Кто не наблюдал, как рисуют дети? Не свои, так чужие. Не дома, так на улице? Самые маленькие, еще не знают чем и на чем можно рисовать. С увлечением рисуют всем, что оставляет свет на асфальте, стекле, бумаге, песке.
Существует даже такое мнение, что ребенка не надо учить рисовать, это ему присуще.
Ученые считают, что все дети талантливы от рождения, надо только уметь развивать их природные способности, развивать творчество.
Творчество естественно вплетается в жизнь ребенка. В своих рисунках дети отражают впечатления от окружающего мира. Следовательно, для того, чтобы они могли что-то нарисовать или слепить, им необходимы различные впечатления, которые они получают через чтение, рассматривание иллюстраций, наблюдений и т.д. Они без устали наблюдают, накапливая массу образов и сведений, пытаются размышлять, творчески перерабатывая свои знания. Т.е. рисование взаимосвязано с техническим развитием ребенка, с его познавательной деятельностью, речью, игрой, эмоциональным развитием.
Рассматривая работы детей, вы по-разному реагируете на них. Одни хвалят, другие посмеиваются, а есть и такие, которые просто отмахнутся. А что бы вы хотели увидеть в работах своих детей?
Ведь им еще только 3-4 года. Конечно, проще дать ребенку образец для копирования, но это будет не его рисунок, а наш с вами, не его видение мира, а наше с вами. Так мы научим ребенка не рисовать, а срисовывать. Это тормозит воображение ребенка, делает работу детей одинаковыми. А ведь цель должна быть совсем другой: главное разбудить фантазию, творчество.
В чем может проявляться творчество детей 3–4 лет?
Для наших детей это может быть дополнительные детали: изменение величины предмета, изменение изображения в цвете.
Творчество может проявляться в самостоятельном выборе изобразительного материала. Естественно, что весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте.
Книга “Озорной карандаш” поможет вашим детям подружиться с кисточкой и карандашом, сложить представление об основных цветах, 5 формах, разновидности величины и т.д.
Показать ИЗО уголок.
Начинать развивать творческие способности лучше всего с 3-4 летнего возраста, когда происходит закрепление врожденных природных способностей.
Дети этого возраста чутко воспринимают цвет, цветовое отношение и его воздействие на настроение человека. Кстати, работу по ИЗОдеятельности лучше всего начинать не с технических приемов изображения, а со знакомства с цветом. Можно предложить игру “Цвет настроение” (красный – радостный, зеленый – спокойный, черный – страшный). Хочу предложить вашему вниманию книгу “Игры на листе бумаги”, где даны эмоционально – развивающие игры и задания по развитию чувства цвета. Игры и задания выполняются совместно с детьми и родителями.
Изодеятельность – это единственная область творчества, где в процессе обучения – полная свобода не только допустима, но и необходима.
Взрослому важнее результат, а детям сам процесс, поэтому оценивая работу детей, будьте тактичными и осторожными в высказываниях своих оценок. Оценка взрослого должна содержать элемент понимания и одобрения. Чтобы не разрушить уверенность ребенка в себе, в своих способностях. Поговорите с ребенком о его работе. Пусть он расскажет вам что он нарисовал и вы откроете столько фантазии, которая таится в его маленькой головке. Возможно, ему еще не хватает техники рисования, вот это уже наша с вами задача, научить его различной технике изображения.
- Какие виды изображений вы можете назвать? Ответы родителей
- Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью, нитью, использовать пальцевую живопись. Со всеми этими новыми нетрадиционными способами рисования я хочу сегодня вас познакомить. Не пугайтесь. Если они покажутся вам странными, попробуйте сами, поучите ребенка и вы увидите как он талантлив, какую радость доставляет ему творчество.
Конечно, вы должны быть готовы к тому, что руки ребенка будут перепачканы краской, пол окажется грязным, а на листе бумаги появятся нелепые цветовые пятна. Рисуя, ребенок должен чувствовать себя свободным и не беспокоиться о том, что он перемешает краски и наставит пятен, его надо приучить не бояться испачкаться. Не стремитесь навязать ребенку процесс рисования, а постарайтесь увлечь его этим видом деятельности. Помните: высказывание мудреца: “ребенок это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо разжечь”.
Мы начинаем наши игры – занятия. Для разминки я хочу предложить вам такую игру – “Загадочный рисунок”. Рисуем на листе полукруг.
- Кто сумет угадать, что я стала рисовать? Здесь же родители по очереди дорисовывают.
- I. Дети, хотите стать волшебниками? Это очень просто: надо только сказать волшебные слова своей кисточке и она превратится в волшебную палочку.
Я выпускаю из коробочки волшебные слова, бросаю вам, а вы их ловите и по - очереди говорите своим кисточкам.
- А теперь возьмите кисти в руки и закрасьте любой краской листок №1.
А вот и фокус, такой прием называется фотокопией, на лист бумаги наносится рисунок при помощи свечи, потом лист покрывается краской при помощи широкой кисточки, сначала 1-2 красками, а потом можно использовать больше цветов. Изображение, сделанное свечой, проявится прямо на глазах, как в сказке. Такой способ используется народными мастерами при расписывании пасхальных яиц. Суть в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели свечой. Между прочим, так можно знакомить детей с буквой.
- II. За ширмой раздается мяуканье, это проснулся кот Василий и зовет детей поиграть с ним. П/и “Кот Васька”. Кот просит нарисовать его портрет или его друзей. Ребята, кот какой? Пушистый, полосатый, с усами и т.д. Аня, расскажи стихотворение про кота:
Как у нашего кота шубка очень хороша
Как у котика усы, удивительной красы
Глазки смелые, зубки белые.
Чтобы у нас получился красивый, пушистый кот используем прием “тампонирования”, это очень увлекательное занятие, сделаем тампон из марли ткани, поролона, наберем краски, и легким прикосновением будем рисовать что-то пушистое. Легкое, воздушное и не беда, что цветными станут не только наши коты, но и наши руки. Они легко отмоются.
Возьмите кусочек поролона и начинайте рисовать
- III. Ребята, что такое клякса, это хорошо или плохо? Плохо, когда она в школьной тетради, и очень весело и занимательно, когда она появляется на наших листочках и с ней можно поиграть:
Кляксу кисточка для смеха
Нам поставит, вот потеха
Клякса эта очень злится:
Кляксой быть ей не годится
Не буду кляксой я друзья
Уж лучше розой стану я.
- А теперь возьмите лист бумаги, согните его пополам, на одну сторону бумаги нанесите яркие пятна и закройте второй половиной листа. Погладьте ладошкой и раскройте. Ах, как красиво получилось! Что это? Цветы? Бабочки, деревья? Можно нарисовать недостающие детали, какой простор для детской фантазии, такой прием называется “монотипией”.
Можно вырезать полученное изображение, сложив его пополам рисунком наружу и в то же время познакомить ребенка с законами симметрии.
- IV. Ребенок читает стихотворение:
Петя, Петя, петушок
Золотой гребешок
Ты подай голосок
Через темный лесок
Через мост за реку
Прокричи
Ку-ка-ре-ку!
А ребята споют песенку про двух петушков. Песня называется “Петушки”.
- Сейчас мы попробуем нарисовать этих петушков. Но не обычным способом, а приемом, который называется “печать от руки”. Обмакните всю ладонь или ее часть в краску, а можно покрасить ладонь краской и не одной, а несколькими цветами, а теперь оставим на бумаге отпечаток, к отпечатку ладони добавим отпечатки пальцев в разных комбинациях. Можно подрисовать детали кистью, вот наши петушки ожили и громко закукарекали.
Пальцевая живопись – это увлекательное занятие. Воображение работает со страшной силой, а уж как выходит избыток энергии. А если вспомнить, что пальцы есть не только на руках!
Сегодня я попыталась познакомить вас с нетрадиционными способами рисования, а существует их очень много, т.е. уже к известным добавляются все новые, рожденные вашей фантазией.
Предложить вниманию родителей методическую литературу на эту тему. Нетрадиционные способы рисования с образцами работ. Итог можно подвести такой: “радостно на свете жить, если с кисточкой дружить!” Занимаясь с ребенком рисованием, помните, что для него это игра. Самое главное, не ограничивайте его свободу и раскованность.
Сюрпризный момент – стук в дверь, заходит почтальон Печкин: “За посылку распишитесь. Ой, сколько народу! С кого документы спрашивать. Да и маловата будет посылочка – то на всех”.
Разворачиваем посылку, а там записка: “Кто загадку отгадает, тот разгадку получает”.
Загадка:
Черный Ивашка, деревянная рубашка
Где носом поведет, там заметку кладет
Вообще зачем нужны карандаши? Об этом нам расскажет Семен:
По бумаге я бегу
Все умею, все могу
Хочешь домик, нарисую
Хочешь елочку в снегу
Хочешь дядю, хочешь сад
Им любой ребенок рад.
Дети и взрослые говорят отгадку, и почтальон Печкин раздает всем коробки с карандашами.