Тема урока "Меч и дипломатия Александра Невского". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы ведения урока: проблемный, исследовательский.

Цели:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского, его политикой в отношении Золотой Орды;
  • обеспечить усвоение учащимися знаний о борьбе русских земель с западными завоевателями, особенностями отношений Руси с Золотой Ордой в этот период;
  • выяснить причины и значение побед Александра Ярославовича над крестоносцами.

Развивающие:

  • продолжить формирование навыков работы с исторической картой и схемой, текстом учебника и документа, соотносить исторический материал и литературу о данном событии; продолжить формирование навыков анализа и сравнения при работе с документами; навыков обобщения, логического мышления и умозаключения;
  • развивать познавательный интерес к предмету; решения проблемных вопросов (в ходе групповой работы решаются проблемные задания).

Воспитательные:

  • способствовать формированию своего мнения по поводу исторический событий, чувства ответственности за судьбу своей страны; способствовать развитию культуры проведения дискуссий, уважения личности, терпимости к инакомыслию.

Основные понятия: орден, полководец, дипломат, рыцарский орден, крестовый поход, крестоносцы, ополчение.

Оборудование: карта “Русские земли в ХП-ХШ вв.”, схемы Невской битвы и Ледового побоища, Презентация, раздаточный материал, рабочие листы для работы в группах, учебник для 6 класса Данилов А.А. Косулина Л.Г. “История России: С древнейших времен до конца XVI века”.

Основные даты: 1220г., 1240г., 1242г. 5 апреля.

План урока:

1. Угроза с Запада.

2. Александр Ярославович – полководец.

3. Александр Невский – дипломат.

Этапы урока:

1. оргмомент и мотивация

2. актуализация опорных знаний

3. изучение нового материала

4. закрепление новых знаний, проверка составленного синквейна

5. рефлексия

6. подведение итога урока и домашнее задание.

Методические приемы организации урока.

На первом этапе урока учащиеся знакомятся с новой темой, формулируют ее (слайды 2-6) и ставят перед собой задачи (слайды 7,8) . Получают задание, которое будет проверено в конце урока (слайд 9).

На втором этапе урока проверяется уровень подготовленности уч-ся к усвоению новых знаний (слайды 10-11).

На третьем – самостоятельная работа с текстом учебника с. 106-108 (слайд 12), проверка усвоенного материала (слайд 13-14); работа в группах с раздаточным материалом и текстом учебника, заполнение рабочих листов, проверка результатов работы в группах (слайд 15-20); по третьему пункту плана – сообщение учащегося – опережающее задание, выводы по услышанному. (слайд 21-23)

На четвертом – закрепление новых знаний (тест) и составление общего синквейна, – вывод по вопросу поставленному в начале урока (слайд 24,25,26)

Пятый этап урока – рефлексия: работа с карточками-смайликами (слайд 27)

На шестом – подведение итога урока и домашнее задание (слайд 28).

Презентация.

Ход урока

Оргмомент.

Беседа. Сегодня мы продолжаем изучать период феодальной раздробленности на Руси. Нам предстоит познакомиться с героическими событиями истории Руси XIII века, а также с легендарным участником этих событий.

- Посмотрите на экран. – Кто изображен на картине Корина П.Д.? (слайд 2,3) – Александр Невский

- Кем был Александр? (Кем он не был ?) (слайд 4)

- Используя слова на экране сформулируем тему урока: (слайд 4,5,6)

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? – Можно ли назвать Александра Невского полководцем и дипломатом? (задача) составим план (слайд 8)

- А подтвердим мы это, составив синквейн – пятистрочье. (слайд 9)

Кто же был Александр Ярославович? Александр Ярославович (1221-1263гг) - Сын Ярослава Всеволодовича. В 1234г. состоялся первый поход Александра на Дерпт, который находился в руках ливонцев и победа на реке Омовже. С 1236г. начинается самостоятельная деятельность Александра в Новгороде. (слайд 10)

- Вспомните, в чем особенности жизни Руси в XIII веке? – Русь переживала период феодальной раздробленности. (слайд 11)

Работа с текстом учебника с. 106-108. (слайд 12)

Вопросы для анализа прочитанного: (слайд 13,14)

1. От кого исходила угроза Новгороду?

(К нападению готовились: немецкие рыцарские ордена, шведские и датские короли)

2. Что такое орден крестоносцев?

(Папа создал воинственную общину (организацию) из самых знатных людей – орден крестоносцев).

3. Какие рыцарские ордена вам известны?

(Орден меченосцев или Ливонский орден, Тевтонский орден)

4. Какие цели преследовали рыцари в отношении Руси?

(Богатые Новгородские земли, через которые проходил путь “из варяг в греки”, интересовали западных правителей. Мечты о новых землях на востоке.)

Учитель рассказывает о нависшей над Новгородом угрозе - крестоносцы приближались к городу. (слайд 15)

Работа в группах. Учащиеся работают с дополнительными материалами, заполняют рабочие листы. (Слайд 16)

Первая группа – Невская битва. Учебник с.109-110, документ, карта схема.

(Приложение 1. Приложение 2.)

Вторая группа - Ледовое побоище. Учебник с. 110-112, документ, карта схема. (Приложение 1. Приложение 3.)

Проверка работы в группах, запись дат, информации, изложенной другой группой.

(слайд 17,18,19)

Вывод о роли Александра в защите русской земли. (слайд 20,21)

Сообщение учащегося об отношения Александра Невского и Орды (опережающее задание) (слайд 22,23) (Приложение 4)

Вывод о деятельности Александра Невского. (слайд 23)

Проверка изученного материала (слайд 24)

1. Кто угрожал с Запада русским землям? (Шведы, датчане, немцы)

2. Как называлась организация рыцарей-крестоносцев? (Орден)

3. Невская битва произошла... (15 июля 1240 года)

4. Ледовое побоище произошло... (5 апреля 1242 года)

5. Какое сражение назвали Ледовым побоищем? (Б) сражение на Чудском озере;)

А) Невскую битву; Б) сражение на Чудском озере; В) Битву за Псков.

Подведение итогов по работе с синквейном. Выбор общего варианта. (слайд 25)

Поведение итогов урока. (слайд 26)

Рефлексия с использованием “кружков настроения” (слайд 27)

Домашнее задание П. 13. Разноуровневое задание:

1. Написать сочинение от имени участника Невской битвы или Ледового побоища.

2. Составить ребус или шараду по теме.

3. Ответить на вопросы после параграфа 13, стр. 113. (слайд 28)

Использованная литература.

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=48
  2. http://www.abc-people.com/data/nevskiy/dat7.htm
  3. http://www.c-cafe.ru/days/bio/20/029_20.php
  4. А.А. Данилов, П. Г. Косулина. История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс. – М.: Просвещение, 2009.
  5. И.Шелихова. Борьба Новгорода с агрессией немецких и шведских феодалов. // История. 2000. № 43. с.6-7.
  6. Е.Зубкова. Александр Невский - кто он? // История.2000. №43. с.2-3.
  7. Л.Обухова. Набатное утро.
  8. http://www.e-reading-lib.org/bookreader.php/128243/Obuhova_-_Nabatnoe_utro.html
  9. К.Симонов. Ледовое побоище. http://artofwar.ru/j/janr_37/text_0130.shtmlе.