Игра "Электромагнитные явления"

Разделы: Физика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (VII вида) имеют задержку психического развития, очень слабую и кратковременную память, низкую концентрацию внимания, высокую утомляемость. Слабо развиты навыки общения, монологической речи, умение логически мыслить, работать в команде.

Игра “Электромагнитные явления” представлена как внеклассное мероприятие недели физики в школе. Имеет своей целью повторение изученного материала по теме “Электромагнитные явления” и осуществление межпредметных связей (физика, русский язык, литература, информатика).

Игра может также использоваться для уроков повторения изученного материала в конце учебного года.

В игре участвуют 2 сборные команды учащихся 8-9 классов или 2 команды учащихся 9 классов. Число участников команды 5-9 человек. Игра предусматривает наличие жюри из двух – трёх человек (1–2 старшеклассника и преподаватель).

Данное мероприятие направлено на решение следующих задач:

образовательных

  • повторить, обобщить и закрепить знания по теме,
  • познакомиться с новыми ИКТ и их возможностями;

развивающих

  • развить интерес к практическому творческому использованию ИКТ при выполнении творческих домашних заданий,
  • логическое мышление, устной речи учащихся, коммуникативных навыков общения,
  • умение синтезировать знания, использовать физические термины в повседневной жизни,
  • творческих способностей, чувства юмора, внимания,
  • умения работать в команде, сотрудничать, находить взаимопонимание, оказывать поддержку;

воспитательных

  • воспитывать дисциплину, волю к победе, ответственность, дружелюбие, взаимовыручку.

Игра составлена на основе программы Microsoft PowerPoint, имеет встроенные аудио и видео объекты.

Имеет четыре конкурса:

  1. “Разгадывание кроссворда”,
  2. “Назови и поясни”,
  3. “Галерея великих физиков”,
  4. творческое задание “Придумай и покажи сказку”.

Эти конкурсы или задания выведены в меню на втором слайде презентации в виде управляющих кнопок. В конце каждого задания также есть управляющие кнопки, которые могут вернуть вас в меню (2 слайд) или закончить презентацию при необходимости.

Ход урока-игры

Вступление ведущего с пояснением целей, задач и правил игры, запуск презентации.

Первый конкурс “Разгадывание кроссворда” (3 слайд) может осуществляться в любом порядке. Двойное нажатие левой кнопки мыши на выбранную цифру выводит на экран вопрос. Следующее нажатие левой кнопки мыши выводит на экран ответ. Возможна передача “хода” другой команде, если ответ не верный. Если ответ выведен на экран до фактического ответа школьника, у команды снимается бал. За каждый правильный ответ команде дается 1 балл.

Вопросы и ответы кроссворда:

По вертикали

1. Общее название материалов, которые не проводят электричество. Ответ: диэлектрики.

2. Фамилия ученого, определившего заряд электрона. Ответ: Милликен.

6. На экране портрет великого французского физика. Назвать его имя. Ответ: Анри Ампер.

7. Как называются частицы, из которых строятся молекулы веществ? Ответ: атомы.

9. Как называется положительно заряженная частица, которая обозначается буквой р? Ответ: протон.

10. Как называется рисунок, на котором условными обозначениями показана последовательность соединения приборов в электрической цепи? Ответ: схема.

11. Что произойдет, если в электрическую розетку вставить ножницы? Ответ: короткое замыкание.

По горизонтали

1. Каково название частицы, совпадающее с названием “янтарь” в электричестве? Ответ: электрон.

2. Как называется прибор, изображенный на рисунке? Ответ: электроскоп.

3. Как называется физическая величина, формула нахождения которой имеет вид: P=I*U? Ответ: мощность.

4. Формула нахождения какой физической величины имеет вид: R=(?*l)/S? Ответ: сопротивление.

Второй конкурс - задание “Назови и поясни” (4 слайд). Задание направлено на то, чтобы учащиеся не только узнали по рисунку и назвали прибор, устройство или явление, но и смогли немного рассказать о нем, пояснить свои выводы и догадки. Здесь не должно быть односложных ответов. Учитель, при необходимости, может задать наводящий вопрос. Оценивается также умение последовательно излагать свои мысли, формирование у учащихся монологической речи.

На первом рисунке изображены электродвигатели разного размера и мощности для больших и малых механизмов (станки, транспортные средства, электронасосы, игрушки и т.д.), батарейка и переменный резистор. Второй рисунок выводится на экран при однократном нажатии левой кнопки

На втором рисунке изображены: гальванометр, катушка и магнит. Рисунок иллюстрирует опыт Фарадея по обнаружению явления электромагнитной индукции, т.е. явлению возникновения электрического тока в цепи при движении полосового магнита относительно катушки. Если магнит не движется относительно катушки, то ток не возникает. Направление тока меняется при внесении магнита в катушку и удалении магнита из катушки.

На рисунке изображены керамические и стеклянный предохранители. Они устанавливаются в электрических цепях для защиты от перенагрева проводников, по которым течет электрический ток, и возгорания электрических проводок в целях противопожарной безопасности.

На рисунке изображены: автотрансформатор напряжения – прибор для уменьшения и увеличения напряжения в цепи при необходимости, и реостат – устройство для изменения сопротивления и соответственно силы тока в цепи при постоянном напряжении.

На рисунке изображено внутреннее устройство гальванометра (амперметра, вольтметра). При прохождении тока по виткам рамки, находящейся в постоянном магнитном поле, на рамку действует электрическая сила, которая поворачивает рамку. К рамке присоединены пружины и стрелка прибора, которая показывает на циферблате нужное количество ампер или вольт.

На рисунке (слайд 5) изображено природное явление – молния. Молния – это мощный электрический разряд (тысячи килоампер) между облаками и землей. Облака при трении между собой накапливают статическое электричество положительного знака. Земля имеет всегда отрицательный заряд. Обычно молнии сверкают во время грозы. Чтобы уберечь жилища от молний, люди используют молниеотводы. Они представляют собой торчащие из земли металлические стержни большого диаметра, высота которых больше дома. Стержень снизу прикреплен к большому металлическому листу, вкопанному в землю. Заряд по стержню уходит в землю на большую глубину и нейтрализуется.

На рисунке изображен электромагнит. Стержень усиливает магнитные свойства катушки, по которой проходит электрический ток.

На слайде 6 представлен видеоролик, показывающий работу электродуговой печи. Металлический лом плавится при нагревании под действием электрического тока стержней и создании между ними электрической дуги в тысячи градусов.

Третий конкурс “Галерея великих физиков” (слайды 6 и 7). В Галереи представлены портреты ученых и короткие текстовые пояснения о них. Если нажать на текстовое пояснение, то появляется стрелка, указывающая на портрет ученого и подпись к его портрету.

Пояснения и ответы:

  1. Он открыл явление электромагнитной индукции. (Майкл Фарадей)
  2. Изобретатель первой электрической лампы накаливания. (Александр Ладыгин)
  3. Выдающийся французский физик. (Анри Ампер)
  4. Автор планетарной модели атома. (Эрнест Резерфорд)
  5. Ученый, в честь которого названа единица измерения магнитной индукции. (Никола Тесла)
  6. Создатель первого гальванического элемента. (Алесандро Вольта)
  7. Создатель теории электромагнитных волн. (Джеймс Максвелл)
  8. Немецкой ученый, впервые зарегистрировавший электромагнитные волны. (Генрих Герц)

Последний конкурс “Придумай и покажи сказку” - творческое, веселое задание. Задание может быть дано заранее, как домашняя заготовка. Необходимо как можно больше использовать в сказке физических понятий, величин, терминов и явлений. Можно брать любых литературных героев и импровизировать. На одну сказку отводится 10 минут. Чтобы сказки не содержали негатива, сразу оговариваем, что они должны учить добру, т.е. быть об общечеловеческих ценностях. Далее сказку нужно разыграть, поэтому желательно, чтобы в командах было не менее пяти человек. При оценивании этого задания учитывается количество физических терминов в сказке, правильность составления словосочетаний и предложений, юмор, артистизм и количество участников. Можно ввести еще дополнительные очки самой дружной, самой находчивой и т.д. команде.

Подведение итогов игры и награждение победителей.

Игру всегда можно сократить, удалив не нужные вам слайды.

Вы спросите: “Почему в презентации кот?” Так это “кот ученый” из “Лукоморья” Пушкина А.С. Этим стихотворением мы открыли игру, и этот сказочный персонаж был с нами всю игру в виде переодетого старшеклассника и помощника ведущего. Но это совсем не обязательно.

Если игра вам по душе, желаю удачи!

Список использованной литературы.

  1. Перышкин А.В. Физика. 8, 9 класс. – М.: Дрофа, 2011./учебн. для общеобр.учреждений.
  2. Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 8,9 класс. М.: ВАКО, 2010. / в помощь школьному учителю.
  3. Марон А.Е. Физика. Дидактические материалы. М.: Дрофа. М. 2006.