Урок окружающего мира по теме "Равновесие в природе". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Педагогические задачи знакомить с взаимосвязью в природе; учить называть тех, кто питается растениями; учить соотносить животное и место его обитания; объяснять правила охраны растений и животных; развивать навыки ориентации в пространстве, мышление, умения действовать.

Планируемые результаты образования

Предметные: имеют представление о понятии “природное равновесие”, о Красной книге; знают: человек не должен нарушать природное равновесие; умеют: Уметь называть тех, кто питается растениями; рассказывать о том, что происходит с умершими организмами; соотносить животное и место его обитания; выполнять правила охраны растений и животных

Метапредметные

  • Регулятивные: получат возможность проявлять самооценку выполненных действий, поведенческих мотивов, оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм; умеют ставить цель деятельности на уроке с помощью учителя и пояснять ее; высказывают свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; отличают при сопоставлении с образцом учителя или показом в учебнике верно выполненное задание от неверного.
  • Познавательные: работают с книгой, учебником, анализируют природные объекты, выделяют в них главное; осуществляют поиск нужной информации в учебнике, наглядных пособиях; ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания – находят ответы на вопросы, используя учебник, иллюстрации, игровые ситуации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывают полученную информацию – сравнивают и группируют объекты, расположению в пространстве, на листе бумаги, на странице учебника; объясняют значение термина “природное равновесие”; делают выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Коммуникативные: вступают в речевое общение, допускают существование различных точек зрения, строят монологическое высказывание; владеют диалогической формой речи и способами совместной деятельности в группе; слушают и понимают речь других (одноклассников, учителя).
  • Личностные УУД: понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной, и жизни; ориентируются на понимание причин успеха в учебе; проявляют интерес к новому учебному материалу; сохраняют учебную мотивацию.

Материалы и оборудование: учебник “Окружающий мир”. 1 класс (“Я и мир вокруг”) и рабочая тетрадь к учебнику, А.А. Вахрушев, О.В. Бурский. УМК “Школа 2100”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, проверим готовность к уроку, улыбнемся и пожелаем друг другу удачи на пути к новым открытиям.

Дети:

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать!

Серьезные проблемы сегодня будем мы решать-
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
“Равновесие в природе – это важно или нет?”

2. Актуализация знаний.

– Отгадайте кроссворды.

Задания к кроссворду:

1)

Ползун ползет,
Иголки везет.

2)

Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.

3)

На Земле он всех сильней,
Потому что всех умней!

4)

Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.

5)

По деревьям скок-скок
И орешки щелк-щелк.

Ответы: 1) Еж. 2) Кролик. 3) Человек. 4) Конь. 5) Белка.

В выделенных клетках – живое.

Задания к кроссворду:

1) Живет – лежит, умрет – бежит.

2) Летом бежит, а зимой стоит.

3)

Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает?

4)

Кольцо непростое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье!
Ну и объеденье!

5)

Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

6)

В лесу родилась,
А в воде живет.

7)

Через поле и лесок подается голосок.
Он бежит по проводам, скажешь здесь, а слышно там.

Ответы: 1) Снег. 2) Река. 3) Дождь. 4) Бублик. 5) Воздух. 6) Лодка. 7) Телефон.

В выделенных клетках – неживое.

Учитель: Какие же тайны животных и растений мы открыли на предыдущем уроке?

Ответы учеников по пройденному материалу.

Учитель: Назовите свойства живых организмов.

Ученики: Все живые организмы дышат, потребляют воду, питаются, приносят потомство и умирают.

Учитель:

  • Чем растения отличаются от животных?
  • Могут ли растения жить без животных?
  • Могут ли животные жить без растений?
  • Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

Ученики: Равновесие в природе.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим изучать царство животных и царство растений и будем практиковаться, по каким признакам и особенностям их различать, классифицировать, выполняя интересные и творческие задания, упражняя свой ум и развивая интеллектуальные способности. В конце урока вы должны будете сделать вывод о том, как взаимосвязано в природе живое и неживое.

III Совместное “открытие” новых знаний.

Учитель: Что такое “равновесие”?

Д: Это значит “равное по весу”.

Учитель: Толкование этого слова мы можем найти в словаре С.И. Ожегова: “Равновесие – устойчивое соотношение между чем-нибудь”.

Учитель: Чем являются растения?

Д: Это часть природы.

Учитель: Что они берут из природы?

Д: Воздух, воду, питательные вещества из почвы, солнечный свет.

Учитель: Чем служат сами растения для других живых организмов?

Д: Пищей. Это “кормильцы”.

Учитель: Животные тоже живут за счет воздуха и воды, получаемых от природы, а питаются растениями или друг другом. Кем они являются?

Д: “Едоками”.

Учитель: Кто же поедает животных, когда их становится слишком много?

Д: Многие животные служат пищей для хищных зверей.

Учитель: Какие животные чаще достаются хищникам на обед?

Д: Слабые, больные.

Учитель: Нужны ли хищники?

Ответы учеников.

Ученики. “Кормильцы” – растения, “едоки” – животные.

По ходу ответов учащихся учитель оформляет на доске схему:

Учитель. А теперь давайте еще раз перечислим, что объединяет живые организмы и в чем их различие.

Учитель: А теперь узнаем как живое превращается в неживое? Мы говорили только о “кормильцах” и “едоках”. Но все живые организмы рано или поздно умирают, значит, должна быть еще одна группа живых организмов. Что это за группа? Прочитайте об этом в учебнике на с. 59.

Учебник с.59.Ученики работают с текстами.

Учитель: Подумайте, как неживое превращается в живое?

Ответы учеников.

IV. Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

V. Первичное закрепление новых знаний.

Учитель: Если исчезнут растения – не будет пищи и кислорода, и мы все погибнем. Исчезнут травоядные – станет много растений, им будет тесно, и растения погибнут, и мы. Исчезнут хищные животные – будет много травоядных, они съедят все растения и сами умрут от голода. Исчезнут почвенные микроорганизмы – умершие животные заполонят всю землю. Как же вести себя человеку в природе?

Ответы учеников.

Учитель: Можно ли считать одни организмы вредными, а другие – полезными?

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Можно ли оставить только те живые организмы, которые полезны человеку?

Учитель: Можно ли переселять живые организмы из одного места в другое, основываясь только на желаниях человека?

Учебник с.61.

Учитель: Что произошло с животными и растениями на рисунках? Правильно ли поступают люди?

Учитель: Какие ошибки в действиях людей вы обнаружили?

Учитель: У каждого вида живых организмов есть свой природный “дом” – место обитания. Занимаясь своим хозяйством, человек нарушает это место обитания, иногда просто по незнанию. Прочитайте об этом в учебнике на с. 61.

Ученики работают с текстами.

Учитель: По вине человека уже исчезли многие животные и растения. Другие остались “бездомными”, потому что люди заняли места их обитания. Животных и растения, которым грозит вымирание, заносят в специальную Красную книгу. Их сохраняют в зоопарках, ботанических садах и заповедниках.

Тетрадь с.60. Задание 2.

Учитель: Раскрасьте живые организмы, без которых не может существовать луг.

Ученики самостоятельно выполняют задание в тетради, вспоминают и загадывают загадки об этих животных.

Осенью в щель заберется,
А весной проснется.
(Муха.)

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка.)

Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед.
(Пчела.)

Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык.
Летит – воет,
Сядет – землю роет.
(Жук.)

Учитель: Есть ли на лугу животные, которых вы не раскрасили?

Ответы учеников.

VII Итог урока.