"Игра ‒ это серьезно…" (игровые и IT-технологии на уроке)

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (737 кБ)


Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

Дидактическая игра - эффективная форма проведения уроков математики, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в ее процессе им приходится решать серьезные задания. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Дидактическая игра:

специфика и структурные компоненты

Специфика - в отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть выделены в явном виде и характеризуется учебно-познавательной направленностью.

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности.

Основными структурными компонентами дидактической игры являются:

  • игровой замысел,
  • правила,
  • игровые действия,
  • познавательное содержание или дидактические задачи,
  • оборудование,
  • результат игры.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в виде знаний.

Правила определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха. Правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Игровые действия регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения, навыки для достижения цели игры.

Познавательное содержание является основой дидактической игры и заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает себя оборудование урока. Это ТСО, средства наглядности, дидактические раздаточные материалы.

Результат является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие основных из них разрушает игру. Игра становится или невозможна, или превращается в выполнение упражнений и указаний. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность. Приводят к желаемому результату.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций

При урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

Учебный материал используется в качестве средства игры;

Дидактическая цель ставится перед учащимися в виде игровой задачи;

В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит учебную задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;

На уроках математики наиболее часто используются

  • кодированные задания;
  • круговые вычисления;
  • математическое лото;
  • эстафета;
  • кроссворд, чайнворд;
  • викторина, олимпиада;
  • имитационные, деловые игры.

Дидактическая игра- не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания

Наблюдения показывают, что игровые приемы, использующие программный материал, и особенности игры школьников средних классов вызывают у них активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению внутренних мотивов учения.

Игровая деятельность способствует созданию познавательного мотива, активизации мыслительной деятельности учащихся, усиливает их внимание к содержанию изучаемого материала, повышает работоспособность, а так же чувство личной за успехи в обучении всего коллектива и за свои лично.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей приподнятый эмоциональный настрой, облегчает преодоление трудностей при изучении учебного материала. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. В игру с удовольствием включаются даже самые пассивные дети.

Конечно, математическая сторона содержания игры должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитания интереса к математике.

Трудности, связанные с организацией игры на уроке связаны в основном со следующими моментами:

Требующая огромного труда и затрат времени подготовка игры учителем : постановка дидактической задачи и подбор или создание дидактического материала, самой игры- т.е.правил игровых действий и сюжета, обучение учеников правилам, ТСО.

Выстраивание схемы контроля за деятельность одновременно и каждого ученика и групп учащихся, так чтобы при командной форме ученик не забывал о личной оценке по итогам урока.

Дисциплина во время дидактической игры, умение управлять потоками детей.

По мнению многих учителей, урок математики считается идеальным с точки зрения дисциплины, если школьники сосредоточены, внимательны, в меру активны, занимаются только индивидуальной самостоятельной работой. Они могут высказывать свое мнение или вносить предложения только при поднятии руки и при разрешении учителя. Учитель, как правило, пресекает попытки ребят с ходу исправить замеченные ошибки, общаться между собой, оказывать друг другу посильную помощь. Это и понятно: хаотичное общение, подсказки, списывание приносят вред.

Может быть по этой причине за включение игры в урок ратуют учителя с опытом, не боящиеся не удержать дисциплинарную ситуацию.

Если же общение сделать целенаправленным, таким, что бы они почувствовали пользу от такого общения в процессе познавательной деятельности, то можно получить положительные результаты как в обучении , так и в формировании личности, поскольку в этом случае по-настоящему реализуется принцип воспитания в коллективе.

Организация игры

При подготовке к уроке, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.

Необходимо продумать следующие вопросы методики:

Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделит особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?

Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при проведении игр.

Бывает важно продумать, как задействовать весь класс или, если не все дети являются участниками игры, то, чем и как занять не участвующих в игре детей. Как обеспечить участие всех школьников в игре? Чем занять не участвующих, чтобы и они полноценно участвовали в уроке? (А если ребенок категорически отказывается участвовать? Что делать в такой ситуации?)

  • Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
  • Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
  • Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят правилами игры?
  • На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней еще раз?
  • Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
  • Какие выводы следует сообщить учащимся в заключении, после игры (лучшие моменты игры. Результат усвоения математических знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.

Определение места дидактической игре в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь их следует разделять по дидактическим задачам урока.

Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и самом содержании математического материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:

Правила должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание –доступным. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

Игра должна вызывать желание мыслительной деятельности- иначе она не будет развивать математическую зоркость и внимание.

Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не будет эффективна по техническим причинам.

При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива или выбранных лиц. Учет результатов соревнования должен быть открытым, ясным, справедливым.

Ошибки в учете, неясности в самой организации учета приводят к несправедливым выводам о результатах, т.е.недовольству участников игры.

Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.

Если на уроке проводится несколько игр, то легкие и более трудные и по математическому и по игровому содержанию должны чередоваться.

Если на нескольких уроках проводят игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.

Игровой характер при проведении уроков математики должен иметь определенную меру. Превышение этой меры может привести к тому. Что дети во всем будут видеть только игру.

В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой , краткой.

Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

Роль учителя

Учитель подготавливает игру- выбор игровой формы, ставит дидактическую задачу, создает необходимый дидактический материал, подготавливает учащихся.

Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

Учителя оценивает результат игры- он всегда является показателем уровня достижений учащихся или в в усвоении знаний или в их применении.

Взаимопомощь и взаимоконтроль одновременно и упрощают и усложняют работу учителя. Упрощают потому, что учитель получает возможность в ряде случаев перенести свои функции на школьников. Например, он может поручить ученику проконсультировать отстающих товарищей. Не секрет, что иногда отстающий школьник чувствует себя с товарищем более расковано и занимается более успешно, чем с учителем.

Усложнение работы связано с необходимостью гибкого руководства познавательной деятельности во время дидактической игры, удачного подбора групп ( команд) и их руководителей, организации эффективного общения на уроке

Учитель оценивает степень интереса к игре. Если он ослабевает, то предпринимаются действия, ведущие к смене обстановки - вплоть до прекращения игры.

Учитель должен проводить игру выразительно, сам в определенной степени включаться в игру, иначе его руководство и и влияние будет недостаточно естественным. Забавность и и обучение надо сочетать так. Чтобы они помогали друг другу.

Дидактические игры, даже не внося ничего нового в знания школьников, приносят большую пользу тем, что учат применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности.

Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснения учителя. Решения задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности и обобщения.

В конечном итоге в игровых формах урока реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения детей к творчеству, воспитания самодисциплины, а главное – обучение математике.

Почему игра не получается

Недостаточно проработана дидактическая задача- неверно сочетается либо с этапом урока, либо с типом урока ( эстафета не поможет в усвоении знаний на этапе объяснения нового материала);

Недостаточная предварительная подготовка( не хватает раздаточного материала, плохо просчитан хронометраж урока, дети разделены в команды неудачно, не отработаны правила);

Трудные, не интересные, не ясно сформулированные правила игры или сюжет, архаичность сюжета, скучная литературная основа или основа, не соответствующая возрасту;

Учитель вне игры.

Учитель не управляет потоками детей- теряется дисциплина , появляется хаотичность игровых движений, теряется математическое содержание игры.

Отсутствие одного или нескольких структурных компонентов игры.

Все эти мысли об уроке-игре я попробовала вложить в сконструированный мной урок. Особенностью его является применение IT- технологий в качестве средства, позволяющего технически создать условия для игровой ( волшебной ситуации).В ходе урока используется сразу две презентации: одна из них это конспект урока, она открыта на ПК учителя и видит и работает с ней только учитель .Вторая является частью урока, именно ее видят дети на экране и с ней работают. Презентации синхронизированы по этапам урока.

Каждому этап урока - отдельная дидактическая игра. К каждому этапу урока я написала комментарии( в презентации учителя), где анализирую, что вызывало трудности при подготовке этого этапа, с чем они были связаны.Например, подготовка большого объема контента раздаточного материала или созданием ИК продукта, который должен быть не просто презентацией, а яркой интересной историей , или с психологическими особенностями детей и меня.

В качестве литературной основы использована идея Дж. Роулинг (книги о Гарре Поттере).

При работе над уроком выяснилось несколько интересный фактов. Так, оказалось, что возникли трудности при организации счета на время. Т.е. ясно, что надо. найти какой-то ограничитель времени счета при игре - иначе это этап урока растянется ( всегда есть ученики, которые выпадут из общего ритма), потеряется четкость границ этапа, детей будет трудно собрать и организовать переход к следующему этапу .Потеряется управляемость потоками детей. Результатом будет потеря времени, сбой ритма урока, а главное , у детей не сформируются те навыки быстрого, точного счета и организации себя во времени при выполнении задания, ради чего все вообще-то и затевалось. Но на практике добиться одновременного прекращения счета не удавалось. Я долго придумывала, как добиться одновременного прекращения счета. После команды “стоп” счет все равно продолжался! Идети не сдадут тетради учителю одновременно Все оказалось просто- это же игра!. Важное правило детской игры - в ней непременно должно быть действие- иначе она становится монотонной. Должно быть действие- и я придумала- если есть обозначение во времени начала счета команда “ СЧЕТ” то должно быть и обозначение конца. Это и есть команда ПЕРЕВЕРНУТЬ КАРТОЧКИ. Дети включились мгновенно.

Там, где игра идет на скорость, возникает проблема занятости игроков выигравшей команды на то время, пока заканчивается эстафета другими участниками.

Есть два выхода из ситуации:

1) Прекратить игру сразу после финиша первой команды, но тогда около 12 учеников не будут опрошены, т.е. произойдет утеря дидактической цели урока.

2) выровнять время дополнительными заданиями. Но выданное задание требует проверки. В традиционном уроке это несложно. В игре ситуация усложнена тем, что учитель занят проведением эстафеты. Т.е. Задания должны быть построены максимально удобно для проверки и одновременно содержательны (т.е. не просты).

3) при действиях “по цепочке” зачастую опрошенный ребенок “отключается” и начинает заниматься отвлеченными от математики делами. В предложенном варианте игры ученик не знает, в какой момент придется отвечать ему, и сколько раз. Это создает интригу игры и удерживает внимание ребенка на учебной деятельности.

Дидактические игры, даже не внося ничего нового в знания школьников, приносят большую пользу тем, что учат применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности.

Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснения учителя. Решения задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности и обобщения.

В конечном итоге в игровых формах урока реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения детей к творчеству, воспитания самодисциплины, а главное – обучение математике.

Что тогда будет - тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает только утомление. Выпадает эмоциональное начало, теряется математическое содержание. Возникает отрицательное отношение к занятиям.

Поэтому игра - это серьезно...

Приложение.