Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Что за прелесть эти сказки!"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


“Сказка-ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок”

Цель: продолжить знакомство со сказками А.С.Пушкина; прививать детям любовь к поэзии как виду искусства.

Оборудование: репродукция картины М.Врубеля “Царевна-лебедь”, запись произведения Римского-Корсакова “Три чуда”, бочонки и рыбки с заранее подготовленными вопросами, портрет А.С.Пушкина.

Педагогические возможности: данный материал может быть использован для проведения праздника в 3 классе. Советую провести праздник при свечах.

Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди:
Кто-то год, а кто-то целый век.
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть у творческих людей?
Нет, лишь шаг в другое измеренье.
Мир души царит в кругу друзей
И передаётся в поколеньях.
Пушкину сегодня 200 лет.
Он живёт и здравствует меж нами.
Поздравленья принимай, поэт,
От потомков светлыми стихами.
Тот огонь, что он зажёг у нас,
Не погаснет по веленью ветра.
Где-то из глубин в нежданный час
Воспаляет от искры заветной.
Л. Преображенская

- А.С.Пушкин... Кто это? Наверное, каждый скажет: “Великий русский поэт”. Да, Пушкин - великий поэт. Не так уж часто именем поэта называют города, площади, улицы, воздвигают ему памятники. Но всё это, право слово, пустяки по сравнению с той памятью, которую оставил по себе Пушкин своими стихами, рассказами, повестями. Они пришли к нам издалека, и теперь живут рядом с нами, хотя минуло более 200 лет с тех пор, когда Пушкин последний раз в жизни прикоснулся к бумаге гусиным пером, написав записку перед смертельной дуэлью. Он погиб 37 лет от роду.

- Сейчас, конечно, непросто представить Пушкина маленьким мальчиком, каким он был в самом начале 19 века. Сердечной дружбы, семейной ласки, уюта не было в доме Пушкиных. Но маленького Сашу очень любила и жалела бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал. Её беспокоил неровный характер внука, беспокоило, что учился он не всегда прилежно, хоть и был умён не по годам. Но особенно много внимания ему уделяла няня Арина Родионовна-крепостная крестьянка. Лучше её петь песни и рассказывать сказки никто не умел. Благодаря няне Пушкин полюбил сказки на всю жизнь.

Звучит стихотворение А.Пушкина “Няне” (“Подруга дней моих суровых...”)

- Сказки А.С.Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но почти сразу вошли в детское чтение. “...Дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал своего “Салтана”, “Золотого петушка” и “Царевну”, ввели их в свой духовный обиход и этим лишний раз доказали, что народная поэзия в высших своих достижениях часто бывает поэзией детской”, - писал К.И.Чуковский.

Звучит стихотворение А.Пушкина “У лукоморья”

- Итак, сегодня мы с вами отправляемся в мир сказок Пушкина.

Входит сказочник.

- Постойте, постойте. Не так это просто - попасть в сказку. Я пришёл предупредить вас, что дорога в сказку трудна и опасна, и пройти по ней сможет лишь тот, кто и с героями сказок знаком и помочь им может в трудную минуту.

- Но, дорогой сказочник, ребята тоже читали сказки Пушкина или ты сомневаешься?

- А если читали, то скажите, из каких сказок предметы, которые лежат в моём волшебном мешке, и кому они принадлежат? (рыбка, верёвка, яблоко, пряжа, петушок, зеркальце и т.д.)

- Молодцы, ребята, вижу, что читали вы сказки. Вот вам за это клубочек волшебный. Куда он покатится, туда и ступайте.

“Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда...”

- За какую плату согласился работать Балда у попа?

- Кто и как пытался Балду без расплаты оставить?

- Слово “балда” имеет значения: дурак, тупица, бестолковый. А почему Пушкин дал своему герою такое имя?

Сейчас потолкуем о книжке другой,
Тут синее море, тут берег морской...
Старик выйдет к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ тут пойдёт,
А жадность, ребята, к добру не ведёт.
И кончится дело всё тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.

- А теперь посмотрим, кто из вас лучше всего знает сказку. В рыбацкие сети попалось несколько рыбок. Эти рыбки необычные, каждая из них приготовила для вас вопрос.

- Какими словами начинается сказка?

- Сколько лет жил старик со своею старухой “у самого синего моря”?

- Какой вопрос звучал каждый раз из уст золотой рыбки при встрече со стариком?

- Назовите по порядку помещения, в которых жила старуха.

- Какими словами закончилась сказка?

- А теперь продолжим наше путешествие на волшебном корабле.

“Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят”.

- В какую сказку мы попали?

Слушаем произведение Римского-Корсакова “Три чуда”.

- Желание запечатлеть образы, навеянные сказками Пушкина, рождались и у композиторов, и у художников. Римский-Корсаков создал две оперы на сюжеты сказок Пушкина: “Сказка о царе Салтане...” и “Золотой петушок”.

- А художник Михаил Врубель написал удивительную картину “Царевна-лебедь”. Он изобразил героиню в момент волшебного превращения белоснежной птицы в хрупкую и загадочную девушку в царственном кокошнике.

- Смотрите, ребята, перед вами необычные бочонки. В каждом из них задание. Узнайте героев этой сказки.

“Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился...”

“Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит...”

“Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле...”

“Видит: весь сияя в злате,
Царь ... сидит в палате...”

- А эта сказка про кого?

“...В тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Додон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело”.

- Только в сказках золотые
Лишь бывают петухи,
А у нас здесь есть лихие,
Удалые, озорные
Петухи-озорники!
Игра “Бой петухов”

Кукольный театр (отрывок по усмотрению учителя)

“Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить её,
А на зеркальце своё
Долго дулась и сердилась;

- Наше путешествие подошло к концу, но мы ещё не раз встретимся с героями произведений этого великого поэта. Но, надеюсь, круг наш станет ещё шире. Вы расскажете и прочитаете эти сказки своим друзьям, сёстрам и братьям, и друзей у сказок Пушкина станет ещё больше.

Песня на мотив “Улыбки”

Нам без сказок скучно будет жить,
Ведь от сказок наша встреча так искрится...
Расскажи её своим друзьям
И умчишься в Лукоморье словно птица.
И тогда к тебе придёт
Этот самый умный кот,
И русалка спляшет с лешим в хороводе...
Вот уж больше двухсот лет
Знает сказки белый свет,
И, конечно, любят Пушкина в народе.

Есть у каждого свой Пушкин.
В самого себя взгляни:
Есть и у тебя свой Пушкин,
Он твоей душе сродни.
Если б из сердец влюблённых
Пушкиных извлечь на свет,
То предстал бы в миллионах
Разных обликов поэт...
Д.Кугульдинов

Список использованной литературы.

1. Окулова Г.Е. “Слово о писателе - на урок”, Кунгур Пермской обл., 1995.

2. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. “Внеклассные мероприятия”, 4 кл., М.,2005.

3. “Начальная школа”,  №11, 1999.

4. Журнал-сборник “Читаем, учимся, играем”, выпуск 8, 2009.