Петропавловская крепость. Петровские ворота

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Предмет История и культура Санкт-Петербурга
Класс 4 класс
Название материала Презентация по теме “Петропавловская крепость. Петровские ворота”
Название темы или раздела учебного курса Блистательный Санкт-Петербург
Цель авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.) Познакомить учащихся с историей создания Петропавловской крепости и Петровских триумфальных ворот.
Как реализуется на уроке (время и место, форма использования) Показ презентации на протяжении урока с пояснениями к каждому слайду, запись учащимися изучаемого материала в виде краткого конспекта.
Краткое описание, методические рекомендации по использованию Представленный материал в красочной форме дает учащимся представление об истории создания Петропавловской крепости и Петровских триумфальных ворот. Данный материал может быть использован на одном или нескольких уроках, а также во внеклассной работе.

Слайд 1, 2:

Более трех веков тому назад, 16 мая (27 по новому стилю) 1703 года, в праздник Святой Троицы, на Заячьем острове в устье Невы началось строительство Петропавловской крепости. Этот день считается днём основания Санкт-Петербурга.

Слайд 3 (рисунок 1):

По замыслу Петра I крепость, стоявшая в устье Невы, должна была защищать новую российскую территорию от шведов. Однако, её ни разу никто не пытался захватить. Первоначально крепость именовалась Санкт(Занхт)-Питер-Бурх. На финских и шведских картах остров длиной 750 и шириной 400 метров назывался Енисаари (в переводе с финского - Заячий) или Люст-гольм (в переводе со шведского - Весёлый).

План крепости разрабатывался Петром I совместно с архитектором-фортификатором Де Ламбергом, которого вскоре заменил архитектор Доменико Трезини. Руководил строительством А.Д. Меншиков. Крепость строили солдаты, пленные шведы. Также от каждой губернии посылались крепостные (общее количество работавших - ок. 20 тыс. чел.).

Земляная крепость была завершена 1 октября 1703 года. Однако после сильного наводнения часть земляных валов была разрушена. План каменной крепости составил немецкий архитектор Кирштейн. К Заячьему острову намывают дополнительное пространство. Остров ушёл в Неву примерно на 30 метров. В 1706 году под руководством архитектора Д. Трезини возводятся кирпичные стены. Перестройка начинается с северной части крепости, так как она считалась самой незащищенной при нападении шведов. Построенную к тому времени деревянную церковь апостолов Петра и Павла сменил каменный собор. Его изящная колокольня со шпилем в 1720 году величественно вознеслась над строившимся городом и с тех пор остается самым высоким зданием в городе (122, 5 м).

Крепость имеет в плане форму вытянутого шестиугольника (или черепахи) с выступающими шестью угловыми укреплениями-бастионами, которые между собой соединены стенами-куртинами. Строительство бастионов курировал Пётр I и его сподвижники: Трубецкой, Нарышкин, Меншиков, Головкин, Зотов (их имена с тех пор носят бастионы).

Строительство Петропавловской крепости полностью завершено к 1740-му году. В 1730-х, при Анне Иоанновне, построены Алексеевский (назван в честь небесного покровителя отца Петра I - Алексея Михайловича, деда императрицы Анны) и Иоанновский (назван в честь небесного покровителя старшего брата Петра I Ивана Алексеевича, отца императрицы) равелины - укрепления к востока и запада. Между равелинами и крепостными стенами прорывается ров, уровень воды в котором мог искусственно регулироваться (засыпаны в конце XIX века). В 80-х годах XVIII столетия по распоряжению императрицы Екатерины II производилась облицовка гранитом фасада крепости - стен, которые выходили на Неву и были хорошо видны со стороны Санкт-Петербурга.

Слайд 3 (рисунок 2):

Существует мнение, что Петропавловская крепость имеет свой прообраз – Новодвинскую крепость в устье реки Северной Двины, вблизи от Архангельска, построенную в 1702 году Петром I.

Слайд 4:

Существовавшую ранее крепость Ниеншанц (у впадения в Неву реки Охты), которая была взята повторно после недельной осады к 1 (12) мая 1703 (в ходе Северной войны). Петр I посчитал недостаточно пригодной для защиты Невы от нападения шведского флота: плохо просматриваются подступы. Поэтому новое место для крепости и было выбрано на Заячьем острове, откуда хорошо просматривается устье Невы.

Слайд 5:

В самом начале строительства Петропавловской крепости Заячий остров был соединён Иоанновским мостом с островом, который впоследствии получил название Петроградский, и на котором был построен первый дом для Петра I.

Слайд 6:

Для входа в крепость в некоторых стенах делают ворота – арки. В Иоанновском равелине это Иоанновские ворота.

Слайд 7:

Триумфальные арки (арка в переводе с латинского означает “дуга”) в честь ратных побед строились еще в Древней Греции и Древнем Риме. Древнерусские зодчие также часто строили арки, обелиски и колонны в честь военных триумфов. Например, князь Ярослав, стремясь возвеличить Киев, повелел построить в 1037 году парадные Золотые ворота с широкими арками и надвратной церковью.

Слайд 8:

Арки и триумфальные ворота в Санкт-Петербурге строили по строгим классическим законам античного искусства.

Первыми триумфальными воротами в Петербурге стали Петровские ворота Петропавловской крепости. Они были возведены в честь освобождения берегов Невы. Петровские ворота расположены между Государевым и Меншиковым бастионами, в Петровской куртине. Вначале они служили главным входом в крепость, зетем был построен Иоанновский равелин.

Слайд 9:

Деревянные ворота были построены в 1707-1708 годах по проекту Д. Трезини. В 1718 году они были заменены каменными, и в таком виде дошли до нас. Первоначально ворота были украшены также деревянными статуями апостола Петра (в честь которого и названы Петровскими), а также гениями славы и аллегорическими фигурами Веры и Надежды. Они, к сожалению, не сохранились.

Высота Петровских ворот составляет шестнадцать метров, они ведут в крепость сквозь стену толщиной в двадцать метров.

Слайд 10:

Триумфальная арка украшена массивным аттиком с полукруглым фронтоном. На нем – деревянный резной барельеф “Низвержение Симона-волхва апостолом Петром” Символика этого барельефа, созданного на новозаветный сюжет, имела политическое значение: будущее поражение в войне Карла XII (волхв) “в гордыне своей забравшегося на облака”, т.е. вообразившего себя повелителем мира, от Петра I и основание города-крепости Санкт-Петербург. Ширина барельефа составляет 4.9 м, высота — 3.35 м.

- Прочитайте в тетради на с. 22 легенду – описание этого барельефа.

Слайд 11:

(Барельеф в аллегорической форме прославляет победу России над Швецией в Северной войне. ... В центре барельефа изображена каменная крепость. Над крепостью в небе летают злые демоны. Из облаков прямо на крепость падает человек. В ужасе искажено его лицо. Широко открыт в крике рот. Кто это? Это чародей Симон. Он возгордился и стал оскорблять святого апостола Петра. Злые демоны помогли чародею подняться в воздух. Однако апостол Петр молитвой разогнал демонов. И Симон полетел вниз. Святой Петр оказался сильнее зла. Симон наказан. Его позор видят люди на земле и Бог Саваоф в небесах. Бога окружают светлые, добрые ангелы. Среди людей перед крепостью – фигура полководца (считается, что это изображение Петра I).

Слайд 12:

В 20-30-х годах XVIII века Петровские ворота пока еще не были закрыты Иоанновским равелином и служили главным входом в крепость. Обилие скульптурных украшений, общий парадный характер выделяют их среди ранних построек первой четверти XVIII века. Скульптура на воротах выполняет не только декоративную роль: в аллегорической форме в ней отражены значительные исторические события того времени.

Слайд 13:

Под барельефом над аркой - отлитый из свинца двуглавый орел со скипетром и державой в когтях. Его вес больше тонны.

Вопрос классу:

- Что означает двуглавый орел со скипетром и державой в когтях? (Символ царской власти в России)

- Почему он изображен на Петровских воротах в Санкт-Петербурге? (Долгое время наш город был столицей России)

Слайд 14:

По обеим сторонам арки в небольших нишах – аллегорические скульптуры Афины. Справа - фигура в шлеме и воинских доспехах, символизирующая богиню справедливой войны Палладу (Беллону). На ее шлеме приютилась ящерица. Это саламандра. По преданию, “саламандра – существо, живущее в огне и не тонущее в воде, и оттого побеждающее; знамение благопостоянства”. Этим подчеркивалось, что Россия и ее армия в огне войны постоянно добиваются победы. Слева - женственная фигура со змеей и зеркалом в руках, олицетворяющая мудрость – Полиада (Минерва). Зеркало отражает все, что находится за ее спиной, в частности, устье Невы. И в случае опасности, грозящей оттуда, Полиада вовремя предупредит об этом.

Слайд 15:

Вся композиция Петровских ворот символизирует неприступность Петропавловской крепости и воспринимается как символ веры в могущество России. Уникальность Петровских ворот заключается в том, что это единственный сохранившийся до нашего времени образец триумфального сооружения начала XVIII века.