Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1. Сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей;
2. Тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний;
3. Тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность;
4. Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в команде.
Основные понятия: цивилизация, государство, князь, дружина, дань, полюдье, уроки, погост, печенеги.
Важнейшие даты:
862 г. – призвание варяга Рюрика на княжение в Новгород,
882 г. – объединение Древнерусского государства великим князем Олегом.
Оборудование урока: учебник А.А Данилов, Д.Д. Данилов, В.А.Клоков, С.В.Тырин “История России с древнейших времен до начала XVI века”, карта “Древнерусское государство”, карточки с заданиями по группам, рабочие листы к уроку открытия нового знания, рабочие тетради.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята, начинаем урок.
- Вспомните, какой период истории нашего государства вы изучаете? (середина I тысячелетия н.э. - время расселение восточнославянских племен)
- Сегодня вы продолжите изучение истории восточных славян после образования у них больших союзов племен. Я надеюсь, что урок пройдет интересно и с пользой.
- Сегодня на уроке вы будете открывать новые знания. Как вы будете это делать? (Мы определим, что мы еще не знаем, и самостоятельно откроем новые знания.)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- С чего начнете работу? (С повторения.)
Повторение проводится фронтально. В процессе работы на доске фиксируются необходимые эталоны: карта расселения восточных славян; краткие данные о варягах и торговом пути “из варяг в греки”; виды земледелия; языческие боги славян; схема управления славянским племенем и признаки цивилизации.
- Вспомните, какую территорию заселили восточнославянские племена?
- Кто такие варяги?
- Что такое путь “из варяг в греки”?
- Как развивалось земледельческое хозяйство восточных славян?
- В каких богов и духов верили славяне?
- Что такое племя? Какие племена восточных славян вы можете назвать? Как происходило управление славянским племенем?
- Что вы сейчас повторили?
- Какое следующее задание я вам предложу выполнить? (Пробное задание.)
- С какой целью вы будете выполнять пробное задание? (Чтобы понять, что мы не знаем, что сегодня на уроке будет нового.)
- Вам надо ответить на следующий вопрос: какой существенный признак цивилизации присутствует в схеме “Управление славянским племенем”? (Разделение людей на общественные слои)
- Какие еще признаки цивилизации существуют? (Возникновение городов, изобретение письменности и создание государства).
- Можно ли говорить о возникновении условий для перехода от первобытного общества к цивилизации у восточных славян?
Вопрос записывается на доске до урока:
Сложились ли к IX веку у восточных славян условия для перехода от первобытного общества к цивилизации?
- У кого нет ответа на вопрос? (Я не могу ответить на вопросы: были ли города, письменность и государство у восточных славян)
- У кого есть ответ? Вы уверены в правильности своего ответа? В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, существовало ли государство у восточных славян)
3. Выявление места и причины затруднения.
- На какой вопрос вы должны были ответить? (Сложились ли в IX веке у восточных славян условия для перехода от первобытного общества к цивилизации?)
- Почему вы не смогли ответить на вопрос? (Мы не знаем, при каких обстоятельствах возникло государство у восточных славян и кто являлся его создателем).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- К началу IX века союзы племен восточных славян подчинялись более могущественным соседям: на юге поляне, северяне, вятичи приносили дары хазарскому кагану, на севере словене, кривичи, чудь и меря откупались от воинственных норманнов.
- Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать, сумеют ли союзы племен восточных славян объединиться для отпора внешнему врагу.)
- Как бы вы предложили сформулировать тему урока? (“Образование Древнерусского государства”.)
Тема фиксируется на доске. Учащиеся записывают тему в тетрадь.
- Какими способами вы будете достигать цель урока? (Открывать для себя новые знания).
- Какие средства вы будете использовать при достижении цели? (Учебник.)
- На уроке мы будем говорить об образовании Древнерусского государства.
- Вспомните, какие изменения происходят в обществе, когда возникает государство? (Появляется аппарат управления, законы, службы защиты порядка, армия, производится сбор налогов).
- Работать вы будете в группах. Обсудив совместно задания, ответы записывайте в тетради. На выполнение каждого задания дается 3 минуты.
Каждой группе раздаются задания (задания одинаковые).
Задание № 1.
Охарактеризуйте изменения, произошедшие в обществе славян в IX веке. О чем говорят перечисленные изменения? Сравните их с признаками государства и заполните таблицу:
Изменения в обществе | Признаки государства |
Аппарат управления | |
Армия для защиты границ и интересов государства | |
Сбор налогов | |
Система законов |
Какие новые слои общества появились в результате разрушения родовых общин?
Как появлялись города у славян и почему они создавались на берегах рек?
Задание № 2.
- У восточных славян сложились предпосылки для образования государства. Теперь необходимо выяснить:
1. Кто являлся создателем Древнерусского государства: варяги или славяне? (по документам в конце параграфа)
2. Какой год является датой образования государства?
3. Какие племена восточных славян и их ближайших соседей оказались в составе Древнерусского государства? (по карте в учебнике)
Задание № 3.
1. Какой князь является основателем Древнерусского государства: Рюрик или Олег?
2. Какой город стал столицей государства?
3. Почему Олег получил в истории имя “Вещий”?
- Дело Олега продолжили его преемники, которых принято называть в истории Рюриковичи. С их деятельностью вам необходимо познакомиться и заполнить рабочий лист.
Каждая группа получает рабочий лист:
Рабочий лист 1.
Князь Игорь
Годы правления | |
Характеристика личности | |
Действия, укрепившие Древнерусское государство | |
Значение понятия: полюдье |
Рабочий лист 2.
Княгиня Ольга
Годы правления | |
Характеристика личности | |
Действия, укрепившие Древнерусское государство | |
Значение понятий: уроки, погост |
Рабочий лист 3.
Князь Святослав
Годы правления | |
Характеристика личности | |
Действия, укрепившие Древнерусское государство | |
Значение понятия: печенеги |
- Посмотрите на задания и скажите, по какому плану вы будете работать? (Мы будем читать текст с целью нахождения ответов на поставленные вопросы, заполним рабочий лист в тех местах, которые соответствуют нашему заданию.)
5. Реализация построенного проекта.
Класс работает самостоятельно, каждой группе предлагается работать с определенными страницами учебника: читают учебник, обсуждают и выполняют задания в группах, заполняют рабочие листы.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На доске зафиксированы имена князей:
Игорь | Ольга | Святослав |
Каждая группа фронтально озвучивает выполнение задания. Происходит обсуждение выполненных заданий. Учащиеся характеризуют правление первых русских князей, их внутреннюю и внешнюю политику, проверяют и записывают понятия в рабочий лист, на доске фиксируются понятия в виде определений).
- Вы достигли поставленной цели?
- Вы справились с затруднением?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- А теперь я предлагаю каждому поработать самостоятельно. У каждого из вас карточка, в которой перечислены даты и события, происходившие в правлении одного из князей. Вам необходимо правильно соотнести даты и события с правителем.
Дата | Правитель | Событие |
882 | Рюрик | Восстание древлян, замена полюдья регулярным сбором дани |
945 | Олег | Объединение Древнерусского государства |
972 | Игорь | Призвание на княжение в Новгород |
862 | Ольга | Бой с печенегами на днепровских порогах |
944 | Святослав | Поход на Византию |
Учащиеся работают самостоятельно, после выполнения работы учащиеся проводят самопроверку по образцу, который отображается на доске.
Дата | Правитель | Событие |
862 | Рюрик | Призвание на княжение в Новгород |
882 | Олег | Объединение Древнерусского государства |
944 | Игорь | Поход на Византию |
945 | Ольга | Восстание древлян, замена полюдья регулярным сбором дани |
972 | Святослав | Бой с печенегами на днепровских порогах |
При этом учащиеся используют алгоритм самооценивания:
- В чем заключалось задание?
- Удалось получить результат?
- Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
- Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (учебник, тетрадь, одноклассник)?
- Какую сам выставляешь себе отметку?
Учащиеся в тетради на полях ставят себе отметку.
После самопроверки проводится рефлексия: фиксируются места ошибок и определяются причины возникших затруднений, ошибки исправляются.
- Сделайте вывод: в IX веке произошло образование Древнерусского государства?
(В 882 году Древнерусское государство объединило земли восточных славян и их ближайших соседей)
- Все ли признаки государства сложились при первых русских князьях?
(Мы охарактеризовали следующие признаки государства: аппарат управления, армия для защиты границ и интересов государства, сбор налогов, но ничего не говорили о законах, значит это нам предстоит изучить на последующих уроках.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Сможете вы в дальнейшем использовать открытые знаний?
- Предлагаю вам начать составление родословной русских князей династии Рюриковичей. ? Какой год будет являться началом этой династии? Какой это век?
- Какие имена князей уже можно внести в родословную?
- На каких учебных предметах вы сможете воспользоваться полученными на уроке знаниями?
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какую цель вы ставили перед собой?
- Вы достигли поставленной цели?
- Как вы достигали цель?
- Как вы открывали новые знания?
- С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?
- Как вы выходили из затруднений?
- Как вы справились с самостоятельной работой? Если при выполнении самостоятельной работы вы не допустили ошибок, значит, на уроке вы были внимательны.
- Что необходимо сделать тем, кто допустил ошибки в работе?
- Нужно ли дома работать тем, кто оценил свою работу на “отлично”, не допустив ни одной ошибки? Зачем?
- Запишите домашнее задание. До свидания.
Домашнее задание.
Параграф 4, устно ответить на вопросы 1,3,5 стр. 56, письменно выполнить задания № 3 в рабочей тетради на стр. 16.
Опережающее домашнее задание: подготовить план проекта “Родословная династии Рюриковичей”.