Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: урок-сказка
Тема | "Число 7. Цифра 7" |
Цели | - создать условия для формирования
представления о числе и цифре 7; - осуществлять сложение и вычитание в пределах 7; -способствовать развитию мыслительных операций (синтеза, анализа, обобщения), произвольного внимания; - учить использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; - воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе; - формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Основные понятия | число, цифра, состав числа |
Межпредметные связи | окружающий мир, изобразительное искусство, музыка |
Ресурсы: дополнительные |
- математические загадки,
иллюстративный материал; -касса с цифрами классная и индивидуальные, наборные полотна; - композиция – картина хода урока (для доски); - листы А3 с композицией-картиной хода урока (для детей); - бумажные фигурки семи гномов: на колпачках числа от 1 до 7, курточки двух цветов; - конверты с раздаточным материалом (гномы для письма цифры 7, солнышки для этапа “Рефлексия”); - клей; - фломастеры; - правила работы в группе |
Формы работы | фронтальная, групповая, парная |
Этапы урока | Ход урока | ||
I. Организационный момент | Дети входят в класс и останавливаются у
парт, подготовленных для групповой работы. -Начнём урок с того, что включим организм в работу. Физминутка Чудеса у нас на свете: |
||
II.Актуализация опорных знаний | -На уроке будем работать в группах.
Повторим правила работы. Правила работы в группе. 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Говори только по делу. 5. Работайте дружно, помогайте друг другу. - Отгадайте слова-слагаемые и получите слово-сумму из области изобразительного искусства. воронье слово + болотная трава = .... (картина) - Предлагаю на уроке создать картину. - Какие мастера (художники) будут нам помогать создавать её? Узнаете, расшифровав слово.
(гномы) - Гномики очень любят играть в прятки. их найдём. Давайте (Фигурки ШЕСТИ гномов спрятаны вблизи от доски. Например, на окне, стене, сбоку от доски и т.п. Дети, найдя гномов, размещают их на доске.) - Расставьте гномов по порядку. (По желанию учитель может организовать работу с числовым рядом.) - Гномы – замечательные строители. Они построили два домика. Используя предложенные геометрические фигуры, девочки постройте левый домик, а мальчики - правый. (Первый домик состоит из квадрата-основания, круга-окна и прямоугольника-трубы, второй домик – из прямоугольника-основания, овала-окна и квадрата-трубы.) (Дети работают на листах, а два человека у доски.) Гномы очень любят рисовать, и сами покрасили свои дома. Решите примеры и раскрасьте по заданию девочки левый домик, а мальчики – правый. (Дети работают на листах, а два человека у доски.) Примеры:
(Дополнительно учитель может дать задание прочитать выражения разными способами.) Проверка. (Во время проверки части домиков, размещённых на доске, переворачиваются, и появляется раскрашенная в нужный цвет часть дома.) - Расселите гномов в два домика. (Дети выполняют группировку по цвету курточек гномов.) - Как вы рассуждали? Физминутка Раз – подняться, потянуться. |
||
III. Формулирование темы и цели урока | - Какое новое число я назвала? (Семь.) - А сколько гномов было в сказке о Белоснежке? (Семь.) - Сформулируйте тему урока. (Число и цифра семь.) - Определите цели урока, используя опорные слова: 1. Познакомиться с ... 2. Узнать о... 3. Научиться решать... Опорные слова для определения цели урока размещены на доске. |
||
IV. Открытие нового знания | - А где седьмой гномик? Найдите его.
(Гномика во время выполнения задания по
раскрашиванию домиков учитель незаметно
размещает вблизи доски.) - Назовите число на его шляпке. (Семь.) - Как получили число семь? (Учитель отрабатывает на счётном материале способы получения числа семь.) - Найдите это число в классной кассе, в своих кассах и покажите его. - На что похожа цифра семь? - Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога. - С чем у вас ассоциируется число семь? (Дни недели, семь нот, семь цветов радуги, семь чудес цвета, названия сказок, пословицы, поговорки.) Работа над составом числа 7. - Седьмой гномик – прекрасный строитель. Он построил дом под номером семь и пригласил друзей в гости. - Заселите гномов на каждом этаже парами. (Дети работают в группах, один человек – у доски.) - Проверяем. |
||
V. Первичное закрепление
|
-Гномы очень любят придумывать задачки.
Вот и для вас, ребята, они приготовили задачи.
Решать вы их будете в группах. Задачи 1 группа – Гномы сорвали для пирога 5 яблок, а потом ещё 2 яблока. Сколько всего яблок сорвали гномы? 2 группа - Гномы очень любят полезные продукты, поэтому они выращивают фруктовые деревья: груши и яблони. Всего деревьев семь. Сколько груш и сколько яблонь может быть в саду у гномов? 3 группа – Семь гномов играли в прятки 2 часа. Сколько часов играл в прятки каждый гном? - Проверяем. Физминутка В понедельник я купался. - С каким числом мы познакомились? Научимся писать цифру семь. Возьмите конверты. В них гномы для каждого участника группы. Переверните фигурки. Что вы видите? (На обратной стороне листа в клетку с образцом написания цифры семь.) Учитель даёт образец написания цифры семь. Дети прописывают цифру. - Отгадайте загадку. Над лесами, над рекой, Задание - Найдите радугу на картине. Вставьте пропущенные знаки так, чтобы получились верные равенства. (Дети работают в группах, один человек – у доски. Можно у доски работать “цепочкой”.) На полосках записаны равенства:
(Учитель может задать вопрос о применении переместительного свойства сложения.) - Проверяем. (Во время проверки учитель переворачивает каждую полоску на обратную сторону. В результате на картине радуга становится цветной.) Задание - Гномы отправились на прогулку за речку. Помогите им перейти на другую сторону по мостикам. Установите последовательность и продолжите её на два числа. Девочки работают с левым мостком, а мальчики с правым. (Дети работают в группах, два человека – у доски.) Последовательности: 1 3 4 __ __, 6 4 5 __ __. - Проверяем. |
||
V. Итог урока | - Посмотрите, какая красивая картина у
нас получилась! Сколько гномов нам помогали?
(Семь.) - Как можно получить число семь? - Какие цели поставили перед собой на урок? Цели достигнуты? |
||
VI. Рефлексия | - Оцените свою работу на уроке.
Достаньте из конверта №2 солнышки. - Что вы заметили? (У солнышек разные выражения “личиков”.) - Выберите солнышко, которое соответствует вашему настроению, и наклейте его на небо картинки. - Покажите ваши картинки. (По большинству выбранных изображений учитель наклеивает солнышко на картину на доске.) - Наш урок окончен. Всем спасибо. |