Тема урока "Прирожденные разрушители" (программа "Школа 2100"). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: познакомить учащихся с особенностями грибов, видами, ролью в природе и жизни человека; дать общее представление о грибах, растущих в нашей местности; обобщить знания о правилах сбора грибов и первой помощи при отравлении грибами. Развивать критическое мышление, речь, коммуникативные умения. Воспитывать бережное отношении к окружающему миру.

Оборудование: дрожжи, хлеб с плесенью, грибы, пенициллин, гриб-трутовик; карточки для работы в группах; учебник окружающий мир “Обитатели Земли”, 3класс, рабочая тетрадь к учебнику авторы А.А. Вахрушев; презентация к уроку (Приложение 6).

Ход урока

1. Организационный момент.

Психологический настрой.

- Доброе утро, ребята! Поприветствуйте, пожалуйста, друг друга.

Учащиеся поворачиваются друг к другу и произносят слова-приветствия:

Здравствуй друг!
Как ты тут?
Улыбнись-ка мне,
А я тебе!

- Пусть для всех нас сегодня урок будет добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Начинаем наш урок!

2. Постановка проблемы.

- Назовите, какие тела вы видите.

Учащиеся называют: дрожжи, грибы, трутовик, плесень, лекарство.

- Что объединяет все эти предметы? (Приём “Корзина идей”: учащиеся высказывают свои предположения).

- Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет земных чудес необычайных
Узнаем мы за полчаса.

3. Актуализация знаний.

- Определите, о какой части экосистемы идёт речь (слайд 2).

Ученики читают свойства и отвечают:

  • Выделяют кислород
  • Поглощают углекислый газ
  • Создают органические вещества
  • Растут
  • Размножаются

(растения-производители)

  • Поглощают кислород
  • Заглатывают пищу
  • Двигаются
  • Растут
  • Размножаются

(животные-потребители)

- Какую группу живых организмов мы не назвали?

- Мусорщики (разрушители).

- Назовите, каких представителей этой группы вы знаете (слайд 3).

- Насекомые, бактерии, микробы, грибы, рак.

4. Формулирование темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о разрушителях, а о каком именно, отгадайте:

Под сосною у тропинки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка,
Шляпка есть - нет головы? (Гриб).

Отгадывают загадку.

- Сформулируйте тему урока.

Грибы природные разрушители (слайд 4).

5. Совместное открытие новых знаний.

1). Игра “Верите ли вы…” (Приложение 1)

  • Что гриб - это растение
  • Гриб может разрушить дом
  • Нет грибов - нет хлеба
  • Грибами можно лечить
  • Грибы – ядовитые
  • Плесень – это гриб

Каждый ученик в таблице отвечает: “да” или “нет”.

2). Инсценировка диалога Лены и Миши.

- В чем противоречие?

- Лена считает, что грибы - это растения, а Миша говорит, что животные.

- Какой возникает вопрос?

- Что такое грибы?

- А как вы думаете, что такое грибы?

(Грибы - не растения, потому что не вырабатывают кислород и органические вещества, нет стебля, листьев, цветов. Грибы – не животные, потому что они не двигаются, не заглатывают пищу).

- Откройте учебник страница 120. Прочитайте 1 абзац. Сравните свои выводы. Что такое грибы?

- Они представители царства грибов.

- Историческая справка: Первым изображением гриба специалисты считают наскальный рисунок в египетской царской гробнице, относящийся к 1450 году до н.э.

Слово “гриб” происходит от латинского существительного "фунгус" — гриб. На Руси грибы называли “губы” за выпуклые губчатые шляпки. В древней Руси слово грибы не употреблялось. Говорили: "губы ломать”, т.е. "идти по грибы”.

3). Работа в группах.

- Продолжим наше исследование и познакомимся поближе с царством грибов.

У каждой группы есть свой план работы. Прочитайте внимательно задание, выполните работу и сделайте вывод (Приложение 2).

- Повторим основные правила работы в группе. Читают хором

(слайд 5):

  • Уважай своего товарища.
  • Умей каждого выслушать.
  • Не согласен – предлагай!

Подведение итогов работы в группах. Выступление каждой группы.

1 группа: ТРУТОВИК (Сайд 6).

2, 3 группа: ПЛЕСЕНЬ (Слайд 7).

4 группа: ДРОЖЖИ (словарное слово “дрожжи”) (Слайд 8).

5 группа: ГРИБЫ (Слайд 9).

6 группа: СТРОЕНИЕ ГРИБОВ (Слайд 10).

- Сравните свои ответы в табличке “Верите ли вы” с полученными знаниями, сделайте выводы: что вы узнали нового.

Учащиеся делают выводы: грибы это не растения и не животные; для изготовления хлеба используют дрожжи, а это тоже грибы; грибы разрушают древесину и есть домовой гриб; из плесени делают лекарство пенициллин, плесень – тоже гриб!

- Ребята, как вы думаете, какие грибы доставляют людям большую радость?

4). Игра “Съедобные и несъедобные грибы”.

У вас на партах лежат картинки, распределите грибы в группы.

Ученики расставляют грибы на доске по группам.

Проверка работы с помощью сигнальных карточек.

5). Игра “Светофор”.

- У кого во время урока на рабочем месте вырос гриб? (под партой у некоторых ребят прикреплены грибы с загадками, читают загадку, остальные отгадывают и показывают сигналом, растет гриб в нашей местности или нет) (Приложение 3).

Зелёный – растёт

Красный – не растёт

- Какой гриб вы бы исключили из этой группы? (все съедобные, мухомор – несъедобный). Кто знает секрет мухомора? (название состоит из двух слов: “муха” – насекомое, которое, как считали наши предки, является порождением мертвой плоти; и “мора” (или “мара”) – так именовалась древнеславянская богиня смерти).

- Рассказ о грибах Магаданской области (дети готовили сообщения). (Приложение 4).

6). Экологические знаки.

- Когда наступает грибная пора в лесу огромное разнообразие грибов. Многие из них совсем незнакомы, как поступит настоящий грибник? Что он будет делать с несъедобными грибами?

Учащиеся составляют правила настоящего грибника.

- Придумайте экологические знаки, рассказывающие об охране грибного царства и правильного сбора грибов. (Провести аналогию со знаками дорожного движения: виды знаков - предупреждающие и запрещающие).

Дети в группах рисуют по одному знаку.

7). Работа в паре.

К сожалению, отравление грибами – не редкий случай. Поэтому нужно научиться оказывать первую помощь, как себе, так и тем, кто находится рядом с вами. Так как первая помощь играет большую роль в спасении жизни больного.

Первые симптомы отравления проявляются примерно через 2 часа, это обильный жидкий стул, схваткообразные боли в желудке, приступы рвоты, недомогания.

Расставьте номера, в таком порядке, как нужно оказывать первую помощь при отравлении грибами. (Приложение 5)

6. Итог урока.

- Вернёмся к телам, которые рассматривали в начале урока: дрожжи, грибы, трутовик, плесень, лекарство, что же у них общего? (Это всё грибы).

- Что же такое грибы? (отдельная группа организмов)

- Какую роль они играют в природе? (роль разрушителей)

7. Рефлексия.

Формула “химс”

  • “х” - хорошо
  • “и” - интересно
  • “м”- мешало
  • “с” - с собой возьму

Учащиеся по желанию анализируют свою работу: что у них получилось на уроке хорошо, а что мешало работать лучше; что для них было интересно; какие знания могут пригодиться в жизни.

8. Домашнее задание.

Урок, вопросы

Тетрадь: 3 задания по выбору

  • Составить кроссворд на тему “Грибы”
  • Подобрать материал о грибах к рубрике “Это интересно”
  • (3, 4 задание учащиеся выполняют по желанию)