Цель: учить детей анализировать как свои поступки, так и поступки окружающих и делать нравственный выбор в пользу добра.
Задачи:
- формирование у учащихся представления о добре и зле как основных этических понятиях;
- на примере главных положительных героев художественных произведений показать детям, что доброта во все времена является положительной чертой характера.
- пополнить “кодекс доброты”
Основные понятия:
- добро
- зло
- добрый человек
- злой человек
Оборудование:
- компьютер, медиапроектор, экран, мультимедийная презентация
Раздаточный материал:
- карточки
- пословицы
- памятки “Как стать добрым человеком”
Оформление кабинета:
- плакат:
“Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло твориться без труда,
Добро творить трудней”
Прогнозируемый результат:
- в результате знакомства с примерами добра и зла у учащихся должны сформироваться чёткие определения о данных этических категориях;
- учащиеся должны научиться анализировать как свои поступки, так и окружающих делать нравственный выбор в пользу добра.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка проблемы.
Сегодняшний урок мы начнем с притчи. (Слайд №1)
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы считаете, о чём эта притча?
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Что мы сегодня узнаем? (ответы детей)
3. Изучение нового материала.
(Слайд №2) Тема сегодняшнего урока “Добро и зло”
Работа с терминами по учебнику
- Найдите в тексте учебника, что такое добро (прочитайте)
- Найдите в тексте учебника, что такое зло (прочитайте)
- Приведите примеры доброго поступка, и примеры плохого поступка (можно из своего опыта, или других людей)
- А может быть так, что вы хотите сделать что-то хорошее, доброе, а получается как всегда или плохо?
Давайте посмотрим мультфильм и подумаем над этим вопросом.
(Слайд №3)
- С какими намерениями Бараш делал добро? Почему у него поступки не оказались добрыми?
- Понравился Нюше, Совунье, Копатычу, Ежику и Крошу подарок?
-А почему не понравился?
- Можете ли вы привести примеры свои из своей жизни?
Вывод: Добро нужно делать с умом.
4. Физминутка.
Игра на внимание.
Я буду называть вам черты характера свойственные доброму и злому человеку. Если добрые – то прыгнуть с хлопком
Если плохие – то потопать
Пример: зависть, уважение
Эгоизм, жадность, щедрость, трусость, жестокость, смелость, умение прощать, справедливость, ненависть, драка, воровство, радость, курение, красота, воровство, мир.
Работа в группах с пословицами. (Слайд №4)
Задание: соедини начало пословицы с окончанием
1. Добро помни, прибавляют чести 2. Не одежда красит человека, что дождь в засуху 3. Доброе слово человеку, не без добрых людей 4. Добрые вести, а его дела 5. Добрый человек - а зло забывай 6. На свете в добре проживет век
Проведем викторину:
1. (Слайд №5) Какой герой русской народной сказки был наказан за то, что не послушался сестры?
- Иван-дурак
- Емеля
- Братец Иванушка
(“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)
2. (Слайд №6) В какой сказке одна героиня за доброе сердце получает в награду сундук с приданым, жениха и уважение, а другая за злобу - стаю крикливых ворон, позор и унижение?
- Василиса
- Настенька
- Аленушка
(“Морозко”)
3. (Слайд №7) Героиня, какой сказки смогла спасти своего братца из рук Бабы-Яги только тогда, когда перестала гордиться и начала помогать окружающим?
- Герда
- Аленушка
- Настенька
(“Гуси-лебеди”)
4. (Слайд №8) Героиня, какой сказки А.С. Пушкина от накопленного в душе зла умирает?
- Царевна Лебедь
- Царевна
- Царица
(“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”)
5. (Слайд №9) Героиня, какой сказки А.С. Пушкина наказана за гордыню, зло, жадность, неблагодарность, оставшись с тем, с чем жила первоначально?
- Старуха
- Баба-Яга
- Баба Бабариха
(“Сказка о рыбаке и рыбке”)
6. (Слайд №10) Какая сказка Г. Х. Андерсена начинается с рассказа о волшебном зеркале, осколки которого делают человека злым и жестоким?
- Дюймовочка
- Царевна на горошине
- Снежная королева
(“Снежная королева”)
Что общего в большинстве сказок? (ответы детей)
(Добро побеждает зло)
5. Подведение итогов.
Проверим, чего больше в вашем классе добра или зла?
(Учащимся раздаются карточки, в течение 1 минуты на карточках нужно написать каких качеств больше в вашем классе. Например: ложь, драки, уважение, радость за успехи друг друга и т.д.)
Взвешивание: на одной чаше весов надпись “Добро”, на другой “Зло”. Учащиеся кладут свои карточки на нужную чашу.
- Что нужно сделать, чтобы вокруг нас было как можно больше добра? (ответы детей)
- Какое правило, мы запишем в наш кодекс доброты?
(ответы детей)
(Слайд №11)
Песня кота Леопольда.
(Слайд №12)
Домашнее задание (по выбору).
- Найти и прочитать притчи и сказки о Добре и Зле, придумать свой вариант сказки о борьбе Добра со Злом.
- Спросить у родителей об их добром поступке, совершенном в жизни (детстве). Вспомнить свой добрый поступок.
- Подобрать стихотворения и пословицы о Добре и Зле.
- Нарисовать символы Добра и Зла, как представляют себе их дети, объяснить их значение.
- Составить с родителями памятку “Как стать добрым?”