Роль "материнской поэзии" в воспитании детей раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитание патриота и гражданина, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: “С молоком матери” ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки. потешки, игры-забавы и д.т.

Еще К.Д.Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что “язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое” (статья “Родное слово”). Развивая идеи К.Д.Ушинского, видный педагог В.Н.Сорока-Расинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это, по мнению В.П.Силина, делает народное искусство “универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей”.

Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир. Д.С.Лихачев так говорил об этом: “Народное искусство (фольклор) создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. По определению Мельникова, “детский фольклор представляет специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора”.

В системе жанров детского фольклора особое место занимает “поэзия пестования”, или “материнская поэзия”. Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, созданные для самых маленьких.

В работу с детьми в детском саду необходимо, на наш взгляд, включать такую форму народного творчества, как колыбельная песня.

Колыбельная песня, по мнению народа, - спутник детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества, не только русского, но и всех народов мира. В ней особым образом, специфическими средствами выразительности передается дух эпохи, преломленный через духовный мир создателя и исполнителя колыбельной. В колыбельных песнях преобладают ласкательные мотивы. Исследования современных ученых показывают, что колыбельные песни вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воспитании произведений устного народного творчества. Этому способствует прежде всего то, что успокаивающее действие, положительный эмоциональный фон создается благодаря тому, что исполняются они спокойным, ровным, тихим голосом, напевно и протяжно. Чувство психологической защищенности вызывается и тем, что, напевая эти песни. Матери или бабушки, как правило, держат ребенка на руках, качают его, он же в свою очередь слышит голос родного ему человека, ощущает его равномерное спокойное сердцебиение и дыхание, ощущает его присутствие, чувствует внимание к себе со стороны взрослого. Особая ритмическая организация и приемы уменьшения играют определенную роль в создании психологического комфорта.

Колыбельные играют громадную роль в ознакомлении ребенка дошкольного возраста с окружающей жизнью, с традициями и обычаями, бытом собственного народа. Образы, создаваемые в колыбельных песнях, конкретны, близки и понятны детям с момента рождения (это котенька-коток, собачка, заинька, гуленьки и т.д.) Частый персонаж в колыбельной песне – кот. Он упоминается наряду с фантастическими персонажами – Сном и Дремой. Некоторые исследователи полагают, что упоминания о нем навеяны древней магией. Но дело еще и в том, что кот много спит, - вот он-то и должен принести младенцу сон.

Народная педагогика включает в колыбельную не только добрых помощников, но и злых, страшноватых, не очень иногда даже и понятных (например, зловещего Буку). Всех их нужно было задабривать, заклинать, “отводить”, чтобы не причиняли они вреда маленькому, а может быть, даже помогали ему.

Колыбельные песни благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям типа: “люли-люли-люленьки”, “баю-баю-баиньки” и т.д., напевности, спокойным интонациям, главному повествованию, использованию приема уменьшения) способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, а через это воздействуют на воспитание эстетических чувств дошкольников. Через выражение любви к ребенку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, дети учатся понимать “доброе” и “злое”, закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому. А помогает этому используемый, как и в потешках, эмоциональный прием обращения к ребенку по имени, что делает его как бы соучастником действия, происходящего в колыбельной, и утверждает в мысли о том, что он интересен взрослому и нужен; и сравнение ребенка с наиболее значимыми в жизни взрослого человека объектами, явлениями окружающей действительности. Например:

Спи-ка, Маша – солнышко,
Спи-ка, житно зернышко,
Спи, моя родная,
Рыбка золотая.

Знания, усвоенные на эмоционально-чувственной основе в процессе соприкосновения с художественными образами колыбельных песен. Постепенно переходят в образный план, что способствует интенсивному развитию воображения.

Колыбельные песни наряду с другими жанрами словесного творчества народа заключают в себе могучую силу, позволяющую развить речь детей дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, заинька.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Сегодня приходится с сожалением говорить о забвении традиции, о все большем сужении круга колыбельных песен. Это происходит главным образом потому, что нарушено неразрывное единство “мать-дитя”. Колыбельная песня уходит из жизни младенцев. Между тем знаток фольклора В.П.Аникин оценивал ее роль очень высоко: “Колыбельная песня – своего рода прелюдия к музыкальной симфонии детства. Пением песен приучают ухо младенца различать тональность слов, интонационный строй родной речи, а подрастающий ребенок, уже научившийся понимать смысл некоторых слов, овладевает и некоторыми элементами содержания этих песен”.

Не меньшую роль в воспитательно-образовательном процессе детского сада могут сыграть русские народные песенки, пестушки, потешки, которые развлекают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение, т.е. вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым, подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности.

В потешках, песенках, - справедливо замечает Л.Н.Павлова, - отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки – без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, принятие его непререкаемого авторитета и ожидание… ожидание добра и только добра. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста; ребенок для матери, но уже не для нее, а для мира. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека”.

Исследования психологов (Л.Н.Павловой, Н.Н.Палагиной и других) показывают, что народные песенки, потешки, пестушки оказывают на ребенка раннего возраста активизирующее воздействие, являются средством социализации, т.е. с помощью малых фольклорных форм происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений.

Они созданы на материале, который хорошо известен детям с первых дней жизни, близок их миропониманию и конкретен, отражают действия ребенка, приобретенные через опыт. Поэтому небольшие стихи, созданные народом для маленьких. Читаются им по несколько раз и сочетаются с определенной ситуацией, что позволяет соотносить хорошо знакомые сочетания слов с конкретной действительностью. В этом, по выражению Л.Н.Павловой, заключается влияние народной поэзии на умственное и познавательное развитие ребенка.

Ненавязчиво, без грубого дидактизма, народные песенки, потешки, пестушки учат ребенка тому, что от него ожидают: “На кота потягушки, на дитя подрастушки. Вот такая расти, ко мне в гости ходи, вот такая расти, да не пакости” или “Расти коса до пояса, не вырони не волоса. Расти коса не путайся, дочка маму слушайся”. В них без особого назидания даются нормы поведения, которые ребенок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций и которыми пользуется в собственной жизни.

Использование “материнской поэзии” в процессе детской жизнедеятельности, включение их в разнообразные режимные моменты благотворно влияет на общение взрослого с ребенком, поскольку они создают положительный эмоциональный фон.

Народные песенки, потешки, пестушки способствуют эстетическому развитию ребенка. Особые интонации, ритмичность, напевность отдельных двустиший или четверостиший позволяют ребенку вначале почувствовать, а затем и осознать красоту родного языка, его лаконичность.

Использование в народных песенках. Потешках, пестушках уменьшительно-ласкательных суффиксов (-еньк, -ечк, -иньк, -очк, -ичк и т.д.) благотворно влияет на формирование эстетического восприятия окружающего мира детьми. Ласковый тон, который создается с их помощью, находит отклик в сердце ребенка.

Эти произведения как отмечает Н.Н.Палагина, заключают в себе огромный потенциал в развитии детского воображения. Ибо в них закреплены формы общения, включающие создание мнимых ситуаций.

Они способствуют формированию образности речи, словесному творчеству детей.

Таким образом, влияние народных песенок, потешек и пестушек на формирование личности ребенка неоспоримо.

Первые шаги очень трудны. Но мы можем помочь малышу приобрести необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостное восприятие окружающего мира. Необходимо только научиться говорить на языке детей. А больше всего созвучен детской душе язык поэтических образов. Используйте его каждый день, и вы не узнаете своих малышей. Они веселы, здоровы и с удовольствием познают новый мир.