент имел целью настроить ребят на быструю, четкую, продуктивную работу.
  2. Учебно-воспитательная задача второго этапа была проверить усвоение пройденного, устранить пробелы подготовить к восприятию задач, предложенных на уроке. Репродуктивный метод должен был помочь быстро проверить сформированность умений и навыков, отрабатывающихся при первичном закреплении изучаемого материала. Детям, имеющим хороший уровень познавательной активности была предоставлена возможность проявить себя при самостоятельном доказательстве теорем.
  3. Следующий этап урока: решение задач должен был непосредственно работать на конечный результат урока. На развитие и закрепление знаний, умений и навыков по применению определения, свойств и признаков равнобедренного треугольника. Для реализации этих задач были выбраны различные методы обучения: репродуктивный, частично поисковый, который должен был способствовать развитию умения сопоставлять, анализировать, обобщать.
    Для того, чтобы каждый ребенок имел возможность проверить умения по применению своих знаний, проведена небольшая самостоятельная работа с применением опорного конспекта. Последующая проверка способствовала выявлению пробелов и очень хочется надеяться, что и их ликвидации.
  4. Задача четвертого заключительного этапа урока –подвести его итог, оценить работу учащихся, нацелить на дальнейшее осознанное изучение геометрии.

Я хотела и старалась сделать так, чтобы структура урока была подчинена триединой цели урока и достижению конечного результата. Я старалась сделать так, чтобы для каждого ученика была создана ситуация успеха, чтобы каждый ученик был включен в поиск решения проблемы, а значит в активную познавательную деятельность.

Урок – КВН по теме: “Равнобедренный треугольник”

I)

  • 1 конкурс. Представление команд (участвуют 3 команды).

Команды объявляют свое название и девиз.

  • 2 конкурс. Разминка.

Капитаны разыгрывают право первого хода. Команды по очереди решают устные задачи по готовым чертежам (Приложение 1 – презентация).

  • 3 конкурс. Догони лидера.

Командам раздаются карточки с задачами. Команда, которая первая решила и оформила решение задачи, демонстрирует ее решение через документ– камеру. Команда соперница проверяет решение. Если необходимо, находит и исправляет ошибки, задает вопросы по ходу решения.

Карточка:

№1 (2 балла) В равнобедренном треугольнике угол, противолежащий основанию равен 1000. Найдите углы при основании.

№2 (3 балла) Периметр равнобедренного треугольника равен 36 см, основание на 3см меньше боковой стороны. Найдите боковую сторону этого треугольника.

№3 (4 балла) Один из углов при основании равнобедренного треугольника равен 300. Найдите угол, который образует с боковой стороной медиана, проведенная к основанию.

  • 4 конкурс. Найди пару.

Командам раздаются 2 комплекта карточек. На карточках первого комплекта написаны словесные формулировками определения, свойств и признаков равнобедренного треугольника. На карточках второго комплекта выполнены чертежи и краткие записи этих определений и теорем. Команды должны на доске с помощью магнитов составить соответствующие пары.

II)

  • 5 конкурс. Конкурс капитанов (домашнее задание).

Капитаны дома подготовили доказательство одного из признаков равнобедренного треугольника:

    1. Если в треугольнике медиана является высотой, то треугольник – равнобедренный.
    2. Если в треугольнике медиана является биссектрисой, то треугольник – равнобедренный.
    3. Если в треугольнике биссектриса является высотой, то треугольник –равнобедренный.

III)

  • 6 конкурс. Применим знания.

Команда, которая первая решила и оформила решение задачи, демонстрирует ее решение через документ– камеру. Команда соперница проверяет решение. Если необходимо, находит и исправляет ошибки, задает вопросы по ходу решения.

Задача: Докажите, что все стороны четырехугольника равны.

  • 7 конкурс “Дырявая” задача (индивидуальные задания для каждого учащегося).

Детям выдаются бланки с условием и решением задачи. В решении есть “дырки”, которые учащиеся должны заполнить. Предложено две задачи разного уровня сложности. Каждый ученик сам выбирает себе задачу. Дети предупреждены, что оценка каждого принесет баллы в копилку команды.

№1 (5 баллов)

Решите “дырявую” задачу

Дано: MEN – равнобедренный;

[MN] – основание;

AN = BM.

Доказать: АВЕ – равнобедренный.

Доказательство:

  1. Рассмотрим MЕN:
  2. по определению равнобедренного треугольника …=,
    по свойству углов при основании равнобедренного треугольника … = …

  3. Угол ЕМN и угол ЕМА – ,
  4. угол ЕNМ и угол ЕNВ – ,
    углы ЕМN и ЕNМ равны (из п.1), значит, угол ЕМА углу ЕNВ.

  5. АМ = АВ – МВ,
  6. BN = АВ ,
    АN =ВМ (из ), значит, АМ NB.

  7. Рассмотрим АЕМ и ВЕN:
  8. а) ЕМ = (из п. 1),
    б) = NВ (из п. 3),
    в) угол АМЕ = (из п.2)
    АЕМ = ВЕN (по …),
    значит, АЕ= ВЕ (по).

  9. Рассмотрим АЕВ: ВЕ= (из п.4), значит АВЕ – равнобедренный (по).

№2 (3 балла)

Дано: угол АВД = углу СВА, АВ = ВС.

Доказать: АДС – равнобедренный.

Доказательство:

1) Рассмотрим АВД и СВД:

а) угол АВД =…(из ),
б) = ВС (из...),
в) – общая.

Значит, АВД = СВД (по…), тогда АД = ДС (по), следовательно АДС – равнобедренный (по).

IV)

Пока ученики решают задачи жюри (учителя математики школы) подводит предварительные итоги игры. Окончательные итоги будут объявлены на следующем уроке после проверки индивидуальной работы учащихся. За урок получают оценки капитаны команд и учащиеся наиболее ярко проявившие себя во время урока.

Домашнее задание: §10 (учебник И.М. Смирновой и В.А. Смирнова); задача на карточке.

Презентация