Урок русского языка по теме "Главная мысль текста". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: дать понятие о том, что является основной (главной) мыслью текста.

Задачи урока:

  • учить добывать информацию (понимать содержание);
  • развивать умение выделять главную мысль;
  • воспитывать осознание языка как основного средства мышления и общения людей, осознание богатства выразительных средств русского языка;
  • воспитание нравственных качеств.

Оборудование: карточки-тексты для групповой работы, сигнальные карточки; мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

а) Мотивационный настрой:

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно.

б) Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны родного языка. И как всегда каждый из вас будет на уроке исследователем.

Я желаю вам удачи. В конце урока мы проанализируем, удалось ли вам совершить открытие. Не забывайте за каждый правильный ответ ставить + в тетради, в конце урока подсчитаете, сколько баллов заработали (+=1 баллу)

2. Проверка домашнего задания (определение типа текста).

3. Актуализация знаний:

а) Словарная работа

На доске записаны слова : за…ц, в…рона, в…р…бей, м…дведь, л…сица.

Вопрос к классу: какую орфографическую задачу вы будете решать, чтобы правильно записать слова?

Ответ: вставить безударную гласную, проверяемую и не проверяемую ударением.

б) Работа в тетрадях

Откройте тетради, запишите число, “классная работа”.

Запишите слова. Орфограмму, над которой работали – подчеркните.

(один ученик выполняет задание у доски, другие в тетрадях)

Выполняется проверка по образцу (на доске).

Вопрос классу: Что объединяет все эти слова?

Ответ: Это животные нашего края.

Вопрос классу: Как они проводят зиму?

(слайд № 1) Презентация.

Вопрос классу: Кому из них нужна наша помощь?

в) Загадка: о ком так говорят? Длинные уши, косые глаза, короткий хвост,

Вопрос классу: Хотите узнать, почему зайца называют косым?

(слайд №2)

Чтение предложений вслух. Характеристика предложений по цели высказывания. А восклицательные предложения на что указывают? (На эмоциональную окраску)

Вопрос классу: Если мы уберем цифры от предложений, можем ли мы сказать, что это текст?

Ответ: Да, потому что они объединены одной темой.

(слайд №3)

Вопрос классу: Давайте уточним, что вы знаете о тексте?

(слайд №4)

(ребята выбирают тот вариант, с которым согласны или красный сигнал, если затрудняются ответить)

4. Постановка проблемы

  • По какому вопросу у вас недостаточно знаний?
  • Чем вы хотите заняться сегодня на уроке?

Ответ: Определять главную мысль текста.

Вопрос классу: Какие будут предположения, что такое главная мысль текста?

Работа с учебником: чтение правила (что такое главная мысль текста).

Вопрос классу: Как вы думаете, для чего вам надо научиться определять главную мысль текста?

Продолжается работа над текстом №1 (про зайцев).

(слайд №5)

Придумать заголовок текста, его можно взять прямо из текста.

Списать текст вместе с заголовком. В восклицательных предложениях определить тип предложений, подчеркнуть ту часть текста, которая выражает главную мысль.

Проверка: правильно ли определили главную мысль текста (обсуждение).

(слайд №6)

5. Физминутка

Я мороза не боюсь,
С ним крепко подружусь!
Стоит мне ногами топнуть
Да руками лишь прихлопнуть,
Да присяду раза три.
А наклоны – посмотри!
И подпрыгну так и так.
Жарко стало мне вот так!

6. Закрепление изученного материала

а) Самостоятельная работа №1 в группах: (класс делится на три группы)

Задания для групп: прочитать текст, определить главную мысль текста, чем она выражается.

Записать главную мысль текста в тетрадь.

Тексты для групповой работы (№1, №2, №3) – приложение 1.

Группы обмениваются выводами.

Обобщение знаний:

Что такое главная мысль текста? Чем она выражается?

б) Самостоятельная работа №2 в группах.

Составить схему алгоритма “главная мысль текста”

Защита схем у доски (по одному представителю от группы).

Проверка по образцу (слайд №7).

7. Домашнее задание (разноуровневое)

8. Рефлексия

Справились ли вы с задачей урока, получили новые знания, закрепили старые? На каком уровне усвоения вы находитесь?

Подсчитайте, сколько баллов вы заработали сегодня на уроке.

(Самооценка учащихся и демонстрация своего уровня усвоения новых знаний с помощью сигнальных карточек – приложение 2).

Чем мы будем заниматься на следующем уроке?