Украшения в жизни древних обществ. Эскиз ожерелья

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ.
  • Сформировать представление о символике украшений.
  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
  • Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

Оборудование: изображение скульптуры головы с украшениями, изображение вождя племени, изображение фараона, русские народные украшения из бисера, портрет Генриха Шлимана, портрет его жены с найденными украшениями, этапы выполнения работы, схемы ожерелья, образцы выполненных работ, фрагмент видеофильма “Эрмитаж” – Галерея драгоценностей, книга Стивенсона “Остров сокровищ”.

Раздаточный материал: страницы из журналов фирмы Орифлейм с показом украшений, шаблоны головы.

Материалы: альбом, карандаш, краски акварельные, кисти для красок и клея, клей ПВА, бисер, стеклярус, бусины. Приложение 1

Словарь: археология, аппликация, эскиз, декоративно – прикладное искусство, ожерелье.

План урока.

  1. Организационная часть.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Изучение нового материала.
  4. Постановка художественной задачи.
  5. Физкультминутка.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Закрепление.
  8. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационная часть.

- приветствие;

- проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока.

Глядя на раздаточный материал не трудно догадаться, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Правильно, ребята, создавать эскиз украшений. А для этого познакомимся с декоративно – прикладным искусством. Узнаем, где возникло ювелирное мастерство. Научимся работать в технике аппликации, используя бисер, стеклярус, бусины.

3. Изучение нового материала.

Ребята, знаете ли вы что такое археология? Правильно – это наука о древних цивилизациях. Археологи, во время раскопок, находят предметы древности. Одна из таких находок скульптура головы человека с украшениями в ушах, на шее и на голове. Из этого можем сделать вывод – человечество всегда стремилось к прекрасному. И украшения в этом играли немаловажную роль.

(показ 2 слайд презентации)

В первобытных племенах люди тоже украшали себя, но делали это замысловатыми росписями на лице и теле. Вождь выделялся среди соплеменников украшениями на шее. Часто это были зубы животных, перья птиц, как символы власти над ними.

(показ 3 слайда презентации)

В Древнем Египте фараоны выделялись среди подчиненных украшением уксх. Это воротник – ожерелье из золотых пластин с драгоценными камнями и жемчугом. Такое ожерелье символизировало знатность и могущество.

Именно в Древнем Египте возникло ювелирное мастерство. Здесь впервые стали изготавливать перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы.

(показ 4 слайда презентации)

На Руси тоже любили украшения. Простой народ делал их сам из бисера, стекляруса, бусин.

(показ 5 слайда презентации)

В настоящее время выбор украшений огромен – от дешевых до ювелирных эксклюзивных драгоценностей. Глядя на раздаточный материал, можно сказать, что всех их объединяет замысел, идея и стремление человечества к прекрасному.

(показ 6 слайда презентации)

Демонстрация фрагмента видеофильма “Эрмитаж” – Галерея драгоценностей.

А теперь немного из истории.

Свое стремление к прекрасному Генрих Шлиман выразил в желании найти сокровища древнего города Трои.

(показ 7 слайда презентации)

Он торговлей заработал капитал и на собственные деньги организовал экспедицию на территорию современной Турции к плоскому холму Гиссарлык. Этот холм напоминает слоеный порог, где каждый слой – целая историческая эпоха. Генрих раскопал на холме 7 городов, сменявших друг друга. И вот под стеной был обнаружен сосуд, полный сокровищ. Клад был поистине царским. В роли манекенщицы выступила жена Шлимана, верный друг и спутник археолога.

(показ 8 слайда презентации)

А теперь настало время познакомиться с ДПИ.

Декоративно-прикладное искусство - это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки). Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Польза и красота всегда рядом, когда за дело берутся художники и из самых различных материалов создают предметы быта. Декоративные произведения демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника, но в них еще отражаются материальные и духовные интересы людей.

(показ 9 слайда презентации)

4. Постановка художественной задачи.

Для выполнения работы потребуются альбом, карандаш, краски акварельные, кисти, клей ПВА, бисер, стеклярус, бусины.

(показ 10 слайда презентации)

При работе с мелкими предметами (бисером, стеклярусом) необходимо соблюдать технику безопасности. Не брать их в рот, не кидать и не играть с ними.

А теперь, ребята, используя шаблон создадим эскиз ожерелья. Для более полного представления о работе дается порядок ее выполнения.

- обвести голову – шаблон;

(показ 11 слайда презентации)

- нарисовать прическу;

(показ 12 слайда презентации)

- раскрасить фон;

(показ 13 слайда презентации)

- применить ось симметрии;

(показ 14 слайда презентации)

- нарисовать эскиз ожерелья;

(показ 15 слайда презентации)

- наклеить стеклярус, бисер и бусины;

(показ 16, 17 слайда презентации)

5. Физкультминутка. Упражнения для глаз.

Закроем глаза и представим, что мы нашли клад с драгоценностями. Не поверив своим глазам, широко раскроем их и снова с усилием закроем (повторить несколько раз). Затем быстро – быстро моргаем. После этого на верхнее веко глаз нажать кончиками трех средних пальцев на 1-2 секунды (повторить несколько раз). Открыть глаза – видение клада исчезло.

6. Самостоятельная работа.

Учащиеся самостоятельно выполняют эскиз ожерелья. В ходе работы можно пользоваться представленными на доске схемами украшений.

7. Закрепление.

Где возникло ювелирное мастерство?

Варианты ответов:

- В Древнем Египте.

- В Древней Греции.

- На Руси.

(показ 18 слайда презентации)

8. Подведение итогов урока.

Выставка детских работ и их обсуждение.

Молодцы, ребята! Эскизы украшений получились, как у лучших мастеров. Каждый смог найти свое творческое решение, свой оригинальный подход к заданной теме.

Хочется посоветовать прочесть книгу писателя Стивенсона “Остров сокровищ”. Она перекликается с темой нашего урока и доставит вам удовольствие от прочитанного.

Литература.

- Краткий словарь художественных терминов. Н. Сокольникова, Обнинск издательство “Титул” 1996г.

- История искусства для детей. Античность Т.В. Постникова, Москва Росмэн 2002 г.

- Народный костюм Воронежской губернии. П.Д. Пономарев, Воронеж Центрально-Черноземное книжное издательство 1994 г.

- Бисер. М.В. Ляукина, Москва АСТ- Пресс 2005 г.