Ведущий 1:
“Хлеб – это жизнь, он вечен, как мать, как Родина. Вслушайтесь в слово “страда”. Оно дышит огнём, зноем боя. Земледелец – как солдат на войне. Войны нет, но хлебный фронт никогда не кончается.” (Расул Гамзатов)
Слайды хлеба.
Звучит песня “Хлеб всему голова” . Выходит студент в русском костюме, вносит хлеб на рушнике.
Ведущий 2:
Встаньте, люди!
Тёплый хлеб в человеческих руках, разве не чудо?
Поклонись, человек хлебу.
Ученики:
1.
Хлеб России, сильный хлеб России!
Как не восхищаться над тобой,
Если ты из неоглядной сини
Хлещешь, как безудержный прибой!
2.
Хлеб России, хлеб моей Отчизны.
Дюжий, богатырский как всегда.
Жизнью создавался ты для жизни
И трудом для нового труда.
Ведущий 1: В одном из очерков, посвящённых селу, я прочитала: “Велик сеятель.
Никогда не забывал о нём мир и никогда не забудет – ни в радости, ни беде.
И никакая глыба не перевесит крошку хлеба!”.
Ведущий 2: В музее истории Санкт - Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям надо было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!
Ученики:
1.
Хлеб войны был с лебедой,
Пол лам с большой бедой,
Жизнь была ему цена...
Помнит эти дни страна.
2.
Хлеб сражался за народ
Хлеб в тылу спасал сирот,
Среди стали и свинца,
Грел ладони и сердца.
3.
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Слайды военных лет о хлебе.
Звучит 7 симфония Д.Д. Шостаковича.
Ведущий 1. 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.
Ведущий 2. В связи с иссякающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С ноября 1941 года суточный паёк хлеба ленинградцев составлял 125-250 граммов.
Ведущий 1: Начался голод, от которого с ноября 1941-го по октябрь 1942 года погибло 641 803 человека.
Ведущий 2.
Крошечный, почти невесомый ломтик:
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнём и кровью пополам...
Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба.
Ведущий 1: Воспоминание участника Блокады Ленинграда.
Запись голоса.
“Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики...помню, как я на коленках ползла по полу в надежде найти хоть какую нибуть крошку хлеба. Помню свою бабушку старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам детям свой паек. Помню маму больную обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.”
Ученик 1.
Мяли танки тёплые хлеба,
И горела как свеча изба,
Шли деревни, Не забыть во век
Визга умирающих телег,
Как лежала девочка без ног,
Как не стало на земле дорог.
Ученик 2.
Но тогда на жадного врага
Ополчились нивы и луга,
Разъярился даже горицвет,
Дерево и то стреляло вслед,
Ночью партизанили кусты
И взлетали, как щепа, мосты.
Ученик 3.
Дети, плача, хлеба просили,
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Ведущий 2. В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой в котором она записывала даты смерти своих родных.
(Показ слайдов о Тане Савичевой)
Ведущий 1: Детская рука теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, поражённая невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции.
Ведущий 2: Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – трагические “визиты смерти” в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:
В. 1. “28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года”. В. 2. “Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.”.
В. 1. “Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.”.
В. 2 “Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год”.
В. 1.“Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год”.
В. 2. “Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942”
В. 1. “Умерли все”. “Осталась одна только Таня”. которую увезли в горьковскую область, но истощенная голодом девочка умерла.
Дети:
1.
НЕ плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
2.
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем
Будьте достойны.
3.
Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоёвано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Ведущий 2. Мы никогда не сможем почувствовать ужасы тех военных лет. Как все минувшее, чему мы не были свидетелями , ни участниками.
(Показать еще раз фото крохотный кусочек хлеба, являющийся экспонатом музея истории Ленинграда)
Ведущий 1. Мы не вспомним поросшие бурьяном и ржавчиной поля пресный вкус кирпичной пыли на руинах наших городов и деревень, запах смерти не символический, а реальный.
Ведущий 2. Мы не можем это вспомнить и заново пережить, потому что это было не с нами. 30 миллионов наших людей- мужчин, женщин и детей- унесла война. Им уже не помочь. Они не требуют сострадания и участия.
Ведущий 1. Но мы должны о них помнить!
Ведущий 2. И мы помним о них!
Дети:
1.
Нам нужен мир на голубой планете,
Его хотят и взрослые, и дети.
Нам хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.
2.
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир навеки! Навсегда!
3.
Пусть Солнце нам светит,
Пусть реки текут,
Пусть мамочки наши,
Нам булки пекут.
А папы пусть пашут
И сеют зерно...
Землю разрушить
Никому не дано
4.
По-разному зовутся дети-
Нас очень много на планете
5.
Есть Насти, Вовы и Алены,
Детей повсюду миллионы!
6.
Нужны нам книжки, песни, пляски
И увлекательные сказки!
7.
Пусть всем везде хватает школ,
Чтоб утром каждый в школу шел.
8.
Хотим под мирным небом жить,
И радоваться и дружить!
9.
Хотим, чтоб всюду на планете
Войны совсем не знали дети!
Исполняется песня “Солнечный круг”.