Цели урока:
- Ознакомить с климатическими условиями зоны пустыни.
- Формировать представления учащихся об особенностях животного и растительного мира пустыни.
- Учить приемам сравнения и анализа.
- Развивать умения работать с географической картой, дополнительной литературой.
- Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор или телевизор, слайды по теме "Пустыни", карточки для выполнения тестов.
Ход урока
1. Орг.момент.
Снова пришел долгожданный миг -
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. Это пустыни. (слайд №1).
2. Актуализация опорных знаний.
- Перед тем как отправиться в пустыни, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь в стихотворении:
Тут, куда ни кинем взгляд,
Травы ровные стоят
И колышутся волнами
Под душистыми ветрами. (Степь)
Проверим ваши знания о зоне степей - выполнив тест.
Тест "Зона степей" (ученики получают бланки для ответов).
1. Зона степей расположена на :нашей страны:
а) севере; б) востоке; в) юге
2. На карте природных зон зона степей закрашена:цветом:
а) розовым; б) желтым; в) зеленым; г) коричневым.
3. Характерный признак зоны степей - это:
а) сплошной травянистый растительный покров;
б) отсутствие сплошного растительного покрова;
в) обилие лесов, лишайников, кустарников.
4. Для растений степи характерны::
а) стелющиеся корни, крупные листья;
б) длинные корни, мясистые стебли, листья колючки;
в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья
или толстые мясистые стебли и такие же листья.
5. Основным занятием населения степей является:
а) земледелие;
б) рыболовство;
в) оленеводство.
6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:
а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;
б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;
в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.
3. Работа над новой темой.
- Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе нашей страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом.
Работа по карте в учебнике и тетради.
- Что вы представляете себе, когда слышите слово "пустыня"
Солнечный, жаркий
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно поёт. (слайд №2-3).
Пустыня – это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара. (слайд 4).
Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегу Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. (слайд 5).
Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются ещё ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона. (слайд 6).
Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы называются барханы, которые постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь – суховеям. Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра. (слайд 7).
Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые и каменистые (Слайд № 8).
Лето в пустыне жаркое: поверхность нагревается днём до плюс 70?С, а в тени выше 40?С.А ночью прохладно, потому что песок и глина остывают (Слайд 9).
Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? - Ему хочется пить и купаться.
К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. (Слайд 10).
Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -120 С и длится она 2-3 месяца.(слайд 11)
Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.
Чтение текста с. 104 в учебнике.
- Итак, какие особенности климата в пустыне? (много солнца, мало осадков, высокая температура, зимой сильные морозы)
(Слайд 18)
- Как же к таким условиям приспособились растения?
Сейчас вы это выясните - поработав в парах и ответив на вопрос в учебнике с.105
Рассмотрите гербарии и рисунки в учебнике. Выскажите предположения?
Чтение текста. С.105.
Растения пустыни
Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине. Самое распространённое растение пустыни – верблюжья колючка. У неё длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. (слайд 12-13)
Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья. (слайд 15).
ФИЗМИНУТКА.
Животные пустыни
Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают вместе с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка круглоголовка.Все они быстро передвигаются, ящерка круглоголовка может мгновенно зарыться в песок в случае опасности. (слайд 16-17).
Лисичка корсак и ушастый ёж имеют большие уши для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. Тушканчики быстро передвигаются большими прыжками до трёх метров в длину. (слайд 18)
Чтение в учебнике с.173 о тушканчике.
Из более крупных животных замечательны сайгаки. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды. (слайд 19).
В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту и могут нести груз до 500 килограммов. (слайд 19) Чтение о верблюде в учебнике с. 174.
Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, священные скарабеи. (слайд 20)
Насекомые и грызуны удовлетворяют потребность в питье за счет поедания корма: мелкие животные поедают семена и корни растений, а более крупные животные -этих мелких. Ни одна капля воды не пропадает в пустыне.
-Итак, животный мир пустыни своеобразен. Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи. Те животные, которые кормятся днем, держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют, им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.
Экологические проблемы:
Неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли.
Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. (слайд 22).
"Нам понятней теперь
Год от года,
Что с природою надо дружить,
Ведь без нас прожила бы природа.
Без нее мы не можем прожить".
Доризо (Слайд 23).
Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан Заповедник “Чёрные земли” (слайд 24). В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных и даже птиц. (слайд 25).
Как яблоко на блюде,
У нас земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
И каждого из нас”.
М. Дудин (слайд 26), (стихотворение читает заранее подготовленный ученик)
4. Закрепление изученного материала.
Игра "Узнай меня"
Сколько важности в походке!
По пустыне - сковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбом - мешком? (Верблюд)
Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик)
- Я - пища "корабля пустынь". (Верблюжья колючка)
- Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун)
- Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица)
- Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (Саксаул)
- Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер?
Учащиеся: солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.
5. Итог урока.
- Какую территорию занимают пустыни? (Небольшую на юго-западе страны)
- Какое лето в пустыне? (Жаркое, продолжительное)
- Как животные и растения приспособились к жизни в этой зоне? (Ведут в основном ночной образ жизни).
Выставление оценок.
6. Домашнее задание. Т.С.35.№57, 58.сообщения о растениях.