Педагогические задачи знакомить с взаимосвязью в природе; учить называть тех, кто питается растениями; учить соотносить животное и место его обитания; объяснять правила охраны растений и животных; развивать навыки ориентации в пространстве, мышление, умения действовать.
Планируемые результаты образования
Предметные: имеют представление о понятии “природное равновесие”, о Красной книге; знают: человек не должен нарушать природное равновесие; умеют: Уметь называть тех, кто питается растениями; рассказывать о том, что происходит с умершими организмами; соотносить животное и место его обитания; выполнять правила охраны растений и животных
Метапредметные
- Регулятивные: получат возможность проявлять самооценку выполненных действий, поведенческих мотивов, оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм; умеют ставить цель деятельности на уроке с помощью учителя и пояснять ее; высказывают свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; отличают при сопоставлении с образцом учителя или показом в учебнике верно выполненное задание от неверного.
- Познавательные: работают с книгой, учебником, анализируют природные объекты, выделяют в них главное; осуществляют поиск нужной информации в учебнике, наглядных пособиях; ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания – находят ответы на вопросы, используя учебник, иллюстрации, игровые ситуации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывают полученную информацию – сравнивают и группируют объекты, расположению в пространстве, на листе бумаги, на странице учебника; объясняют значение термина “природное равновесие”; делают выводы в результате совместной работы всего класса.
- Коммуникативные: вступают в речевое общение, допускают существование различных точек зрения, строят монологическое высказывание; владеют диалогической формой речи и способами совместной деятельности в группе; слушают и понимают речь других (одноклассников, учителя).
- Личностные УУД: понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной, и жизни; ориентируются на понимание причин успеха в учебе; проявляют интерес к новому учебному материалу; сохраняют учебную мотивацию.
Материалы и оборудование: учебник “Окружающий мир”. 1 класс (“Я и мир вокруг”) и рабочая тетрадь к учебнику, А.А. Вахрушев, О.В. Бурский. УМК “Школа 2100”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, проверим готовность к уроку, улыбнемся и пожелаем друг другу удачи на пути к новым открытиям.
Дети:
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать!Серьезные проблемы сегодня будем мы решать-
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
“Равновесие в природе – это важно или нет?”
2. Актуализация знаний.
– Отгадайте кроссворды.
Задания к кроссворду:
1)
Ползун ползет,
Иголки везет.
2)
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.
3)
На Земле он всех сильней,
Потому что всех умней!
4)
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
5)
По деревьям скок-скок
И орешки щелк-щелк.
Ответы: 1) Еж. 2) Кролик. 3) Человек. 4) Конь. 5) Белка.
В выделенных клетках – живое.
Задания к кроссворду:
1) Живет – лежит, умрет – бежит.
2) Летом бежит, а зимой стоит.
3)
Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает?
4)
Кольцо непростое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье!
Ну и объеденье!
5)
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.
6)
В лесу родилась,
А в воде живет.
7)
Через поле и лесок подается голосок.
Он бежит по проводам, скажешь здесь, а слышно там.
Ответы: 1) Снег. 2) Река. 3) Дождь. 4) Бублик. 5) Воздух. 6) Лодка. 7) Телефон.
В выделенных клетках – неживое.
Учитель: Какие же тайны животных и растений мы открыли на предыдущем уроке?
Ответы учеников по пройденному материалу.
Учитель: Назовите свойства живых организмов.
Ученики: Все живые организмы дышат, потребляют воду, питаются, приносят потомство и умирают.
Учитель:
- Чем растения отличаются от животных?
- Могут ли растения жить без животных?
- Могут ли животные жить без растений?
- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?
Ученики: Равновесие в природе.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим изучать царство животных и царство растений и будем практиковаться, по каким признакам и особенностям их различать, классифицировать, выполняя интересные и творческие задания, упражняя свой ум и развивая интеллектуальные способности. В конце урока вы должны будете сделать вывод о том, как взаимосвязано в природе живое и неживое.
III Совместное “открытие” новых знаний.
Учитель: Что такое “равновесие”?
Д: Это значит “равное по весу”.
Учитель: Толкование этого слова мы можем найти в словаре С.И. Ожегова: “Равновесие – устойчивое соотношение между чем-нибудь”.
Учитель: Чем являются растения?
Д: Это часть природы.
Учитель: Что они берут из природы?
Д: Воздух, воду, питательные вещества из почвы, солнечный свет.
Учитель: Чем служат сами растения для других живых организмов?
Д: Пищей. Это “кормильцы”.
Учитель: Животные тоже живут за счет воздуха и воды, получаемых от природы, а питаются растениями или друг другом. Кем они являются?
Д: “Едоками”.
Учитель: Кто же поедает животных, когда их становится слишком много?
Д: Многие животные служат пищей для хищных зверей.
Учитель: Какие животные чаще достаются хищникам на обед?
Д: Слабые, больные.
Учитель: Нужны ли хищники?
Ответы учеников.
Ученики. “Кормильцы” – растения, “едоки” – животные.
По ходу ответов учащихся учитель оформляет на доске схему:
Учитель. А теперь давайте еще раз перечислим, что объединяет живые организмы и в чем их различие.
Учитель: А теперь узнаем как живое превращается в неживое? Мы говорили только о “кормильцах” и “едоках”. Но все живые организмы рано или поздно умирают, значит, должна быть еще одна группа живых организмов. Что это за группа? Прочитайте об этом в учебнике на с. 59.
Учебник с.59.Ученики работают с текстами.
Учитель: Подумайте, как неживое превращается в живое?
Ответы учеников.
IV. Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
V. Первичное закрепление новых знаний.
Учитель: Если исчезнут растения – не будет пищи и кислорода, и мы все погибнем. Исчезнут травоядные – станет много растений, им будет тесно, и растения погибнут, и мы. Исчезнут хищные животные – будет много травоядных, они съедят все растения и сами умрут от голода. Исчезнут почвенные микроорганизмы – умершие животные заполонят всю землю. Как же вести себя человеку в природе?
Ответы учеников.
Учитель: Можно ли считать одни организмы вредными, а другие – полезными?
Ученики отвечают на вопросы учителя.
Учитель: Можно ли оставить только те живые организмы, которые полезны человеку?
Учитель: Можно ли переселять живые организмы из одного места в другое, основываясь только на желаниях человека?
Учебник с.61.
Учитель: Что произошло с животными и растениями на рисунках? Правильно ли поступают люди?
Учитель: Какие ошибки в действиях людей вы обнаружили?
Учитель: У каждого вида живых организмов есть свой природный “дом” – место обитания. Занимаясь своим хозяйством, человек нарушает это место обитания, иногда просто по незнанию. Прочитайте об этом в учебнике на с. 61.
Ученики работают с текстами.
Учитель: По вине человека уже исчезли многие животные и растения. Другие остались “бездомными”, потому что люди заняли места их обитания. Животных и растения, которым грозит вымирание, заносят в специальную Красную книгу. Их сохраняют в зоопарках, ботанических садах и заповедниках.
Тетрадь с.60. Задание 2.
Учитель: Раскрасьте живые организмы, без которых не может существовать луг.
Ученики самостоятельно выполняют задание в тетради, вспоминают и загадывают загадки об этих животных.
Осенью в щель заберется,
А весной проснется.
(Муха.)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка.)
Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед.
(Пчела.)
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык.
Летит – воет,
Сядет – землю роет.
(Жук.)
Учитель: Есть ли на лугу животные, которых вы не раскрасили?
Ответы учеников.
VII Итог урока.