Оккупация города Пушкина

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Возможное использование

  • показ презентации с одновременным чтением текста учителем(начальная школа);
  • показ презентации с одновременным чтением фрагментов (стих – начальная школа) или полного текста учащимися(средняя школа);
  • как материал для других форм внеклассной работы (беседа, фрагмент праздника, концерта и т.д.). В этом случае удобно использовать материал частично.

Примечание

  • цифры текста соответствуют номерам слайдов;
  • все слайды переключаются по щелчку левой клавиши мышки.

До начала презентации можно использовать материал Приложение 1 (видеофильм “Г.Пушкин”).

Далеко от нас события Великой Отечественной Войны, в которой наша Родина в борьбе с фашистской Германией отстаивала свою свободу. Миллионы жизней за четыре долгих года унесла эта война и коснулась каждой семьи. Давайте попробуем заглянуть в далекое военное прошлое Царского Села - города Пушкина.

До войны город Пушкин, пригород Санкт-Петербурга, был небольшим тихим городком — любимым местом отдыха ленинградцев. В нем почти не было промышленных предприятий. В довоенные годы здесь жили известные деятели науки и искусства, было много детских учреждений, санаториев, домов отдыха. Перед войной город жил тихой и спокойной жизнью. Страшное слово "война" ворвалось в мирную жизнь нашей страны 22 июня 1941 года. В этот солнечный день в Пушкинских парках проходило большое народное гулянье. Через три месяца после начала войны - в ночь с 17 на 18 сентября – немецкие войска заняли город Пушкин. Дальше к Ленинграду они продвинуться так и не смогли, и трехлетняя оккупация отличалась особой жестокостью, с огромными человеческими потерями и разрушениями.

Оккупанты заняли под казармы и жилье для офицеров залы Екатерининского и Александровского дворцов, многие особняки, санатории. В здании Лицея разместились танкисты, в павильоне Эрмитаж – зенитчики.

Свой штаб фашисты разместили в Александровском дворце, здесь же расположилось гестапо, в подвалах дворца – тюрьма. Нижний этаж Екатерининского дворца был превращен в гигантский гараж, дворцовая церковь – в стоянку и мастерскую для мотоциклов и велосипедов. В некоторых парковых павильонах фашисты устроили казармы и конюшни, а многие вообще разрушили.

Почти все деревья парков были повреждены и более четверти вырублено, а территория изрыта окопами и траншеями. Враг похитил оставленные музейные экспонаты, художественную отделку помещений Екатерининского дворца: паркеты, живописные плафоны. Летом 1942 года была вывезена облицовка стен знаменитой Янтарной комнаты.

Жестокость, массовое уничтожение мирного населения, разграбление и уничтожение памятников национальной культуры - вот что принес фашизм. От военных властей Вермахта и Ваффен-СС страдало всё население оккупированного города.

Насаждение “нового порядка” было, в основном возложено на специальные эсесовские и полицейские части, которые вступили в город вслед за полевыми подразделениями. Сразу же в городе было выпущено несколько приказов. Каждый пункт этих приказов начинался словом “запрещается” и кончался карой, которой будут подвергаться жители за его нарушение.

Немцы ввели комендантский час с 17 часов. Появление на улицах города в темное время суток было строго запрещено. Жителям запрещалось без разрешения покидать город, входить в запретные зоны, прикасаться к проводам и предметам военного обихода.

Все местное население, проживавшее на оккупированной территории, строго учитывалось. Новые лица, появлявшиеся в городе, должны были немедленно регистрироваться в полиции. Жителям запрещалось без особого разрешения властей отлучаться из населенных пунктов. Передвигаться, по улицам можно было только в светлое время суток. Население жестоко голодало.

Многие пушкинцы были отправлены в концлагеря. В городе проводились расстрелы коммунистов, комсомольцев, неблагонадёжных и подозрительных. Людей расстреливали за любое нарушение оккупационного режима. Казни проводились в центре города. У многих свидетелей сохранились в памяти виселицы, установленные на улицах Комсомольской, Васенко, 1 мая, Октябрьском бульваре, около Лицея, у Египетских ворот и в других местах города. В качестве виселиц использовали и фонарные столбы.

Долгое время местом массовой казни советских патриотов служила старая береза у церковного флигеля Екатерининского дворца (даже при поспешном отступлении немцев из города в январе 1944 года на ней так и остались пять толстых веревок с петлями). Чаще всего казни проводились в центре города у кинотеатра “Авангард”. Уже в начале октября по городу был расклеен Приказ о регистрации евреев: всем евреям приказано явиться в комендатуру 4 октября, остальным 8-10 октября.

Со двора комендатуры на Московской улице, №24 несколько сотен евреев отвели в подвалы Екатерининского дворца, где продержали несколько дней, и затем отдельными группами расстреляли в парке.

Местами расправ были Розовое поле, Лицейский сад, Большой Каприз, Александровский и Баболовский парки. После главной акции немцы продолжали уничтожать уцелевших, вылавливая их по подвалам, квартирам и в окрестных деревнях.

В период оккупации в Пушкине расстреляно 6268 человек, повешено 1106, замучено 1214, погибло от голода 9514, погибло под обломками и руинами 268, угнано в Германию 17968 человек. Всего погибло 18388 человек. Из населения Пушкинского района в 56000 человек погиб каждый третий. 859 дней Пушкин и Павловск были оккупированы вражескими войсками.

14 января 1944 года в 9 часов 20 минут после интенсивной артподготовки войска Ленинградского фронта под командованием генерала армии Леонида Говорова при содействии Волховского фронта и Балтийского флота начали штурм позиции гитлеровцев.

По воспоминаниям очевидцев, нашу территорию фашисты укрепили четырьмя линиями траншей, на каждый километр фронтовой полосы поставили до сорока орудий и минометов, построили десятки дзотов, минировали подходы, в зданиях установили огневые точки. Каждую траншею приходилось брать с боем, за сутки удавалось продвинуться всего на несколько километров.

Задача освобождения городов Пушкина и Павловска была возложена на 110 корпус генерал-майора Ивана Хазова. Утром 24 января в город Пушкин с юга ворвались батальоны 213-го стрелкового полка под командованием полковника Рябушева. Восемьдесят пятая и пятьдесят шестая стрелковые дивизии замкнули кольцо окружения противника.

В знак полного освобождения города в 12 часов 30 минут  лейтенант Иван Свиридюк  над аркой Лицея водрузил Красный флаг — он символизировал полное освобождение города ПушкинаПриказ Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина звучал так: “Сегодня, 24 января, в 21 час столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует нашим доблестным воинам, овладевшим городами Пушкин и Павловск, из ста двадцати четырех орудий”.

Два года и четыре месяца длилась оккупация города Пушкина. В освобожденном городе фактически не осталось жителей. Когда в город вошли советские солдаты, они увидели страшные разрушения в абсолютно обезлюдевшем городе. Город Пушкин был мертв, стояли лишь руины и обгорелые пни. Юрий Никулин, выдающийся советский и российский актёр, среди других советских солдат освобождавший Пушкин, вспоминал:

"...Когда мы вошли в город, то никого из жителей не видели. Отступая, немцы Пушкин почти сожгли. Лишь на третий день после вступления советских войск в Пушкин из деревень и землянок в город стали возвращаться местные жители. Некоторые из них внимательно вглядывались в каждое лицо, надеясь найти среди бойцов своих родных, близких”.

Освободителей встретил разрушенный немцами город. Памятник А.С.Пушкину у Египетских ворот носил следы немецких пуль: во время оккупации он служил мишенью для стрельбы. Второй памятник в Лицейском саду успели спрятать, зарыв в землю, и он пережил нашествие. Наш земляк, знаменитый поэт Всеволод Рождественский так описал настроение современников:

Распахнув сюртук свой, на рассвете
Он вдыхал все запахи земли.
Перед ним играли наши дети,
Липы торжествующе цвели...

Вот таким с собою унесли мы
И хранили в фронтовой семье
Образ нам родной, неповторимый,—
Юношу на бронзовой скамье.

И когда в дыму врага, в неволе
Задыхался мирный городок,
Ни один боец без тайной боли
Вспомнить об оставшемся не мог.

Где теперь он? Что в плену с ним сталось?
Может быть, распилен на куски?
Увезен?.. И не глухая жалость —
Злоба нам сжимала кулаки.

Пробил час наш. Мы пришли с боями.
Смял врага неудержимый вал.
В парке нас, где бушевало пламя,
Встретил опустевший пьедестал.

Но легенд светлей иные были!
Словно клад бесценный в глубь земли,
Руки друга памятник зарыли
И от поруганья сберегли.

. . . . . . . . . . . . . . . .

Мы копали бережно, не скоро,
Только грудь вздымалась горячо.
Вот он! Под лопатою сапера
Показалось смуглое плечо.

Голова с веселыми кудрями,
Светлый лоб — и по сердцам людским,
Словно солнце, пробежало пламя,
Пушкин встал — и жив и невредим

Не избежал страшных разрушений и Екатерининский дворец: 45 залов его были утеряны, а само строение представляло собой лишь остатки фасадов.

Когда дворец осмотрели в первый раз, кое-где еще оставалась внутренняя отделка, но через некоторое время сработали бомбы замедленного действия, уничтожив большую часть сохранившегося.

Первый этаж был завален навозом, немцы устроили в нем конюшню.

В стенах и полах Екатерининского дворца, а также под ним, в подвалах и павильонах парка были спрятаны 11 авиабомб, нашли более 50 противопехотных мин и других взрывных устройств, которые были обезврежены. Благодаря этому смогли предотвратить полное уничтожение дворца и его павильонов.

Чудом сохранилась Камеронова галерея с агатовыми комнатами, хотя все в ней было разгромлено взрывами. Царскосельские парки также очень сильно пострадали за время войны, они были изуродованы дзотами, блиндажами, везде лежала колючая проволока.

Тщательно продуманная система прудов и каналов была полностью уничтожена. Огромное количество деревьев было сожжено и взорвано (более 20 тысяч), еще более 30 тысяч находились в сильно поврежденном состоянии. “Поваленные деревья вековых парков лежали как мертвые великаны, - писал в те дни поэт Николай Тихонов – Обрывки старинной парчи, бархата и шелка носил ветер над дымом пожарищ. Картины и фарфор, растоптанные сапогами гитлеровцев, лежали в грязи разбитых аллей.

Статуи без голов валялись в кустарнике. Огонь пожирал остатки домов. Горело вокруг все, что могло гореть”.Знаменитая поэтесса Ольга Берггольц вместе с другими журналистами буквально через несколько часов после освобождения приехала в город Пушкин. Она вспоминала, что уже от самых Пулковских высот земля носила следы только что отгремевшего боя: земля была бесснежна, вся вывернута, вся взорвана. На следующий день, 25 января 1944 года, Ольга Берггольц написала стихотворение “Возвращение”:

Вошли – и сердце дрогнуло...
Жестоко зияла смерть, безлюдье и пустота...
Где лебеди? Где музы? Где потоки?
С младенчества родная красота?
Где наши люди – наши садоводы,
Лелеявшие мирные сады,
Где их благословенные труды
На счастье человека и природы?
И где мы сами – прежние, простые,
Доверчиво глядевшие на свет?
Как страшно здесь... Печальней и пустынней
Селения, наверно, в мире нет.
И вдруг в душе, в ее немых глубинах,
Опять звучит надменно и светло:
“Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село”

В городе Пушкине много памятников, посвященных воинским подвигам Великой Отечественной войны. Среди них есть те, которые хранят память о гибели мирных граждан в дни фашисткой оккупации.

Мемориал-памятник воинам 77-76 истребительных батальонов. Здесь в сентябре 1941 года приняли первый бой с немецко-фашисткими захватчиками 76 и 77 истребительные батальоны, сформированные из рабочих и служащих, сотрудников милиции и молодежи г. Пушкина 

Генерал Иван Васильевич Хазов, руководивший освобождением города Пушкина, не дожил до Победы: 13 апреля 1944 года он был смертельно ранен в битве за реку Великая. Перед кончиной Иван Васильевич просил похоронить его в Пушкине, первом городе, освобожденным его прославленным корпусом. Просьба генерала была выполнена. Иван Васильевич Хазов похоронен в Александровском парке, напротив разрушенного немцами Китайского театра. На его могиле установлен обелиск с надписью: “Генерал-лейтенант Хазов Иван Васильевич. 1895-1944. Погиб смертью храбрых в боях за Родину”. В его честь названа одна из главных улиц.

В память о погибших евреях в 1991 году в сквере на углу Дворцовой и Московской улиц был торжественно открыт памятник “Формула скорби”. Он представляет собой выполненную в авангардистской манере скульптуру человека, в скорби опустившего голову на руки, его силуэт напоминает первую букву еврейского алфавита “алеф”, символ начала.

На постаменте строка из Ветхого Завета “Пролили кровь их как воду. И некому было похоронить их” на русском языке и иврите.

В местах массовых казней жителей города у кинотеатра “Авангард” в 1998 году была возведена Часовня Святого Благоверного Князя Игоря Черниговского.

Прошло много лет с тех трагических событий, но жители города Пушкина бережно хранят память в своих сердцах.

По окончании:

Давайте еще раз перелистаем страницы трагические страницы истории нашего города (показ Приложения 2 – фрагмент фильма Сергея Ларенкова “Возрожденные из пепла и руин”).