Цели:
- Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ.
- Сформировать представление о символике украшений.
- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
- Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
Оборудование: изображение скульптуры головы с украшениями, изображение вождя племени, изображение фараона, русские народные украшения из бисера, портрет Генриха Шлимана, портрет его жены с найденными украшениями, этапы выполнения работы, схемы ожерелья, образцы выполненных работ, фрагмент видеофильма “Эрмитаж” – Галерея драгоценностей, книга Стивенсона “Остров сокровищ”.
Раздаточный материал: страницы из журналов фирмы Орифлейм с показом украшений, шаблоны головы.
Материалы: альбом, карандаш, краски акварельные, кисти для красок и клея, клей ПВА, бисер, стеклярус, бусины. Приложение 1
Словарь: археология, аппликация, эскиз, декоративно – прикладное искусство, ожерелье.
План урока.
- Организационная часть.
- Сообщение темы урока.
- Изучение нового материала.
- Постановка художественной задачи.
- Физкультминутка.
- Самостоятельная работа.
- Закрепление.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационная часть.
- приветствие;
- проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы урока.
Глядя на раздаточный материал не трудно догадаться, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Правильно, ребята, создавать эскиз украшений. А для этого познакомимся с декоративно – прикладным искусством. Узнаем, где возникло ювелирное мастерство. Научимся работать в технике аппликации, используя бисер, стеклярус, бусины.
3. Изучение нового материала.
Ребята, знаете ли вы что такое археология? Правильно – это наука о древних цивилизациях. Археологи, во время раскопок, находят предметы древности. Одна из таких находок скульптура головы человека с украшениями в ушах, на шее и на голове. Из этого можем сделать вывод – человечество всегда стремилось к прекрасному. И украшения в этом играли немаловажную роль.
(показ 2 слайд презентации)
В первобытных племенах люди тоже украшали себя, но делали это замысловатыми росписями на лице и теле. Вождь выделялся среди соплеменников украшениями на шее. Часто это были зубы животных, перья птиц, как символы власти над ними.
(показ 3 слайда презентации)
В Древнем Египте фараоны выделялись среди подчиненных украшением уксх. Это воротник – ожерелье из золотых пластин с драгоценными камнями и жемчугом. Такое ожерелье символизировало знатность и могущество.
Именно в Древнем Египте возникло ювелирное мастерство. Здесь впервые стали изготавливать перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы.
(показ 4 слайда презентации)
На Руси тоже любили украшения. Простой народ делал их сам из бисера, стекляруса, бусин.
(показ 5 слайда презентации)
В настоящее время выбор украшений огромен – от дешевых до ювелирных эксклюзивных драгоценностей. Глядя на раздаточный материал, можно сказать, что всех их объединяет замысел, идея и стремление человечества к прекрасному.
(показ 6 слайда презентации)
Демонстрация фрагмента видеофильма “Эрмитаж” – Галерея драгоценностей.
А теперь немного из истории.
Свое стремление к прекрасному Генрих Шлиман выразил в желании найти сокровища древнего города Трои.
(показ 7 слайда презентации)
Он торговлей заработал капитал и на собственные деньги организовал экспедицию на территорию современной Турции к плоскому холму Гиссарлык. Этот холм напоминает слоеный порог, где каждый слой – целая историческая эпоха. Генрих раскопал на холме 7 городов, сменявших друг друга. И вот под стеной был обнаружен сосуд, полный сокровищ. Клад был поистине царским. В роли манекенщицы выступила жена Шлимана, верный друг и спутник археолога.
(показ 8 слайда презентации)
А теперь настало время познакомиться с ДПИ.
Декоративно-прикладное искусство - это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки). Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Польза и красота всегда рядом, когда за дело берутся художники и из самых различных материалов создают предметы быта. Декоративные произведения демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника, но в них еще отражаются материальные и духовные интересы людей.
(показ 9 слайда презентации)
4. Постановка художественной задачи.
Для выполнения работы потребуются альбом, карандаш, краски акварельные, кисти, клей ПВА, бисер, стеклярус, бусины.
(показ 10 слайда презентации)
При работе с мелкими предметами (бисером, стеклярусом) необходимо соблюдать технику безопасности. Не брать их в рот, не кидать и не играть с ними.
А теперь, ребята, используя шаблон создадим эскиз ожерелья. Для более полного представления о работе дается порядок ее выполнения.
- обвести голову – шаблон;
(показ 11 слайда презентации)
- нарисовать прическу;
(показ 12 слайда презентации)
- раскрасить фон;
(показ 13 слайда презентации)
- применить ось симметрии;
(показ 14 слайда презентации)
- нарисовать эскиз ожерелья;
(показ 15 слайда презентации)
- наклеить стеклярус, бисер и бусины;
(показ 16, 17 слайда презентации)
5. Физкультминутка. Упражнения для глаз.
Закроем глаза и представим, что мы нашли клад с драгоценностями. Не поверив своим глазам, широко раскроем их и снова с усилием закроем (повторить несколько раз). Затем быстро – быстро моргаем. После этого на верхнее веко глаз нажать кончиками трех средних пальцев на 1-2 секунды (повторить несколько раз). Открыть глаза – видение клада исчезло.
6. Самостоятельная работа.
Учащиеся самостоятельно выполняют эскиз ожерелья. В ходе работы можно пользоваться представленными на доске схемами украшений.
7. Закрепление.
Где возникло ювелирное мастерство?
Варианты ответов:
- В Древнем Египте.
- В Древней Греции.
- На Руси.
(показ 18 слайда презентации)
8. Подведение итогов урока.
Выставка детских работ и их обсуждение.
Молодцы, ребята! Эскизы украшений получились, как у лучших мастеров. Каждый смог найти свое творческое решение, свой оригинальный подход к заданной теме.
Хочется посоветовать прочесть книгу писателя Стивенсона “Остров сокровищ”. Она перекликается с темой нашего урока и доставит вам удовольствие от прочитанного.
Литература.
- Краткий словарь художественных терминов. Н. Сокольникова, Обнинск издательство “Титул” 1996г.
- История искусства для детей. Античность Т.В. Постникова, Москва Росмэн 2002 г.
- Народный костюм Воронежской губернии. П.Д. Пономарев, Воронеж Центрально-Черноземное книжное издательство 1994 г.
- Бисер. М.В. Ляукина, Москва АСТ- Пресс 2005 г.