Основы светской этики. Тема: "Добро и зло"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (51 МБ)


Цель: учить детей анализировать как свои поступки, так и поступки окружающих и делать нравственный выбор в пользу добра.

Задачи:

  • формирование у учащихся представления о добре и зле как основных этических понятиях;
  • на примере главных положительных героев художественных произведений показать детям, что доброта во все времена является положительной чертой характера.
  • пополнить “кодекс доброты”

Основные понятия:

  • добро
  • зло
  • добрый человек
  • злой человек

Оборудование:

  • компьютер, медиапроектор, экран, мультимедийная презентация

Раздаточный материал:

  • карточки
  • пословицы
  • памятки “Как стать добрым человеком”

Оформление кабинета:

  • плакат:

“Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло твориться без труда,
Добро творить трудней”

Прогнозируемый результат:

  • в результате знакомства с примерами добра и зла у учащихся должны сформироваться чёткие определения о данных этических категориях;
  • учащиеся должны научиться анализировать как свои поступки, так и окружающих делать нравственный выбор в пользу добра.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка проблемы.

Сегодняшний урок мы начнем с притчи. (Слайд №1)

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы считаете, о чём эта притча?

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Что мы сегодня узнаем? (ответы детей)

3. Изучение нового материала.

(Слайд №2) Тема сегодняшнего урока “Добро и зло”

Работа с терминами по учебнику

- Найдите в тексте учебника, что такое добро (прочитайте)

- Найдите в тексте учебника, что такое зло (прочитайте)

- Приведите примеры доброго поступка, и примеры плохого поступка (можно из своего опыта, или других людей)

- А может быть так, что вы хотите сделать что-то хорошее, доброе, а получается как всегда или плохо?

Давайте посмотрим мультфильм и подумаем над этим вопросом.

(Слайд №3)

- С какими намерениями Бараш делал добро? Почему у него поступки не оказались добрыми?

- Понравился Нюше, Совунье, Копатычу, Ежику и Крошу подарок?

-А почему не понравился?

- Можете ли вы привести примеры свои из своей жизни?

Вывод: Добро нужно делать с умом.

4. Физминутка.

Игра на внимание.

Я буду называть вам черты характера свойственные доброму и злому человеку. Если добрые – то прыгнуть с хлопком

Если плохие – то потопать

Пример: зависть, уважение

Эгоизм, жадность, щедрость, трусость, жестокость, смелость, умение прощать, справедливость, ненависть, драка, воровство, радость, курение, красота, воровство, мир.

Работа в группах с пословицами. (Слайд №4)

Задание: соедини начало пословицы с окончанием

1. Добро помни, прибавляют чести
2. Не одежда красит человека, что дождь в засуху
3. Доброе слово человеку, не без добрых людей
4. Добрые вести, а его дела
5. Добрый человек - а зло забывай
6. На свете в добре проживет век

Проведем викторину:

1. (Слайд №5) Какой герой русской народной сказки был наказан за то, что не послушался сестры?

- Иван-дурак

- Емеля

- Братец Иванушка

(“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)

2. (Слайд №6) В какой сказке одна героиня за доброе сердце получает в награду сундук с приданым, жениха и уважение, а другая за злобу - стаю крикливых ворон, позор и унижение?

- Василиса

- Настенька

- Аленушка

(“Морозко”)

3. (Слайд №7) Героиня, какой сказки смогла спасти своего братца из рук Бабы-Яги только тогда, когда перестала гордиться и начала помогать окружающим?

- Герда

- Аленушка

- Настенька

(“Гуси-лебеди”)

4. (Слайд №8) Героиня, какой сказки А.С. Пушкина от накопленного в душе зла умирает?

- Царевна Лебедь

- Царевна

- Царица

(“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”)

5. (Слайд №9) Героиня, какой сказки А.С. Пушкина наказана за гордыню, зло, жадность, неблагодарность, оставшись с тем, с чем жила первоначально?

- Старуха

- Баба-Яга

- Баба Бабариха

(“Сказка о рыбаке и рыбке”)

6. (Слайд №10) Какая сказка Г. Х. Андерсена начинается с рассказа о волшебном зеркале, осколки которого делают человека злым и жестоким?

- Дюймовочка

- Царевна на горошине

- Снежная королева

(“Снежная королева”)

Что общего в большинстве сказок? (ответы детей)

(Добро побеждает зло)

5. Подведение итогов.

Проверим, чего больше в вашем классе добра или зла?

(Учащимся раздаются карточки, в течение 1 минуты на карточках нужно написать каких качеств больше в вашем классе. Например: ложь, драки, уважение, радость за успехи друг друга и т.д.)

Взвешивание: на одной чаше весов надпись “Добро”, на другой “Зло”. Учащиеся кладут свои карточки на нужную чашу.

- Что нужно сделать, чтобы вокруг нас было как можно больше добра? (ответы детей)

- Какое правило, мы запишем в наш кодекс доброты?

(ответы детей)

(Слайд №11)

Песня кота Леопольда.

(Слайд №12)

Домашнее задание (по выбору).

  • Найти и прочитать притчи и сказки о Добре и Зле, придумать свой вариант сказки о борьбе Добра со Злом.
  • Спросить у родителей об их добром поступке, совершенном в жизни (детстве). Вспомнить свой добрый поступок.
  • Подобрать стихотворения и пословицы о Добре и Зле.
  • Нарисовать символы Добра и Зла, как представляют себе их дети, объяснить их значение.
  • Составить с родителями памятку “Как стать добрым?”