Цели: формировать осознание себя как представителя определенного пола.
Задачи:
- рассмотреть различия и сходства в поведении, характере и психике девочки и мальчика;
- учить уважению и терпимости к противоположному полу;
- добиваться дружеских отношений между девочками и мальчиками;
- учить ребят слушать других, анализировать, сравнивать, высказывать сови мысли.
Участники: учащиеся 6 “А” класса, классный руководитель, психолог школы.
Форма проведения: групповая.
Подготовительная работа:
- в кабинетах, где проходили занятия класса висел плакат: “Девочки. Мальчики”;
- тестирование психолога школы по выявлению взаимоотношений между учащимися в классе;
- анкетирование родителей, учителей-предметников, классного руководителя на тему: “Какие черты характера они хотели бы видеть в учащемся (в своем ребенке).
Оборудование, наглядность.
- Плакат с названием классного часа.
- Плакат с высказываниями писателей: “Не оценивайте людей, а цените их”. /А. Макаренко/, “Главная цель воспитания – счастливый человек” /В.А. Караковский/, “Человек таков, каково его представление о счастье” /В.А. Сухомлинский/.
- Список качеств личности.
- Эмблемы (по 4 шт.): секретарь, оратор, хранитель времени, критик.
- Бумага формата А–4.
- Фломастеры.
- Колокольчик.
- Магнитофон.
- Магниты.
- Песня на магнитофоне Висбора “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”.
- Заготовки для групп: машина, цветок, вертолет, шарик (размер альбомного листа).
- Цветные салфетки.
- Презентация о Н. Дуровой и А. Пальшиной.
- На открытке: рецепты счастья – гостя и учителям.
- Большое сердце формата А–2.
- Фотогазета класса.
- Воздушные шарики (повесить их на стенды).
- Выставка книг библиотеки.
Ход классного часа
Классный руководитель: Сегодня мы отправимся в страну, где живут мальчики и девочки. Мы подумаем, какими чертами характера, поведением и психикой отличаются девочки от мальчиков, а какими – схожи девочки и мальчики. Как лучше вести себя девочкам и мальчикам? Хорошо или плохо, что девочки и мальчики учатся в одном классе? Счастливы ли вместе девочки и мальчики?
Стадия “Вызов”
- Я вам предлагаю, объединиться в группы, состоящие только из мальчиков, только из девочек. Распределите роли в группах и прикрепите эмблемы. А распределиться в группы нам поможет наш психолог Н.А. Абалтусова.
Психолог: Перед вами лежат цветные салфетки, возьмите любую салфетку и порвите её маленькими кусочками произвольным способом. Разверните салфетки и посмотрите, что у вас получилось. У вас есть салфетки, которые имеют очень много дырок по всей салфетке, а сама салфетка целая – это одна группа
- Все мы обладаем многими качествами личности, некоторые из них вывешены на доске и лежат у вас на столах. Вам нужно написать те качества личности, которыми обладают девочки и какими обладают мальчики на бумаге, оформленные в виде самолета, цветка, шарика, машины, которые лежат у вас на столах.
По истечении 2–3 мин. классный руководитель подает сигнал звуком колокольчика об окончании работы.
От каждой группы выходит “оратор” и озвучивает, что они написали. Свои наработки ребята вывешивают на доску.
Стадия “Содержания”
Классный руководитель: Вы сейчас внимательно выслушали выступления групп и еще раз вы можете посмотреть записи, вывешенные на доске. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: А есть ли различия в качествах личности девочек и в качествах личности мальчиков?
- Почему это происходит, расскажет вам наш психолог Н.А. Абалтусова.
Классный руководитель: Вернемся ещё раз к нашим записям и внимательно прочитаем их. А есть ли одинаковые качества личности девочек и мальчиков? И наверняка, есть мальчики, обладающие качествами мальчиков и наоборот. А вы можете привести исторический факт?
Презентация о Н. Дуровой и А. Пальшиной. Обратить внимание на выставку книг о Сарапуле, имеющейся в нашей библиотеке.
Психолог: У вас на столах лежат цветные салфетки. Сложите их как вы хотите. Оторвите от него небольшой кусочек небольшого размера в любом месте. Оторвите ещё раз и ещё раз. Разверните салфетку и посмотрите, что у вас получилось. Выполняя одно и тоже действие, получились разные рисунки. То же самое происходит и нами, с мальчиками и девочками. Все мы разные, но выполняя одно и тоже дело – получаем знания, общаемся, учимся в одном коллективе, слушаем одних и тех же учителей. И вместе мы будем ещё не один год.
Классный руководитель: Встаньте те, у кого в середине салфетки дырочка. Объединитесь в группу. Затем, встаньте те, у кого не ровные края - ещё одна группа. Затем, объединяются в группу те ученики, у которых получилась оторванная салфетка. Остальные ребята, с различными вариантами, в отдельную группу. (В итоге должно получиться 4 группы).
- Объединившись в группы новым составом, хотелось бы услышать качества личности, интересы или увлечения ребят в группе – то, что вас объединяет. Озвучьте, пожалуйста ваши мысли.
- Подумайте, считаете ли вы себя счастливым человеком. Какие качества твоего характера мешают тебе быть счастливым. Как к тебе относятся твои одноклассники, родители, учителя?
- Вам предлагается написать , а затем озвучить, качества личности счастливого мальчика и счастливой девочки, счастливого ребенка.
По истечении 2–3 мин. по сигналу колокольчика группы заканчивают работу и озвучивают результаты.
Далее, классный руководитель раздает результаты анкетирования одноклассников, родителей и учителей.
Классный руководитель: Хочу обратить ваше внимание на фотогазету, которую мы приготовили с оформителями. Как интересно и хорошо нам бывает вместе на мероприятиях, на экскурсиях, в поездках. Как приятно испытывать радость за друга, который достиг успехов в каком-либо конкурсе, олимпиаде, выступлении. Надо всегда стремиться к лучшему. Надо не оценивать людей, а ценить их за ум, доброту, помощь, юмор и многое другое.
- В завершении мне бы хотелось, чтобы вы обдумали все сказанное сегодня. Сейчас я посылаю большое сердце, в котором приготовлены строки для ваших записей. Каждой группе надо вписать по одному – два слова, мы составим с вами рецепт счастья, счастливого человека.
По истечении 2 минут ребята, зачитывают, что у них получилось.
Маленькие рецепты счастья мы дарим нашим гостям: родителям и учителям.
Классный руководитель: В завершении я предлагая взявшись за руки, образуя круг, спеть песню Визбора “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”.
Включается магнитофон и исполняется песня. Благодарим всех за работу!