Урок окружающего мира. Творческий проект "Моя семья"

Разделы: Начальная школа


Цели проекта, поставленные перед ребенком :

  • Осознать роль семьи в жизни человека; изучить историю своей семьи (родословную), род занятий членов семьи, их хобби, семейные традиции и реликвии, родственные связи и отношения; понять свою роль в этой семье; подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, также впечатления о семейных путешествиях, труде и отдыхе; создать свой творческий проект и подготовить его презентацию.

Педагогические возможности:

  • Познакомить детей с понятием “семья”, закрепить знания о том, что у каждого человека должна быть своя семья, родные, формировать представление о семье, как о людях, которые любят и заботятся друг о друге.
  • Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы для повышения престижа семьи, выявление творческого и внутреннего потенциала, пропаганды семейных ценностей , здорового образа жизни, благополучной, успешной и крепкой семьи.
  • Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за принадлежность к своему роду.
  • Сплочение классного коллектива, расширение кругозора и познавательного интереса.
  • Формирование информационно-коммуникативной компетентности при решении проектных и исследовательских задач.

Ход урока

I. Организационный момент. Создание атмосферы на уроке.

Добро пожаловать на урок окружающего мира. Улыбнитесь друг другу. Желаю всем успехов.

II. Определение темы и целей урока.

Введение в тему урока.

- Отгадайте ребус.

7 я

(семья)

- О чем будем говорить на уроке?

- Сегодня очень важный урок. Мы закончили изучать большой раздел “Семья”.

И сегодня подведем итог: что нового узнали, покажете, какие творческие проекты создали совместно с родителями в результате вашей исследовательской работы, какие интересные рассказы о своей семье подготовили.

- Скажите, куда спешите вы после занятий в школе, с кем делитесь радостями и неудачами?

Конечно, домой, к маме, папе, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам. К родному, уютному, домашнему очагу.

- Пусть все к лучшему преобразуется
В наших душах, на нашей земле.
Человек - он в семье формируется.
Поведем разговор о семье!

III. Работа по теме урока.

Вспомните определение слова “семья”.

- Обратимся к истории.

Семья в жизни наших предков, как и сейчас, имела большое значение. Семьей обсуждали и решали важные проблемы быта, работы. В семье обязательно был старший, которого все обязаны были слушаться. Он поддерживал в семье порядок. Младшие в семье поступали под опеку либо отца (мальчики), либо матери (девочки) и учились их ремеслу и хозяйствованию. Старшие были окружены заботой и почетом. Особым уважение пользовалась мать - родоначальница. Вот как обращался к своей матери былинный герой Добрыня Никитич:

“Что ни белая береза к земле клонится,
Ни шелковая трава расстилается,
Уж как сын перед матерью кланяется...”

Разные поколения в семье были свидетелями разных событий в истории нашей Родины.

-Вспомните определение слова “поколения”.

Вы хотите увидеть себя в зеркале, но не в простом зеркале, а в зеркале истории своей семьи, своего рода? Ведь родословные есть не только у великих и царствующих, но и у каждого из нас.

1-2 проекта...

- Какие вопросы в хотели бы задать?

- Как называем мы друг друга? (по имени)

На Руси у людей раньше было двойное имя, потом появилось отчество, а еще позже- фамилия. Фамилии давали только знатным и богатым, а в простых семьях детям выбирали 2 имени: одно имело смысловое значение, а второе давалось ребенку в честь святого, день которого приходился на день рождения ребенка из специальной книги, которая называлась “святцы”.

- Какие имена у нас в классе самые распространенные, повторяются: (Александр, Мария, Дарья) Отчества? (Владимирович, Алексеевич).

- Как образовывались фамилии? (от имени отца- матери, по роду занятий, от названий животных, от прозвищ семьи).

- Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества, правительством России 2008 год был объявлен годом семьи.

“Семья крепка- крепка держава” – считает наш президент. Особенно актуально это в сегодняшнем мире, когда рушатся идеалы, распадаются державы, а остаются вечными, святыми не так уж много ценностей, в том числе - семья. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

- О своей семье расскажет... (1-2 проекта).

- О семье много пословиц и поговорок.

Давайте вспомним и продолжим пословицу:

  • Гость на пороге - счастье в ... (дом)
  • Яблоко от яблони недалеко.... (падает)
  • Дом без хозяйки... (сирота)
  • В гостях хорошо, а дома... (лучше)

- Какие еще знаете(видите на доске) пословицы?

- Самая теплая, добрая самая,
Может, ты думаешь, это весна?
Не угадали, совсем не она!
Это мама моя.

.....расскажет о своей семье и своей маме – самом нежном, самом добром, самом любимом человеке.

- “Мой дом - моя крепость”, - гласит старинная английская поговорка. Действительно, семья, дом - это крепость, которая не поддается веянию самого лихого времени.

Это мир, где сохранились и царят в отношениях людей бескорыстие, преданность, самопожертвование.

- Самый могучий и справедливый,
С голосом громким и мягкою гривой.
Нет никого сильнее на свете.
Нет никого вернее на свете.
Думаете лев с тяжелою лапой?
А вот и не правда! Это мой...папа.

- Мужчина в семье – это и архитектор, и строитель, и электрик, и водопроводчик. Но еще не менее важна роль мужчины в жизни – защитника Отечества. ...расскажет о своем папе... .

Игра “Собери пословицу”.

Скучен день до вечера, коли делать нечего

Выходные дни, каникулы, просто свободное время могут быть бесполезными и скучными, а могут использоваться с пользой для здоровья, для получения опыта, пополнения знаний...

- В семье могут быть общие занятия, увлечения, хобби.

Вы, может быть, знаете, что в семье Голиковых (писатель Аркадий Гайдар “Чук и Гек”) очень любили ставить спектакли, а в семье последнего русского царя Николая II увлекались фотографией. Предлагаю и вам рассказать о ваших семейных хобби. (спорт, путешествия) (1-2 проекта).

Пусть каждый день пройдет недаром.
Побольше дел, поменьше слов.

Поддерживают семьи и свои традиции (обычаи, перешедшие от старших родственников к младшим).

- Какие семейные праздники отмечают в вашей семье? (Дни рождения, свадьбы, день бракосочетания родителей, бабушки и дедушки, 8 марта, новый год, 23 февраля, пасха).

Традиционно в семьях дарят друг другу подарки к празднику, который в народе называют семейным (Новый Год).

Семейной традицией могут быть походы по выходным в лес или на реку, посещение театров и музеев.

- О своих семейных традициях расскажут...

- Мы тоже семья – только школьная. И пусть ваши сегодняшние выступления и презентации творческих проектов станут началом новых традиций в нашей школьной семье. Этот урок помог нам поближе узнать друг друга, объединиться, сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию и единству. Не зря народная мудрость гласит: “Посидим рядком, поговорим ладком”.