Цели: познакомить учащихся с особенностями грибов, видами, ролью в природе и жизни человека; дать общее представление о грибах, растущих в нашей местности; обобщить знания о правилах сбора грибов и первой помощи при отравлении грибами. Развивать критическое мышление, речь, коммуникативные умения. Воспитывать бережное отношении к окружающему миру.
Оборудование: дрожжи, хлеб с плесенью, грибы, пенициллин, гриб-трутовик; карточки для работы в группах; учебник окружающий мир “Обитатели Земли”, 3класс, рабочая тетрадь к учебнику авторы А.А. Вахрушев; презентация к уроку (Приложение 6).
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой.
- Доброе утро, ребята! Поприветствуйте, пожалуйста, друг друга.
Учащиеся поворачиваются друг к другу и произносят слова-приветствия:
Здравствуй друг!
Как ты тут?
Улыбнись-ка мне,
А я тебе!
- Пусть для всех нас сегодня урок будет добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Начинаем наш урок!
2. Постановка проблемы.
- Назовите, какие тела вы видите.
Учащиеся называют: дрожжи, грибы, трутовик, плесень, лекарство.
- Что объединяет все эти предметы? (Приём “Корзина идей”: учащиеся высказывают свои предположения).
- Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет земных чудес необычайных
Узнаем мы за полчаса.
3. Актуализация знаний.
- Определите, о какой части экосистемы идёт речь (слайд 2).
Ученики читают свойства и отвечают:
- Выделяют кислород
- Поглощают углекислый газ
- Создают органические вещества
- Растут
- Размножаются
(растения-производители)
- Поглощают кислород
- Заглатывают пищу
- Двигаются
- Растут
- Размножаются
(животные-потребители)
- Какую группу живых организмов мы не назвали?
- Мусорщики (разрушители).
- Назовите, каких представителей этой группы вы знаете (слайд 3).
- Насекомые, бактерии, микробы, грибы, рак.
4. Формулирование темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о разрушителях, а о каком именно, отгадайте:
Под сосною у тропинки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка,
Шляпка есть - нет головы? (Гриб).
Отгадывают загадку.
- Сформулируйте тему урока.
Грибы природные разрушители (слайд 4).
5. Совместное открытие новых знаний.
1). Игра “Верите ли вы…” (Приложение 1)
- Что гриб - это растение
- Гриб может разрушить дом
- Нет грибов - нет хлеба
- Грибами можно лечить
- Грибы – ядовитые
- Плесень – это гриб
Каждый ученик в таблице отвечает: “да” или “нет”.
2). Инсценировка диалога Лены и Миши.
- В чем противоречие?
- Лена считает, что грибы - это растения, а Миша говорит, что животные.
- Какой возникает вопрос?
- Что такое грибы?
- А как вы думаете, что такое грибы?
(Грибы - не растения, потому что не вырабатывают кислород и органические вещества, нет стебля, листьев, цветов. Грибы – не животные, потому что они не двигаются, не заглатывают пищу).
- Откройте учебник страница 120. Прочитайте 1 абзац. Сравните свои выводы. Что такое грибы?
- Они представители царства грибов.
- Историческая справка: Первым изображением гриба специалисты считают наскальный рисунок в египетской царской гробнице, относящийся к 1450 году до н.э.
Слово “гриб” происходит от латинского существительного "фунгус" — гриб. На Руси грибы называли “губы” за выпуклые губчатые шляпки. В древней Руси слово грибы не употреблялось. Говорили: "губы ломать”, т.е. "идти по грибы”.
3). Работа в группах.
- Продолжим наше исследование и познакомимся поближе с царством грибов.
У каждой группы есть свой план работы. Прочитайте внимательно задание, выполните работу и сделайте вывод (Приложение 2).
- Повторим основные правила работы в группе. Читают хором
(слайд 5):
- Уважай своего товарища.
- Умей каждого выслушать.
- Не согласен – предлагай!
Подведение итогов работы в группах. Выступление каждой группы.
1 группа: ТРУТОВИК (Сайд 6).
2, 3 группа: ПЛЕСЕНЬ (Слайд 7).
4 группа: ДРОЖЖИ (словарное слово “дрожжи”) (Слайд 8).
5 группа: ГРИБЫ (Слайд 9).
6 группа: СТРОЕНИЕ ГРИБОВ (Слайд 10).
- Сравните свои ответы в табличке “Верите ли вы” с полученными знаниями, сделайте выводы: что вы узнали нового.
Учащиеся делают выводы: грибы это не растения и не животные; для изготовления хлеба используют дрожжи, а это тоже грибы; грибы разрушают древесину и есть домовой гриб; из плесени делают лекарство пенициллин, плесень – тоже гриб!
- Ребята, как вы думаете, какие грибы доставляют людям большую радость?
4). Игра “Съедобные и несъедобные грибы”.
У вас на партах лежат картинки, распределите грибы в группы.
Ученики расставляют грибы на доске по группам.
Проверка работы с помощью сигнальных карточек.
5). Игра “Светофор”.
- У кого во время урока на рабочем месте вырос гриб? (под партой у некоторых ребят прикреплены грибы с загадками, читают загадку, остальные отгадывают и показывают сигналом, растет гриб в нашей местности или нет) (Приложение 3).
Зелёный – растёт
Красный – не растёт
- Какой гриб вы бы исключили из этой группы? (все съедобные, мухомор – несъедобный). Кто знает секрет мухомора? (название состоит из двух слов: “муха” – насекомое, которое, как считали наши предки, является порождением мертвой плоти; и “мора” (или “мара”) – так именовалась древнеславянская богиня смерти).
- Рассказ о грибах Магаданской области (дети готовили сообщения). (Приложение 4).
6). Экологические знаки.
- Когда наступает грибная пора в лесу огромное разнообразие грибов. Многие из них совсем незнакомы, как поступит настоящий грибник? Что он будет делать с несъедобными грибами?
Учащиеся составляют правила настоящего грибника.
- Придумайте экологические знаки, рассказывающие об охране грибного царства и правильного сбора грибов. (Провести аналогию со знаками дорожного движения: виды знаков - предупреждающие и запрещающие).
Дети в группах рисуют по одному знаку.
7). Работа в паре.
К сожалению, отравление грибами – не редкий случай. Поэтому нужно научиться оказывать первую помощь, как себе, так и тем, кто находится рядом с вами. Так как первая помощь играет большую роль в спасении жизни больного.
Первые симптомы отравления проявляются примерно через 2 часа, это обильный жидкий стул, схваткообразные боли в желудке, приступы рвоты, недомогания.
Расставьте номера, в таком порядке, как нужно оказывать первую помощь при отравлении грибами. (Приложение 5)
6. Итог урока.
- Вернёмся к телам, которые рассматривали в начале урока: дрожжи, грибы, трутовик, плесень, лекарство, что же у них общего? (Это всё грибы).
- Что же такое грибы? (отдельная группа организмов)
- Какую роль они играют в природе? (роль разрушителей)
7. Рефлексия.
Формула “химс”
Учащиеся по желанию анализируют свою работу: что у них получилось на уроке хорошо, а что мешало работать лучше; что для них было интересно; какие знания могут пригодиться в жизни.
8. Домашнее задание.
Урок, вопросы
Тетрадь: 3 задания по выбору
- Составить кроссворд на тему “Грибы”
- Подобрать материал о грибах к рубрике “Это интересно”
- (3, 4 задание учащиеся выполняют по желанию)