Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ при ведущей роли учителя.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Задачи:
- Предметные: предоставить учащимся объективную, соответствующую возрасту информацию о разнообразии животного мира;
- Метапредметные: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширять кругозор учащихся о животных.
- Личностные: создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру, воспитания культуры общения в группе со сверстниками, любить и охранять животных.
Оборудование: учебник, тетрадь А.А. Плешакова “Окружающий мир 3 класс. 1 часть”, тесты «Проверь себя», карточки с кроссвордом и заданием к нему, интерактивная доска.
Ход урока
Этап урока | Содержание и ход урока | Деятельность учеников |
1. Мотивирование к учебной деятельности. | – Зачем изучают такой предмет, как «Окружающий мир»? – В каком большом разделе предмета мы с вами работаем? (Эта удивительная природа) – А чем она удивительна? – Если она удивляет, значит нам интересно и мы узнаём много нового. |
Отвечают на вопросы. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | – А раз вы узнаёте много нового, то сейчас я проверю ваши знания. Разгадайте кроссворд (Слайд 2) – Посмотрите внимательно на кроссворд, что заметили? ( Все слова нанизаны на одно слово «животные») – Сформулируйте тему урока. (Животные) – Глядя, на следующий слайд дополните тему. (Слайд3) (Разнообразие животных) – Какую цель поставим на сегодняшний урок? (Слайд 4) (Докажем, что в природе существует разнообразие животных) |
Разгадывают кроссворд на листочках Формулируют тему урока. |
3. Выявление места и причины затруднения. | – Так как мы имеем уже знания по этой теме из 1 класса и из жизненного опыта, то давайте проверим, что знаем, а что и следует изучить. – Почему вы выбрали в тесте зоология? («логос» наука, а «зоо» животные) – Что встретили нового и незнакомого? – Значит есть, что узнавать? – Напомните тему урока. – Для погружения в тему предлагаю заполнить спайдограмму. (Слайд 5) – Перед вами спайдограмма. Какое понятие должно стоять в центре? (Животные) – Предположите, из каких групп складывается это понятие? |
Работа с тестами в тетради «Проверь себя» с взаимопроверкой Заполнение спайдограммы Учащиеся работают ручкой по доске |
4. Построение проекта выхода из затруднений (цель, способ, план, средства). | – Посмотрите, некоторые лучики у спайдограммы остались свободными, значит… (Есть что ещё узнать) – Что нам может помочь? (Учебник) – На какой вопрос нам должен помочь ответить учебник? (Какие ещё группы животных существуют) |
Отвечают на вопросы и строят проект выхода из затруднения. |
Физкультминутка. 5. Реализация построенного проекта. Работа с учебником. |
1. Мишка. Создаёт позитивную мотивацию учащихся, улучшает настроение. – Топай, мишка, (топаем ногами) – Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши) – Приседай со мной, братишка, (приседаем) – Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками) – Улыбайся и садись. – Откройте учебник и ознакомьтесь с параграфом зрительно. О чём говорят нам рисунки из параграфа? (Доказывают разнообразие животных) – На какой странице начинается материал нас интересующий? (стр. 88) – Продолжаем с помощью учебника заполнять спайдограмму. |
Делают упражнения по команде. Рассматривают рисунки в параграфе. Заполнение спайдограммы с учебником. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | – Посмотрите на страницы 90 и 91
каких групп нет? (Иглокожие, черви.
паукообразные, моллюски, насекомые) – К каким группам относятся данные на этих рисунках животные? – Найдите в атласе-определителе их названия, первый ряд стр. 90, а второй стр. 91. – Посмотрите на страницу 92 о чём говорит рисунок на ней? ( В каждой группе много видов) – Найдите числа об этом говорящие. |
Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы. Работа с атласом-определителем. Работа с учебником. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
– Примените свои знания, работая в тетради по этой теме. | Работа в тетради. Один ученик выполняет задание на компьютере |
8. Включение в систему знаний и повторение. | – Вам розданы названия животных, задача ваша состоит в том, чтобы подойти к своей табличке. – Прочтём вывод по теме. – Повторите вывод без книги. |
С карточками передвигаются по классу и ищут свою табличку. Чтение вывода и его воспроизведение. |
9. Рефлексия учебной деятельности. | – Урок подходит к завершению я благодарю вас за хорошую работу на уроке. – Цель, которую ставили в начале урока мы достигли. (Слайд 3) (Мы доказали разнообразие животных) – А сейчас предлагаю вам самим оценить свою работу. – Оцените мою работу. – Домашнее задание поможет вам закрепить пройденный материал. – -Работа будет в учебнике, предположите какая. (Прочитать, записать в тетрадь и прочитать рассказ из книги «Великан на поляне») – Просмотрите видео ролик подтверждающий нашу тему урока. |
Ребята поднимают карточки с определённым цветом. Просмотр видеоролика. |
Задания к кроссворду:
- Что дают всему живому солнце, воздух и вода?
- Процесс, в котором растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.
- Непрерывный процесс в природе, в котором участвует вода.
- Наука о растениях.
- Процесс, в котором растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.
- Процесс размножения растений, в котором участвуют пчёлы, шмели, бабочки.