В рамках курсов «Обществознание» и «Право» учащиеся старших классов имеют возможность познакомиться с тем, как строятся трудовые отношения в РФ, каковы особенности трудоустройства и работы несовершеннолетних работников. Но подчас остается неосвещенным механизм защиты прав работников, действующий в рамках работы профессиональных организаций, являющихся неотъемлемой частью гражданского общества. Знакомству с деятельностью профсоюзов в РФ и за ее пределами целесообразно посвятить отдельное занятие. Данный урок рассчитан на учащихся 10-11 класса.
Цели урока:
- Образовательные – способствовать созданию представлений учащихся о труде, международных подходах к концепции достойного труда, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений.
- Развивающие – продолжить работу по формированию умений работать с юридическим документом, представлять доклад
- Воспитывающие – способствовать развитию гражданской активности учащихся в рамках норм демократического, гражданского общества и правового поля РФ.
Оборудование:
- компьютер и мультимедийный проектор;
- учебная презентация;
- отрывки из фильма о современных профсоюзах (подготавливается учителем по материалам СМИ, может включать сюжеты из новостных выпусков, эпизоды из фильма о деятельности независимых профсоюзов РФ в 2000-е гг. В связи с превышением допустимых размеров видео в данной публикации не приводятся);
- Конституция РФ;
- раздаточный материал – выдержки из ТК РФ.
Литература:
- БСЭ
- Трудовой Кодекс РФ
- Конституция РФ
- М. Иванова. Достойный труд в XXI веке. Методические рекомендации по проведению единого профсоюзного урока. // Учительская газета, № 41, 2008.
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы права. – М.: Вита-Пресс, 2008.
- Бушуев В.В., . Голубев В.С, Тарко А.М. Качество жизни и его индексы: мир и Россия. //Журнал "Уровень жизни населения регионов России", № 1 (143), январь 2010 г.
- Материалы сайта fnpr.ru
ХОД УРОКА
№№ |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 | Знакомство с темой урока и ее основными вопросами (слайды 1,2) | Записывают тему урока |
2 | Что такое труд? Почему он важен для
человека? Вариант урока: Давайте прослушаем сообщение, а потом попробуем кратко сформулировать основной вывод – ответ на данный вопрос. Давайте посмотри, совпадают ли наши выводы с формулировками, которые дают ученые (слайд 4). |
При варианте с сообщением учащегося,
доклад сопровождается презентацией. При варианте обсуждения вопроса учитель использует слайды 3 и 4 для стимулирования активности учащихся. Запись определения (слайд 5) |
3 | Как регулируются вопросы трудовых
отношений в нашем государстве? Какие
законодательные акты вы можете назвать? А что написано о труде в самом главном законе РФ – Конституции? Обратимся к первоисточнику. Найти – гл..1 ст. 7; гл. 2 ст. 30, 34, 35, 37, 39 Сравним – какие же основные характеристики труда нашли свое отражение в Конституции (слайд 6). |
Могут назвать трудовое право и Трудовой
кодекс. Читают Конституцию, задача –выписать его основные характеристики и права человека, связанные с трудовой деятельностью. |
4 | Что же тогда достойный труд? Разве труд
может быть недостойным? Международная организация труда разработала концепцию «достойного труда». Она строится на следующих параметрах: сл. 7-10. Исходя в том числе из этой концепции достойного труда определяется качество жизни в той или иной стране мира. Как обстоят дела РФ в этом рейтинге мы видим на следующем слайде – сл. 11 Как вы думаете, почему у РФ такие низкие показатели? Сравним ваши ответы с теми, что дают ученые-экономисты – сл. 12. |
Ответ на вопрос о достойном труде Запись основных параметров концепции достойного труда – схема на слайде 7. Высказывание версий – почему в РФ низкое качество жизни. |
5 | Как же бороться за повышение качества
жизни? Кто будет помогать каждому конкретному
работнику в борьбе за то, чтобы его труд был
достойным? Давайте прослушаем сообщения о том,
как развивалось профсоюзное движение в Западной
Европе и в нашей стране. |
Предлагают профсоюз. Записывают
определение. Слушают сообщения учащихся, кратко фиксируют особенности развития профсоюзного движения в Европе и в СССР. В случае работы с видео-отрывками происходит сравнение деятельности профсоюзов Западной Европы и РФ, определяются сходные черты и отличия, высказываются предположения о том, чем это обусловлено, нужно ли искать социальный компромисс и почему. |
6. | А что же случилось с профсоюзами после
распада СССР? Кто сейчас представляет интересы
рабочих? Знакомство с ФНПР – слайды 18-20. |
Запись основных сведений о ФНПР. По итогам рассказа учителя должны дать ответ на вопрос – зачем нужны стране профсоюзы. Что они дают работнику, работодателю и государству. |
(7). | В сильном классе возможно включение в
урок практической части по работе с правовыми
документами. Но как узнать – нарушают ваши права или нет, надо жаловаться в профсоюз или работодатель прав? Каждый работник должен сам позаботиться о том, чтобы познакомиться с теми нормами трудового права, которые касаются его в первую очередь. Ваши права, как несовершеннолетних работников, прописаны в 42 главе ТК РФ. Давайте познакомимся с ней и выясним – каковы они. А теперь решим несколько юридических задач на основании этих норм права. |
Знакомство с выдержками из ТК РФ (Приложение 1). Ответ на вопрос (сравнение со слайдом 21, он присутствует на экране при решении практического задания) Решение юридических задач (материал представлен в раздаточных материалах). 1. Законно ли Алексеев отказался выполнить
распоряжение заведующей? |
8. | Домашнее задание: возьмите карточки с заданием домашней работы, получившиеся результаты мы обсудим на следующем уроке обществознания. | Взять карточки в произвольном порядке. |
Примерная речь учителя о концепции достойного труда
Понятие «достойный труд» неотделимо от таких
параметров, как достойная (обеспечивающая
безбедную жизнь) оплата труда, справедливые и
безопасные условия труда, социальные гарантии,
право на профессиональное обучение и
профориентацию, право на социальное, медицинское
и пенсионное страхование и обеспечение. Среди
выделенных качественных характеристик
достойного труда особое значение отводится
надежности дохода работающего человека и
представительство интересов трудящихся. Без
надежного дохода люди лишаются свободы выбора и
перестают быть социально ответственными, без
коллективного и индивидуального
представительства уязвимые слои остаются
бесправными. Эти параметры приобретают особый
смысл именно в XXI веке.
Генеральными установками при этом выступают:
- принцип достойной оплаты труда (заявленная позиция МОТ), применение которого позволяет обеспечивать широкий круг потребностей работнику и его семье с позиции качественного воспроизводства рабочей силы и организации достойной жизни;
- принцип комплексного подхода при определении цены труда с помощью договорных (рыночных) и государственных (нормативных и налогово-бюджетных) методов регулирования оплаты труда, позволяющих формировать мотивацию к высокоэффективному труду;
- принцип социальной сплоченности как базовое условие повышения ответственности государства, работодателей и работников за реализацию прав человека в социально-трудовой сфере, обеспечение благосостояния всем членам общества.
В качестве индикаторов достойного труда МОТ рекомендует использовать:
- долю занятых и уровень безработицы;
- долю расходов заработной платы в общем объеме ВВП;
- объем государственных расходов на социальное обеспечение и социальное страхование.
В концепции достойного труда, разработанной МОТ, реализуются положения, позволяющие обеспечивать социальные права работника:
- процесс труда должен проходить в безопасной и здоровой производственной среде;
- условия труда должны быть совместимы с благосостоянием и человеческим достоинством трудящихся;
- труд должен открывать реальные возможности для саморазвития личности и служения обществу.
С экономических позиций важнейшими индикаторами достойного труда и социальной направленности государственной экономической политики могут служить:
- высокие расходы общества на заработную плату – 40-60% ВВП;
- развитая система социальной защиты, расходы на которую составляют не менее 20-25% ВВП;
- высокая доля социальных расходов в госбюджете на здравоохранение (7-9% ВВП) и образование (4-6% ВВП);
- развитые системы профессиональной подготовки, переподготовки и трудоустройства, низкий уровень безработицы.
Уровень и качество жизни определяются как доходами (зарплата, пособия) – достатком человека, так и доступностью для него социальных благ (образование, здравоохранение, социальные услуги), а также его социальным статусом в рамках стратификации общества. В России приняты и действуют понятия минимального размера оплаты труда, минимального прожиточного минимума, (минимальной) потребительской корзины. Эти понятия обеспечивают удовлетворение минимальных жизненных потребностей человека, но не качества его жизни.
Суммарный индекс качества жизни ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала) синтезирует образовательный уровень, продолжительность жизни населения, объем внутреннего валового продукта на душу населения, другие показатели. В 1990 году Россия занимала по этому показателю высокое 26-е место в мире среди 177 стран, по которым рассчитывается ИРЧП. С начала 90-х годов шло снижение рейтинга нашей страны (в 1997 году – 71-е место). Начиная с 2000 года падение показателя приостановилось, но в 2010 году РФ все же опустилась на 80-е место в мире. Во многом это обусловлено следующими проблемами:
- низкий уровень заработной платы (на конец 2006 года она достигала только 85-90% от величины 1990 года), пенсий;
- недостаточный удельный вес расходов на заработную плату и социальное страхование (около 30% от объема ВВП);
- демографические проблемы (снижение показателя средней продолжительности жизни населения по сравнению с дореформенным периодом, сокращение населения, в том числе в трудоспособном возрасте);
- обострение проблем неравенства не только в отношении доходов, но и качества жизни населения (дифференциация доходов, опережающее развитие платных социальных услуг, низкий уровень прожиточного минимума);
- по минимальному размеру оплаты труда (до 100 долларов США) Россия входит в группу стран третьего мира.
Практические задачи для закрепления материала
1. Петя Алексеев, ученик 10 класса, решил поработать в период летних школьных каникул. С 1 июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых. Заведующая детским садом, полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала Пете распоряжение собрать личные вещи и рабочие инструменты к назначенному сроку. Петя отказался.
Законно ли Алексеев отказался выполнить распоряжение заведующей?
Ответ: нет, распоряжение является незаконным (ст.72 ТК РФ)
2. Катя Семёнова после школы устроилась в почтовое отделение доставщиком телеграмм. Проработав 3 месяца, она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск, поскольку её мама приобрела 2 туристические путёвки, и она хотела бы отдохнуть. Начальник почтового отделения ей отказала в просьбе, заявив, что отпуск надо еще заработать.
Законен ли отказ?
Ответ: нет (ст.267 ТК РФ)
3. После окончания школы Валерий Тарасов очень долго искал работу и был очень рад, когда его приняли на бензоколонку в качестве заправщика автомашин., но радость была недолго. Владельцу бензоколонки было указано на нарушение законодательства о труде.
Законно ли увольнение Тарасова?
Ответ: нет (ст.265 ТК РФ)
4. После окончания школы симпатичный парень, Костя Албашев, поступил на работу в ресторан учеником повара. После двухнедельной стажировки администрация ресторана обратила внимание на его умение ладить с людьми и хорошие манеры и с его согласия перевела его на должность официанта.
Законно ли был произведён перевод?
Ответ: Нет (ст.244 ТК РФ)
Задания для домашней работы (на карточках):
1. 31 марта 2006 года был принят Федеральный закон №44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». По этому закону на трудоспособное население приходится 133,7 кг хлебных изделий в год, 107 кг картофеля, 97 кг овощей, 200 яиц, 13,8 кг различных видов масла, 16 кг рыбопродуктов, 37,2 кг мясопродуктов. Рассчитайте набор и количество продуктов, приходящихся на трудоспособного человека в день, и сравните его с вашим дневным продуктовым набором.
2. С 1 сентября 2008 года региональный минимальный размер оплаты труда составляет 7500 руб. (в России – 2100 руб.). Это означает, что ни один работающий человек в Москве (во всяком случае в бюджетных организациях, финансируемых городом) не может получать меньше. В случае если ставка заработной платы работника ниже установленного минимума, ему производится доплата до 7500 руб., но только если он работает на одну ставку. Тетя Маша работает уборщицей на 1,5 ставки в соседней школе. Ставка ее зарплаты составляет 5020 руб. в месяц. Сколько получает тетя Маша в месяц? (7530 руб.) А теперь поставьте себя на место:
а) тети Маши. Как ей поступить, если она будет
знать московские законы?
б) руководителя школы. Что он должен сделать,
чтобы тетя Маша получила наиболее выгодную и
справедливую форму оплаты труда?
в) председателя профкома. Что он должен
посоветовать тете Маше?