Цель: дать понятие о том, что является основной (главной) мыслью текста.
Задачи урока:
- учить добывать информацию (понимать содержание);
- развивать умение выделять главную мысль;
- воспитывать осознание языка как основного средства мышления и общения людей, осознание богатства выразительных средств русского языка;
- воспитание нравственных качеств.
Оборудование: карточки-тексты для групповой работы, сигнальные карточки; мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
а) Мотивационный настрой:
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
б) Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны родного языка. И как всегда каждый из вас будет на уроке исследователем.
Я желаю вам удачи. В конце урока мы проанализируем, удалось ли вам совершить открытие. Не забывайте за каждый правильный ответ ставить + в тетради, в конце урока подсчитаете, сколько баллов заработали (+=1 баллу)
2. Проверка домашнего задания (определение типа текста).
3. Актуализация знаний:
а) Словарная работа
На доске записаны слова : за…ц, в…рона, в…р…бей, м…дведь, л…сица.
Вопрос к классу: какую орфографическую задачу вы будете решать, чтобы правильно записать слова?
Ответ: вставить безударную гласную, проверяемую и не проверяемую ударением.
б) Работа в тетрадях
Откройте тетради, запишите число, “классная работа”.
Запишите слова. Орфограмму, над которой работали – подчеркните.
(один ученик выполняет задание у доски, другие в тетрадях)
Выполняется проверка по образцу (на доске).
Вопрос классу: Что объединяет все эти слова?
Ответ: Это животные нашего края.
Вопрос классу: Как они проводят зиму?
(слайд № 1) Презентация.
Вопрос классу: Кому из них нужна наша помощь?
в) Загадка: о ком так говорят? Длинные уши, косые глаза, короткий хвост,
Вопрос классу: Хотите узнать, почему зайца называют косым?
(слайд №2)
Чтение предложений вслух. Характеристика предложений по цели высказывания. А восклицательные предложения на что указывают? (На эмоциональную окраску)
Вопрос классу: Если мы уберем цифры от предложений, можем ли мы сказать, что это текст?
Ответ: Да, потому что они объединены одной темой.
(слайд №3)
Вопрос классу: Давайте уточним, что вы знаете о тексте?
(слайд №4)
(ребята выбирают тот вариант, с которым согласны или красный сигнал, если затрудняются ответить)
4. Постановка проблемы
- По какому вопросу у вас недостаточно знаний?
- Чем вы хотите заняться сегодня на уроке?
Ответ: Определять главную мысль текста.
Вопрос классу: Какие будут предположения, что такое главная мысль текста?
Работа с учебником: чтение правила (что такое главная мысль текста).
Вопрос классу: Как вы думаете, для чего вам надо научиться определять главную мысль текста?
Продолжается работа над текстом №1 (про зайцев).
(слайд №5)
Придумать заголовок текста, его можно взять прямо из текста.
Списать текст вместе с заголовком. В восклицательных предложениях определить тип предложений, подчеркнуть ту часть текста, которая выражает главную мысль.
Проверка: правильно ли определили главную мысль текста (обсуждение).
(слайд №6)
5. Физминутка
Я мороза не боюсь,
С ним крепко подружусь!
Стоит мне ногами топнуть
Да руками лишь прихлопнуть,
Да присяду раза три.
А наклоны – посмотри!
И подпрыгну так и так.
Жарко стало мне вот так!
6. Закрепление изученного материала
а) Самостоятельная работа №1 в группах: (класс делится на три группы)
Задания для групп: прочитать текст, определить главную мысль текста, чем она выражается.
Записать главную мысль текста в тетрадь.
Тексты для групповой работы (№1, №2, №3) – приложение 1.
Группы обмениваются выводами.
Обобщение знаний:
Что такое главная мысль текста? Чем она выражается?
б) Самостоятельная работа №2 в группах.
Составить схему алгоритма “главная мысль текста”
Защита схем у доски (по одному представителю от группы).
Проверка по образцу (слайд №7).
7. Домашнее задание (разноуровневое)
8. Рефлексия
Справились ли вы с задачей урока, получили новые знания, закрепили старые? На каком уровне усвоения вы находитесь?
Подсчитайте, сколько баллов вы заработали сегодня на уроке.
(Самооценка учащихся и демонстрация своего уровня усвоения новых знаний с помощью сигнальных карточек – приложение 2).
Чем мы будем заниматься на следующем уроке?