Цели урока:
обучающий аспект:
- повторить знания о глаголе как о части речи;
- уметь находить глаголы среди слов других частей речи и в тексте, определять их временные формы;
- учиться точному употреблению глаголов в устной и письменной речи;
развивающий аспект:
- развивать речь, обогащать словарный запас;
- развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация) при работе со словами и текстом;
- развивать воображение (на основе авторского художественного текста и личного опыта учащихся);
- развивать умение оценивать свою деятельность;
воспитывающий аспект:
- формировать навыки взаимодействия и культуры общения на уроке;
- способствовать воспитанию чувства любви к природе, к красоте родного языка.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Подготовительный этап (7-10
мин) Задачи:
|
||
Организационный момент На доске написаны два столбика слов. Слова первого столбика закрыты. Учитель читает слова. Улыбку, парты, спинки, листочки и ручки. Вы меня поняли? Открываются слова первого столбика. Подарите, сядьте, выпрямите, приготовьте. Прочитайте фразы.
Постановка целей урока Как вы думаете, со словами какой части речи мы будем сегодня работать? Тема нашего урока: “Употребление глаголов в разных временных формах” Эта тема для вас новая?
На доске карточки со словами: повторить, увлечься, научиться, открыть, удивиться, применять, определять, подбирать.
Актуализация знаний Игра “Лучики солнца” Я предлагаю вам вспомнить, что вы знаете о глаголе – закончите предложение, записанное на “лучиках солнца”:
|
Учащиеся садятся за парты. Отвечают на вопросы учителя.
Ответы учащихся.
Формулируют возможные учебные задачи.
Отвечают на вопросы учителя. К доске выходят по одному ученику, берут карточку, читают предложение и вставляют пропущенное слово. |
|
Этап применения знаний и
способов действий (25 мин) Задачи:
|
||
На уроках русского языка мы много
пишем в тетрадях, но сегодня мы будем работать по
маршрутным листам, где в последней колонке надо
будет оценивать себя, обводя в кружочек баллы за
каждое задание. Оцените свою работу на первом этапе:
Мы с вами вспомнили все, что изучили о глаголе, теперь переходим к следующему этапу, где будем эти знания применять. 1 задание. (выполняют индивидуально) (2 мин.) Прочитайте задание. Что надо выполнить? Найди и подчеркни глаголы. Посчитай, сколько глаголов, напиши их число в клеточке. Давайте проверим. Какое число записали в ? Как рассуждали, выбирая глагол? Обведите на полях, сколько баллов заработали. 2 задание. (тест) (2 мин.) Заполни таблицу.
Самооценка. 3 задание. (5 мин) Следующее задание надо будет выполнить в парах. Повторим, правила, как будем работать. Возьмите листочки с заданием, которые лежат на партах. Прочитайте текст. Найдите глаголы и запишите их в три столбика. Понятно задание?
На какие группы разделили слова? (открываю запись на доске) Как определяли, в какой столбик надо записывать слово? Какие слова помогли представить на картину прихода весны? В каком значении автор использует слова: бегут, оденется? Как такой прием называется в литературе? Оценивание. Физминутка 4 задание. Групповая работа. Для следующего задания я взяла отрывок из художественного текста. Он написан на доске. Чего нет в тексте? Какое задание вы бы предложили сами? Как предлагаете работать? Раз у нас сегодня тема урока “Употребление глаголов в разных временных формах”, то я предлагаю вам такое задание: Oдной группе записать текст с глаголами в настоящем времени, а другой – в будущем времени. |
Выполняют задание.
Отвечают.
Высказывают мнения.
Повторяют правила работы в парах.
Читают текст на карточках, находят глаголы, записывают.
Глаголы с переносным значением. Олицетворение.
Повторяют правила работы в группе. Работают в группах, |
|
__________________ солнышко сосульку.
_________________ она холодными слезами. _________________
капельки на солнце. ________________ красными, синими,
жёлтыми огоньками... (По Э. Шиму) |
||
Какие задачи были поставлены? Удалось ли их выполнить? Представление работ. Слушаем, если что-то непонятно, задаем уточняющий вопрос. Оценку за это задание выставляем по ответу представителя группы. Оценивать ответ группы будем по критериям: 1. Правильность употребления (время, число). 2. Сохранение смыслового значения. Оцените свою работу в группе Вы хотите узнать, какие глаголы употребил автор? (На доске заранее приготовлены карточки со словами из авторского текста: согрело, заплакала, вспыхнули, засветились). А теперь послушайте авторский текст. Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, жёлтыми огоньками... А чем отличаются эти три текста? |
Отвечают на вопросы.
Объясняют значение, уточняют. |
|
Итог на рефлексивной основе
(10 мин) Задачи:
|
||
Оцените свою работу на уроке. Рефлексия
|
Отвечают на вопросы.
Оценивают свою работу на уроке. |