Урок русского языка по теме "Употребление глаголов в разных временных формах". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

обучающий аспект:

  • повторить знания о глаголе как о части речи;
  • уметь находить глаголы среди слов других частей речи и в тексте, определять их временные формы;
  • учиться точному употреблению глаголов в устной и письменной речи;

развивающий аспект:

  • развивать речь, обогащать словарный запас;
  • развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация) при работе со словами и текстом;
  • развивать воображение (на основе авторского художественного текста и личного опыта учащихся);
  • развивать умение оценивать свою деятельность;

воспитывающий аспект:

  • формировать навыки взаимодействия и культуры общения на уроке;
  • способствовать воспитанию чувства любви к природе, к красоте родного языка.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Подготовительный этап (7-10 мин)

Задачи:

  • мотивация на учебную деятельность;
  • постановка целей урока,
  • принятие учебной задачи;
  • актуализация опорных знаний.
Организационный момент

На доске написаны два столбика слов. Слова первого столбика закрыты. Учитель читает слова.

Улыбку, парты, спинки, листочки и ручки.

Вы меня поняли?

Открываются слова первого столбика.

Подарите, сядьте, выпрямите, приготовьте.

Прочитайте фразы.

  • А теперь вы поняли, что надо сделать?
  • Что помогло вам понять смысл?
  • Какова роль глаголов в речи?
  • А можно ли в речи обойтись без глаголов?

Постановка целей урока

Как вы думаете, со словами какой части речи мы будем сегодня работать?

Тема нашего урока: “Употребление глаголов в разных временных формах”

Эта тема для вас новая?

  • Какие задачи можем поставить?

На доске карточки со словами: повторить, увлечься, научиться, открыть, удивиться, применять, определять, подбирать.

  • Что за слова написаны на доске?
  • Какие слова можно взять для формулировки цели урока?

Актуализация знаний

Игра “Лучики солнца”

Я предлагаю вам вспомнить, что вы знаете о глаголе – закончите предложение, записанное на “лучиках солнца”:

  • Глагол – это самостоятельная ...
  • Глаголы изменяются по ...
  • Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? стоят в ... форме.
  • Начальная форма глагола – это ...
  • Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы ... и обозначают ...
  • Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы ... и обозначают ...
  • Глаголы будущего времени отвечают на вопросы ... и обозначают ...
  • В предложении глаголы чаще всего бывают ...
 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся садятся за парты.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

Формулируют возможные учебные задачи.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

К доске выходят по одному ученику, берут карточку, читают предложение и вставляют пропущенное слово.

Этап применения знаний и способов действий (25 мин)

Задачи:

  • закрепить умение находить глаголы среди слов других частей речи и в тексте;
  • определять время глаголов путем постановки вопросов и смыслового значения;
  • развивать умение выполнять классификацию на основе формы времени глаголов;
  • применить знания в нестандартной ситуации;
  • развивать мыслительные операции (анализ, синтез);
  • развивать умение оценивать результаты своего труда;
  • воспитывать культуру взаимодействия.
На уроках русского языка мы много пишем в тетрадях, но сегодня мы будем работать по маршрутным листам, где в последней колонке надо будет оценивать себя, обводя в кружочек баллы за каждое задание.

Оцените свою работу на первом этапе:

  • 1 балл – был активен, давал правильные ответы;
  • 0 баллов – не отвечал или ошибался.

Мы с вами вспомнили все, что изучили о глаголе, теперь переходим к следующему этапу, где будем эти знания применять.

1 задание. (выполняют индивидуально) (2 мин.)

Прочитайте задание. Что надо выполнить?

Найди и подчеркни глаголы. Посчитай, сколько глаголов, напиши их число в клеточке.

Давайте проверим. Какое число записали в ?

Как рассуждали, выбирая глагол?

Обведите на полях, сколько баллов заработали.

2 задание. (тест) (2 мин.)

Заполни таблицу.

  • Кто не понял задание?
  • Кто может объяснить?
  • Проверить, верно ли вы выполнили задание, можно по шаблону.
  • Что повторяли в этом задании?
  • Каким способом?

Самооценка.

3 задание. (5 мин)

Следующее задание надо будет выполнить в парах.

Повторим, правила, как будем работать.

Возьмите листочки с заданием, которые лежат на партах.

Прочитайте текст.

Найдите глаголы и запишите их в три столбика.

Понятно задание?

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
А.Н.Плещеев

На какие группы разделили слова?

(открываю запись на доске)

Как определяли, в какой столбик надо записывать слово?

Какие слова помогли представить на картину прихода весны?

В каком значении автор использует слова: бегут, оденется?

Как такой прием называется в литературе?

Оценивание.

Физминутка

4 задание.

Групповая работа.

Для следующего задания я взяла отрывок из художественного текста. Он написан на доске.

Чего нет в тексте?

Какое задание вы бы предложили сами?

Как предлагаете работать?

Раз у нас сегодня тема урока “Употребление глаголов в разных временных формах”, то я предлагаю вам такое задание:

Oдной группе записать текст с глаголами в настоящем времени, а другой – в будущем времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

Отвечают.

 

 

 

 

 

Высказывают мнения.

 

 

 

 

Повторяют правила работы в парах.

 

 

 

Читают текст на карточках, находят глаголы, записывают.

 

 

 

 

 

 

 

Глаголы с переносным значением.

Олицетворение.

 

 

 

Повторяют правила работы в группе.

Работают в группах,

__________________ солнышко сосульку. _________________ она холодными слезами. _________________ капельки на солнце. ________________ красными, синими, жёлтыми огоньками...

(По Э. Шиму)

 
Какие задачи были поставлены?

Удалось ли их выполнить?

Представление работ.

Слушаем, если что-то непонятно, задаем уточняющий вопрос. Оценку за это задание выставляем по ответу представителя группы.

Оценивать ответ группы будем по критериям:

1. Правильность употребления (время, число).

2. Сохранение смыслового значения.

Оцените свою работу в группе

Вы хотите узнать, какие глаголы употребил автор?

(На доске заранее приготовлены карточки со словами из авторского текста: согрело, заплакала, вспыхнули, засветились).

А теперь послушайте авторский текст.

Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, жёлтыми огоньками...

А чем отличаются эти три текста?

Отвечают на вопросы.

 

Объясняют значение, уточняют.

Итог на рефлексивной основе (10 мин)

Задачи:

  • организовать рефлексию собственных действий;
  • оценить результаты своего труда.
  • Над какой темой работали?
  • Какие цели ставили?
  • Смогли ли их выполнить?
  • Что помогло в работе? (Что помешало?)
  • Важно ли правильно употреблять глаголы в речи?

Оцените свою работу на уроке.

Рефлексия

  • Урок закончился, и я чувствую себя ..., потому что ...
Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Оценивают свою работу на уроке.