Цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих формированию у студентов практического опыта в овладении техникой, методикой, и манерой исполнения венгерского танца “Чардаш”.
Задачи:
1. Способствовать изучению педагогического опыта и использованию его в профессиональной деятельности.
2. Развивать коммуникативные способности студентов.
3. Способствовать развитию музыкальности, выразительности, чувства ансамбля.
Этапы образовательной
деятельности. Целевые ориентиры и |
Содержание образовательной деятельности | Организационно-методические указания по управлению деятельностью | |
Деятельность преподавателя, примерные вопросы |
Деятельность студента, примерные ответы |
||
Самоопределение деятельности. Актуализация нормы образовательной деятельности (“надо”)
Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность (“хочу”) |
В ГОС СПО определены требования к
компетенциям выпускника, где записано, что
выпускник должен уметь осуществлять
постановочную работу народного танца. Программа
по народному танцу 4-го года обучения включает в
себя изучение различных народных танцев, таких
как: Испанский, Венгерский, Аргентинский,
Итальянский. Как вы думаете, почему именно на четвертом году обучения мы изучаем эти народные танцы? |
Эти танцы сложные по технике и манере исполнения. - не простой ритмический рисунок, смещение акцентов; - более сложная координация. - к 4-му году обучения суставно-мышечный аппарат готов к исполнению физически сложных движений. |
Учебно-методический комплекс |
Выделение содержательной
деятельности (“могу”). Выявить и оценить уровень знаний и умений на данный момент, чтобы построить новый способ действий |
А в чем заключается сложность? | ||
Мотивировать студентов к управлению индивидуальной образовательной деятельностью | По вашему мнению, в танце какой именно
народности можно увидеть не простой ритмический
рисунок, быстрый темп, яркую эмоциональную
окраску? Совершенно верно. Мы с вами познакомились с элементами аргентинского танца (комбинация выстукивание), испанского танца (plie, rond de jambe par terre). А тема сегодняшнего урока “Этюд на материале венгерского танца “Чардаш”. |
- Испанский танец. - Аргентинский танец. - Венгерский танец. |
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности. Способствовать “открытию” студентам нового знания. Обеспечивать снятие проблемы и реализацию поставленны задач. Создать образовательное пространство. Выявление причин затруднения и постановка цели образовательной деятельности | На дисциплине народное художественное творчество вы рассматривали деятельность различных ансамблей народного танца. Заданием для самостоятельной работы было найти материал о культуре, о музыкальных и хореографических традициях венгерского народа. Влияет ли хозяйственный уклад, экономические условия, характер народа на манеру исполнения венгерского танца? | ||
Репертуар какого ансамбля включает в
себя венгерский танец “Чардаш”? Предлагаю вашему вниманию фрагмент венгерского танца “Чардаш” в исполнении Государственного академического ансамбля народного танца – балетмейстер И.Моисеев. Какое впечатление вы получили от просмотра видеоматериала? |
- ансамбль танца балетмейстера
И.Моисеева.
- интересные переходы из рисунка в рисунок. - выразительность исполнения. |
Создается педагогическая ситуация, помогающая студентам выявить противоречия между “знаю” и “не знаю”, “умею” и “не умею”, “могу” и “не могу” и др. | |
Подводя итог вашим впечатлениям можно
сказать что ансамбль продемонстрировал высокий
уровень исполнительского мастерства: высокую
технику и высокий уровень артистизма, яркость,
выразительность манеры исполнения. Подведем итог: кто может обобщить наши знания об особенностях венгерского танца? |
- массовые танцы. - зажигательность. - характерны резкие синкопы. |
Предлагается алгоритм, понятие, схема. | |
Сформулируйте, пожалуйста, цель
сегодняшнего урока? Обобщая все ваши ответы, мы можем сказать, что цель сегодняшнего урока - создание психолого-педагогических условий, способствующих формированию у студентов практического опыта в овладении техникой, методикой, и манерой исполнения венгерского танца “Чардаш”. Чтобы достичь данной цели урока, какие задачи мы должны решить? Верно, задачами сегодняшнего урока являются: Способствовать изучению педагогического опыта балетмейстера Игоря Моисеева и использованию его в профессиональной деятельности. Развивать коммуникативные способности студентов. Способствовать развитию музыкальности, выразительности, чувства ансамбля. |
- исполнять музыкально, эмоционально. - способствовать развитию чувства ансамбля. |
||
Проектирование, планирование образовательной деятельности и организация образовательного пространства | Итак, мы можем сделать вывод, что развитие выразительности, музыкальности, осознанности исполнения - это одна из главных задач, стоящих перед педагогом - хореографом сегодня. Каким образом мы можем решать эту задачу средствами венгерского танца? | - К приемам развития танцевальности
можно отнести использование в танце характерных
поз, положения рук, направления головы,
заключение комбинаций “ключ”. - К развитию музыкальности можно отнести исполнение движений на пунктирный ритм. |
Обзор теоретического материала |
Формировать готовность к самоорганизации. Самостоятельная работа студентов | Как вы считаете, достаточно ли вы имеете знаний и практического опыта для постановки венгерского танца “Чардаш”? | - Нет, недостаточно. Нам неизвестно положения в паре, смена рисунков. | |
Включение “нового” в систему знаний студента и повторение | Как м можем спланировать работу на
уроке? С чего начнем? Преподаватель организует взаимодействие студентов (выявление ошибок в методике исполнения комбинаций и путей их разрешения). |
- Чтобы подготовить суставно-мышечный аппарат к исполнению элементов, которые войдут в танец “чардаш”, необходимо выполнить учебно-тренировочные комбинации экзерсиса у станка. | |
Рефлексия образовательной деятельности. Организовать самооценку (взаимооценку) образовательной деятельности в форме анализа результатов, анализа процесса, анализа самоизменений субьектов деятельности с позиции эффективности (эффективность = результаты/затраты) | Сейчас комбинацию battement tendu, battement tendu jete
исполнит Дудкина Вика. Посмотрите, пожалуйста, и
выявите ошибки в методике исполнения. Посмотрите, пожалуйста, эту комбинацию в исполнении Сухоничевой Наташи. Проанализируйте. А теперь давайте исполним данную комбинацию все вместе не допуская тех ошибок, которые были сейчас. Комбинацию battement fondu проводит Настя Пингина. |
Студенты объявляют названия движений экзерсиса у станка, пользуясь французской терминологией, образными названиями движений и исполняют учебные комбинации (plie,battement tendu, battement tendu jete, rond de jambe par terr, battement fondu, flik-flac, battement developpe (при проведении комбинации, студентка исправляет ошибки в методике исполнения, дает рекомендации по предупреждению ошибок). | Прослушивание музыкального материала. Заранее организуется рабочее пространство, формируются рабочие группы. |
Прежде чем приступить к изучению нового
материала этюда в венгерском характере повторим
основные движения, позы венгерского народного
танца. Разберем положения в парах. Эти движения вы будете использовать в задании самостоятельной работы. Для осуществления самостоятельной работы давайте разделимся на 2 группы. Сначала первая подгруппа экспертная, а вторая рабочая. Затем подгруппы меняются местами. Ваша задача, сейчас используя ранее изученные движения и комбинации венгерского танца и приобретенные знания на сегодняшнем уроке сочинить и продемонстрировать этюд в венгерском характере. Послушайте музыку к танцу. Использовать весь музыкальный материал. Вам предоставляется 10 минут. Приступайте к работе. Время для подготовки подошло к концу, первая подгруппа продемонстрируйте нам свой этюд. Вторая подгруппа проанализируйте, пожалуйста. Хорошо. Вторая подгруппа, пожалуйста, ваш этюд. Первая подгруппа проанализируйте, пожалуйста. Прослушайте три мелодии. Какая музыка соответствовала вашему настроению сегодня на уроке? |
Повторение ранее изученного материала.
Изучение нового материала.
Алгоритм анализа: Все ли движения использованы в этюде? Насколько разнообразно использован ракурс, положения в парах, смена позиций рук? Соответствует ли хореографический материал ритмическому рисунку музыки? |
Методика самостоятельной работы в
малых группах.
Презентация проектов, результатов. |