Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы ведения урока: проблемный, исследовательский.
Цели:
Образовательные:
- познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского, его политикой в отношении Золотой Орды;
- обеспечить усвоение учащимися знаний о борьбе русских земель с западными завоевателями, особенностями отношений Руси с Золотой Ордой в этот период;
- выяснить причины и значение побед Александра Ярославовича над крестоносцами.
Развивающие:
- продолжить формирование навыков работы с исторической картой и схемой, текстом учебника и документа, соотносить исторический материал и литературу о данном событии; продолжить формирование навыков анализа и сравнения при работе с документами; навыков обобщения, логического мышления и умозаключения;
- развивать познавательный интерес к предмету; решения проблемных вопросов (в ходе групповой работы решаются проблемные задания).
Воспитательные:
- способствовать формированию своего мнения по поводу исторический событий, чувства ответственности за судьбу своей страны; способствовать развитию культуры проведения дискуссий, уважения личности, терпимости к инакомыслию.
Основные понятия: орден, полководец, дипломат, рыцарский орден, крестовый поход, крестоносцы, ополчение.
Оборудование: карта “Русские земли в ХП-ХШ вв.”, схемы Невской битвы и Ледового побоища, Презентация, раздаточный материал, рабочие листы для работы в группах, учебник для 6 класса Данилов А.А. Косулина Л.Г. “История России: С древнейших времен до конца XVI века”.
Основные даты: 1220г., 1240г., 1242г. 5 апреля.
План урока:
1. Угроза с Запада.
2. Александр Ярославович – полководец.
3. Александр Невский – дипломат.
Этапы урока:
1. оргмомент и мотивация
2. актуализация опорных знаний
3. изучение нового материала
4. закрепление новых знаний, проверка составленного синквейна
5. рефлексия
6. подведение итога урока и домашнее задание.
Методические приемы организации урока.
На первом этапе урока учащиеся знакомятся с новой темой, формулируют ее (слайды 2-6) и ставят перед собой задачи (слайды 7,8) . Получают задание, которое будет проверено в конце урока (слайд 9).
На втором этапе урока проверяется уровень подготовленности уч-ся к усвоению новых знаний (слайды 10-11).
На третьем – самостоятельная работа с текстом учебника с. 106-108 (слайд 12), проверка усвоенного материала (слайд 13-14); работа в группах с раздаточным материалом и текстом учебника, заполнение рабочих листов, проверка результатов работы в группах (слайд 15-20); по третьему пункту плана – сообщение учащегося – опережающее задание, выводы по услышанному. (слайд 21-23)
На четвертом – закрепление новых знаний (тест) и составление общего синквейна, – вывод по вопросу поставленному в начале урока (слайд 24,25,26)
Пятый этап урока – рефлексия: работа с карточками-смайликами (слайд 27)
На шестом – подведение итога урока и домашнее задание (слайд 28).
Ход урока
Оргмомент.
Беседа. Сегодня мы продолжаем изучать период феодальной раздробленности на Руси. Нам предстоит познакомиться с героическими событиями истории Руси XIII века, а также с легендарным участником этих событий.
- Посмотрите на экран. – Кто изображен на картине Корина П.Д.? (слайд 2,3) – Александр Невский
- Кем был Александр? (Кем он не был ?) (слайд 4)
- Используя слова на экране сформулируем тему урока: (слайд 4,5,6)
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? – Можно ли назвать Александра Невского полководцем и дипломатом? (задача) составим план (слайд 8)
- А подтвердим мы это, составив синквейн – пятистрочье. (слайд 9)
Кто же был Александр Ярославович? Александр Ярославович (1221-1263гг) - Сын Ярослава Всеволодовича. В 1234г. состоялся первый поход Александра на Дерпт, который находился в руках ливонцев и победа на реке Омовже. С 1236г. начинается самостоятельная деятельность Александра в Новгороде. (слайд 10)
- Вспомните, в чем особенности жизни Руси в XIII веке? – Русь переживала период феодальной раздробленности. (слайд 11)
Работа с текстом учебника с. 106-108. (слайд 12)
Вопросы для анализа прочитанного: (слайд 13,14)
1. От кого исходила угроза Новгороду?
(К нападению готовились: немецкие рыцарские ордена, шведские и датские короли)
2. Что такое орден крестоносцев?
(Папа создал воинственную общину (организацию) из самых знатных людей – орден крестоносцев).
3. Какие рыцарские ордена вам известны?
(Орден меченосцев или Ливонский орден, Тевтонский орден)
4. Какие цели преследовали рыцари в отношении Руси?
(Богатые Новгородские земли, через которые проходил путь “из варяг в греки”, интересовали западных правителей. Мечты о новых землях на востоке.)
Учитель рассказывает о нависшей над Новгородом угрозе - крестоносцы приближались к городу. (слайд 15)
Работа в группах. Учащиеся работают с дополнительными материалами, заполняют рабочие листы. (Слайд 16)
Первая группа – Невская битва. Учебник с.109-110, документ, карта схема.
Вторая группа - Ледовое побоище. Учебник с. 110-112, документ, карта схема. (Приложение 1. Приложение 3.)
Проверка работы в группах, запись дат, информации, изложенной другой группой.
(слайд 17,18,19)
Вывод о роли Александра в защите русской земли. (слайд 20,21)
Сообщение учащегося об отношения Александра Невского и Орды (опережающее задание) (слайд 22,23) (Приложение 4)
Вывод о деятельности Александра Невского. (слайд 23)
Проверка изученного материала (слайд 24)
1. Кто угрожал с Запада русским землям? (Шведы, датчане, немцы)
2. Как называлась организация рыцарей-крестоносцев? (Орден)
3. Невская битва произошла... (15 июля 1240 года)
4. Ледовое побоище произошло... (5 апреля 1242 года)
5. Какое сражение назвали Ледовым побоищем? (Б) сражение на Чудском озере;)
А) Невскую битву; Б) сражение на Чудском озере; В) Битву за Псков.
Подведение итогов по работе с синквейном. Выбор общего варианта. (слайд 25)
Поведение итогов урока. (слайд 26)
Рефлексия с использованием “кружков настроения” (слайд 27)
Домашнее задание П. 13. Разноуровневое задание:
1. Написать сочинение от имени участника Невской битвы или Ледового побоища.
2. Составить ребус или шараду по теме.
3. Ответить на вопросы после параграфа 13, стр. 113. (слайд 28)
Использованная литература.
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=48
- http://www.abc-people.com/data/nevskiy/dat7.htm
- http://www.c-cafe.ru/days/bio/20/029_20.php
- А.А. Данилов, П. Г. Косулина. История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс. – М.: Просвещение, 2009.
- И.Шелихова. Борьба Новгорода с агрессией немецких и шведских феодалов. // История. 2000. № 43. с.6-7.
- Е.Зубкова. Александр Невский - кто он? // История.2000. №43. с.2-3.
- Л.Обухова. Набатное утро.
- http://www.e-reading-lib.org/bookreader.php/128243/Obuhova_-_Nabatnoe_utro.html
- К.Симонов. Ледовое побоище. http://artofwar.ru/j/janr_37/text_0130.shtmlе.