Как воспитать духовно-нравственную личность в воспитательном пространстве школы

Разделы: Внеклассная работа


В 1887 году Я.Н. Толстой в письме Р.Роллану так писал о нравственности: “Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения”

Сегодня многие жалуются на упадок нравственности в обществе и, в частности, отсутствие духовности и нравственности у младшего поколения. К сожалению, могу отметить, что сейчас наши дети в своем Отечестве чувствуют себя иностранцами, так как теряется связь поколений, меняются представления о духовности и нравственности в обществе.

Вопрос духовно-нравственного воспитания выходит при таком положении на первый план. Мы, взрослые, должны понимать, что сегодня современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внутренних и внешних границ, чаще его внутренний мир формируют потоки информации из Интернета, телевидения, компьютерных игр (не всегда позитивных). Современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен, и очень сложно воспитать в школьнике доброе отношение ко всему живому, если после школы он часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные “стрелялки”, провоцирующие агрессию и жестокость.

В последнее время наметилась тенденция перекладывать на школу полного решения задач воспитания. Часто от родителей мы слышим: “Вы учителя, Вы и воспитывайте!”. Но может ли школа справиться в одиночку? Мне кажется, это общая проблема, и решать ее нужно сообща. И все-таки заинтересованный педагог никогда не устранится от решения этих задач, он приложит силы и будет влиять на развитие духовного мира учеников своим личным примером. Ученики проводят с нами немало времени, и это дает нам возможность посредством уроков, бесед, классных часов, внеурочной работы развивать духовный мир наших детей.

Стоит учесть, что наши поступки, речевое поведение педагога являются для учеников ярким примером, образцом для подражания. Также мы можем влиять на часть того мира, в котором живет ученик, посредством работы с родителями, устраивая связи с культурными организациями, обогащая таким образом внутренний мир ребенка.

Из всего вышесказанного могу сделать вывод: необходимо выделить духовно-нравственное воспитание в школе в особую воспитательно-образовательную область, обладающую своими методическими доминантами, технологиями, целями и способами реализации.