Урок разработан в игровой форме с учётом методических требований к уроку-закрепления знаний. Урок построен с учётом возрастных особенностей младшего школьника, с использованием ИКТ. Это второй урок по этой теме.
Использование на уроке слайдов, помогает активировать познавательный интерес, стимулирует и развивает воображение, память, речь. Вызывает у учащихся эмоциональный подъём, способствует успешному усвоению учебного материала.
Данный урок построен так, чтобы один вид деятельности сменялся другим — это позволяет сделать работу на уроке динамичной и менее утомительной и воспитывает коммуникативные и регулятивные отношения: ученик — учитель, ученик — ученик.
Цели урока: закрепить изучение звука и буквы Ш.
Задачи урока:
Личностные: Формировать мотивацию к обучению.
Метапредметные: Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД, развивать логическое мышление, речь, память и внимание.
Предметные: формировать умение выделять изученный звук в речи, характеризовать его, читать слоги и слова с изученными буквами. Познакомить с орфограммой “ши”.
Оборудование: предметные картинки, касса букв и слогов, модели звуков, плакат “Солнышко и тучки”, карточка “ши”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Говорит учитель:
“Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Будем думать, рассуждать
Слушать и запоминать
Говорят дети:
Ни минуты не терять.”
Говорит учитель:
“Ноги вниз мы опустили
Руки вместе положили
Смотрим глазками вперед
Начинается урок чтения.”
– Я, рада видеть Вас, ребята, Ваши глаза, Ваши лица и очень надеюсь, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом.
– К нам на урок заглянули не только учителя, но еще один гость, чтобы узнать его надо отгадать загадку.
“Доброе, хорошее на всех глядит
На себя глядеть не велит.” (Солнышко.) .
– Но оно какое-то невесёлое, надо ему помочь тучки и облака разогнать. Выполняя каждое задание правильно, работая дружно вы вернёте солнышку хорошее настроение. Первая тучка “Называй-ка”. Послушайте стихотворение и скажите: Какой звук часто повторяется в словах?
“Шорох,шептанье,шумок под окном
шлёпанье лёгкое...Кто это -гном?
Ш-ш-ш!
Там за шторами возле окна
шустрым мышонком шуршит тишина.”
– Какой звук слышится в словах?
– Дайте характеристику этому звуку.
2. Постановка цели и задачи урока
– Как вы думаете какой у нас будет урок “повторения” или “открытия нового знания”?
– Чему будем учиться? Почему?
– Какой звук ш? (согласный, твёрдый, глухой, шипящий).
3. Языковая разминка.
– Как шипит змея?(ш-ш-ш)
– Как кипит чайник?(ш-ш-ш)
– Как масло на сковородке шипит? (ш-ш-ш).
Читаем слоги:
ша-шо-шу-ше-ши
аш-ош-уш-еш-иш.
Чистоговорка:
ша-ша-ша мама моет малыша
шу-шу-шу я письмо пишу
аш-аш-аш у Марины карандаш
ши-ши -ши аккуратно ты пиши, никогда не спеши
шо-шо-шо всем ребятам хорошо.
4. Создание проблемной ситуации.
На доске слова, которые нужно поставить в форму множественного числа.
Карандаш-карандаш_
шалаш-шалаш_
камыш-камыш_
малыш-малыш_
ландыш-ландыш_
– Почему на конце слова вы написали И?
ШИ-пиши с буквой и (чтение правила по учебнику).
5. Актуализация знаний.
– Отгадайте загадки, проведите слого-звуковой анализ слов-отгадок.
а) На сосну забрался мишка.
Там росла большая... (шишка).б) Зимой протянулся, а летом свернулся.(шарф)
в) Есть у белки и у мишки,
У лисички,у зайчишки.
И в холодный день зимы
В ней гулять выходим мы. (шуба)
– Что объединяет эти слова? (Они обозначают предметы, отвечают на вопрос что?, нарицательные, неодушевлённые).
6. Работа в парах.
Прочитайте пословицы на с.16 уч.
Разделите на слоги слова,в которых есть буква Ш.
Прочитайте текст на с. 18 учебника “Петушки”.
– Поставьте вопросы к каждой строке стихотворения.
Дети работают в парах (Кто распетушился? Что сделали петушки?)
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– Сколько раз в тексте встретилось сочетание ши? (6 раз)
– Какое правило знаем? (ШИ пиши с буквой и).
Рассказать стихотворение друг другу, а затем классу.
7. Физкультминутка.
Как идёшь?
Вот так!
Как бежишь?
Вот так!
Ночью спишь?
Вот так!
Как шалишь?
Вот так!
А грозишь?
Вот так!
Как сидишь?
Вот так!
– Какие слова со звуком [ш] запомнили?
8. Развитие речи.
Составление текста из трёх предложений. (Работа в парах)
У детей конверты, в них карточки с разрезанными предложениями.
Из них нужно составить текст. Дети читают, составляют и сравнивают с эталоном. На экране появляется текст:
“Пришла зимушка-зима. Повалил пушистый снег. Ели одели шапки и шубки.”
Составление рассказа по слайдам. Работа в парах. Один ученик – слушатель, другой – исполнитель. Рассказывают друг другу, а затем классу. Теперь сравнивают с эталоном, смотрят на экран.
Рассказ
Пришла зимушка-зима. Повалил пушистый снег. Ели
одели шапки и шубки.
Вот из леса вышел дедушка-лесовичок. Он несёт
мешок с подарками.
Мишки и мышки ждут подарков. Машинку и
хлопушку-мышке. Мишке-шары.
На ёлке зажглись огоньки. Пригодились и
мишуткины шары. Как хорошо у ёлки!
9. Подведение итогов урока.
Ребята наш урок подходит к концу. Скажите, что нового вы узнали на уроке, что повторили? Чему учились?
Где вам пригодятся новые знания?
Какая работа была самая трудная?
Какая интересная?
Дети: Мы выучили согласный звук [ш], учились узнавать его в словах, читать слова с ним. Учились составлять рассказ, пересказывать по картинкам.
- Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый.
- После Ш слышится Ы, а пишется И.
10. Рефлексия.
Вы хорошо потрудились. Работали активно и дружно. Нам удалось прогнать тучки. Солнышко вас благодарит и улыбается, расправив лучики.
Выберите себе на память портрет солнышка, отражающее ваше настроение.
Я желаю вам дорогие ребята хорошего настроения на весь день.
Литература:
- О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова “Поурочные разработки по обучению грамоте”.
- В.В.Волина “Учимся,играя”.Занимательное азбуковедение.
- В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин “Азбука”.
- Е.А.Пожиленко “Волшебный мир звуков и слов”.