Цели:
- Ознакомить обучающихся с причинами, поводом Столетней войны, с организацией феодальных армий Англии и Франции.
- Охарактеризовать основные этапы Столетней войны.
- Закрепить умения обучающихся работать с исторической картой, историческими источниками, сравнивать и обобщать материал; повторить деление дробей, другие действия с дробями, закрепить навыка решения уравнений, задач, навыки устного счёта, развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление, аккуратность в работе
- Сформировать уважительное отношение к подвигу французского народа, Жанне д' Арк.
ХОД УРОКА
(Слайд 1)
I. Оргмомент
Учитель истории:Сегодня мы проводим с вами не простой урок истории, а совместный с математикой.
II. Проверка домашнего задания
а) Разминка. Работа с историческими датами.
(Слайд 2) Учитель математики даёт задание, ученики решают и называют исторические события соответствующие данным ответам.
Возведите в квадрат число 30, уменьшите получившееся число на 100, теперь увеличьте в 2 раза, а сейчас полученное число увеличьте на 33. Какое число у вас получилось? (1066).
(Слайд 3) Учитель истории:Какое
событие произошло в 1066 году. (Завоевание
Англии герцогом Нормандии).
(Слайд 4) Учитель математики: Найдите
значение выражения
Запишите сначала числитель, потом знаменатель. Назовите получившее число. (1099)
(Слайд 5) Учитель истории:Какому событию в истории соответствует эта дата? (1099 г. Взятие крестоносцами Иерусалима).
(Слайд 6) Учитель математики: Найдите значение выражения
(Слайд 7) Учитель истории:Какому событию в истории соответствует эта дата? (1204г. Захват крестоносцами Константинополя)
(Слайд 8) Учитель математики: Вырази в см
(Слайд 9) Учитель истории:Какому событию в истории соответствует эта дата? (1215г. –подписание английским королём великой хартии вольностей)
(Слайд 10) Учитель математики: Решите уравнение
(Слайд 11)Учитель истории:Какому событию в истории соответствует эта дата? (1265 г. – Возникновение английского парламента)
(Слайд 12) Учитель математики: Площадь поля равна 13,02 а. Вырази в квадратных метрах. Повторим по таблице единицы измерения площадей
(Слайд 13) Учитель истории:1302г. – Созыв генеральных штатов во Франции
Фронтальный опрос:
– О каких наиболее значимых странах периода средневековья мы с вами говорили на прошлых уроках? Что объединяет два этих государства?
(Слайд 14)
– Чем прославился в истории Франции король Филипп IV Красивый?
(Слайд 15)
– Назовите реформу английского короля Генриха
II. Какова была их цель?
Если сравнить деятельность Генеральных штатов
во Франции и парламента в Англии, какое
учреждение работало эффективно? Почему?
III. Переход к изучению нового материала
(Слайд 16) Учитель математики: Игра «Поле чудес». Каждой цифре соответствует буква. Решив примеры, мы узнаем тему урока по истории.
(Слайд 17) (тема записана на доске “Столетняя война”). Как другим словом можно назвать сто лет? (Век.)
(Слайд 18) Учитель истории: Обратите
внимание на тему нашего сегодняшнего урока.
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить с вами
на уроке?
– Какие ассоциации возникают у вас со словом
“война”?
– Если война – это страшная трагическая
страница в истории любого государства, стоит ли
нам об этом говорить, изучать историю войн? (Выводы
учащихся: историю не изменить. И мы должны
знать её, чтобы трагическое и страшное не
повторилось).
IV. Изучение нового материала
Целеполагание
– Вспомните, на что обращается внимание при изучении войн и военных действий? ( причины, ход, участники, сражения, итоги и т.д.)
Обобщая ответы учащихся, учитель делает записи на доске: Когда? Кто? Почему? Как?
Каков результат?
Все эти вопросы отражены в памятке “Изучение истории войны”. Эта памятка будет сегодня являться планом нашего урока.
Памятка “Изучение истории войны”
- Хронологические рамки.
- Страны-участницы войны.
- Причины войны. Повод.
- Готовность стран к войне.
- Ход военных действий. Этапы войны.
- Итоги войны.
Изучение темы в соответствии с планом
(Слайд 20) Хронологические рамки
Учитель математики:Решим задачу и
узнаем год начала «Столетней войны»
В XIV и XV веках средний английский лучник
должен был уметь выпускать 11 стрел в минуту. 8
лучников выпускали стрелы ч, после чего 17 стрел
осталось. Сколько стрел было? (1337 г.)
К рыцарским доспехам относилась кольчуга, спускавшаяся в виде рубашки до колен с разрезами спереди и сзади для удобства движений. Она изготавливалась из множества переплетенных железных колец и иногда была с рукавами и капюшоном. Руки защищали перчатки-рукавицы, также сплетенные из колец. Общий вес рыцарских доспехов достигал 14,53 килограммов. Выразите в граммах. (1453 г)
(1337 – 1453 г.г.). Посчитайте, сколько лет длилась эта война?
Учитель истории:Война продолжалась 116 лет (с перерывами). Строго говоря, это была скорее серия конфликтов.
(Слайд 21) Учитель математики:Перед вами страны. Решив уравнение, мы узнаем, какие страны были участниками этой войны. Числитель и знаменатель корня уравнения укажут нам номер страны. ( Под номерами 3 и 4 на слайде Англия и Франция)
Причины войны. Повод.
Работа с историческими источниками
(Слайды 22-24) Учитель истории: Этот вопрос изучается учащимися с использованием исторического документа, а также при активизации ранее полученных знаний.
а) Обращение Эдуарда I к подданным
“В достаточной мере всем ведомо и уже, как мы думаем, по всем странам мира распространилась об этом весть, как король Франции обманным и хитрым способом отстранил нас от нашей страны Гаскони. Ныне же, довольствуясь названным выше обманом и беззаконием, для завоевания королевства нашего огромный флот и громадное множество воинов собрав, с каковыми уже сделал враждебное нашествие на королевство наше и на жителей этого королевства, вознамерился совсем истребить с лица земли язык английский…”
б) Фруассар. “Хроники”
Вы слышали перед этим рассказ о том, как король Англии запер все морские проходы и не пропускал ничего во Фландрию, а особенно шерсть и овечьи шкуры. Этим все страны Фландрии были глубоко поражены, так как суконное производство – главный предмет, которым они живут, и было уже много разорившихся благородных людей и бога богатых купцов. Приходилось выбираться из земель Фландрии многим честным мужчинам и женщинам, которые перед этим были обеспечены трудом по производству сукон… из Франции к ним приходит много хлеба, но так как им не на что его покупать и нечем платить, все по недостатку заработка, то в этом – то и беда их, потому что мера хлеба стоит денье, а у кого нет его, тому нехорошо. Из Англии же к ним идёт шерсть и с нею вместе большие выгоды, которые позволяют им поддерживать своё благосостояние и жить в довольствие…
(Слайд 25) Учащимся сообщается повод с опорой на схему:
Готовность стран к войне
Организуется работа учащихся с текстом учебника (стр. 161-162), иллюстрациями (стр. 161-163). Учащиеся, работая в парах, должны заполнить таблицу.
Франция | Англия | |
Состав армий | ||
Дисциплина | ||
Согласованность действий |
Учащиеся после заполнения таблицы делают вывод: какая страна была лучше подготовлена к войне?
(Слайд 27) Физминутка урока
(Слайд 28) Учитель истории:
Ход военных действий. Этапы войны.
1 этап 1337-1360 г.г.
На этом этапе «Уничтожение французского флота при г. Слейсе».
(Слайд 29) Учитель математики: В каком году произошло «Уничтожение французского флота при г. Слейсе» мы узнаем, выполнив действия:
(1340 г.)
(Слайд 30) Учитель истории:Поражение французов в битве при Креси.
Учитель математики: В каком году произошло «Поражение французов в битве при Креси» мы узнаем, выполнив действия:
(1346 г.)
(Слайд 31) Учитель истории:Разгром французской армии при Пуатье.
Учитель математики: В каком году произошло «Разгром французской армии при Пуатье» мы узнаем, выполнив действия:
(1356 г.)
(Слайд 32) Учитель истории:Заключение мирного договора. Треть земли Франции переходила к англичанам.
Учитель математики: В каком году
произошло «Заключение мирного договора.», мы
узнаем, выполнив действия:
Треть участка равна га. Чему равна площадь всего участка?
(1360 г.)
(Слайд 33) Учитель истории: 2 этап . 1369-1396 г.г. Победы французов на суше и на море. Англичане потеряли почти все владения во Франции.
3 этап. 1415-1424 г.г.
(Слайд 34) Учитель истории: Битва при Азенкуре. Сокрушительное поражение французов.
Учитель математики: В каком году произошло «Битва при Азенкуре. Сокрушительное поражение французов..», мы узнаем, выполнив действия:
(1415 г)
(Слайд 35) Учитель истории: Весь север Франции оказался в руках англичан.
Учитель математики: В каком году «Весь север Франции оказался в руках англичан», мы узнаем, выполнив действия:
(1424 г.)
(Слайд 36) 4 этап. 1428-1453 г.г.
Учитель истории:Осада г. Орлеана.
Учитель математики: В каком году произошла «Осада г. Орлеана», мы узнаем, выполнив действия:
(1428 г.)
(Слайд 37) Учитель истории:Перелом в
ходе войны. Жанна д' Арк. 1429 г.
(Слайд 38) 1431 г. Казнь Жанны д' Арк.
(Слайд 39)1453 г. Изгнание англичан, но англичане
сохранили порт Кале. Англичане потеряли почти
все владения во Франции.
Организуется работа по вопросам:
– В чём причины побед англичан в основных
сражениях?
– Как изменился ход войны с появлением Жанны д'
Арк?
– Какой подвиг совершила Жанны д' Арк?
Итоги войны
Опираясь на знания, полученные в ходе урока, ученики определяют итоги войны.
V. Итоги урока
Учитель обращает внимание учащихся на
вопросы, записанные на доске в начале урока
(целеполагание).
– Сможете ли вы теперь ответить на эти вопросы?
Учитель внимательно выслушивает ответы по каждому вопросу. Обращает внимание учащихся на те вопросы, которые вызвали затруднение при подведении итогов урока. На них учащиеся должны обратить особое внимание при подготовке домашнего задания.
VI. Домашнее задание: п.19. Подготовить сообщение о Жанны д' Арк. По математике: п. 17 № 617, 621
Используемая литература:
- История средних веков: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под. ред. А.А. Сванидзе. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007 г.
- Интернет-ресурсы