Урок математики по теме "Число 7. Цифра 7". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок-сказка

Тема "Число 7. Цифра 7"
Цели - создать условия для формирования представления о числе и цифре 7;

- осуществлять сложение и вычитание в пределах 7;

-способствовать развитию мыслительных операций (синтеза, анализа, обобщения), произвольного внимания;

- учить использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе;

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные понятия число, цифра, состав числа
Межпредметные связи окружающий мир, изобразительное искусство, музыка
Ресурсы:

дополнительные

- математические загадки, иллюстративный материал;

-касса с цифрами классная и индивидуальные, наборные полотна;

- композиция – картина хода урока (для доски);

- листы А3 с композицией-картиной хода урока (для детей);

- бумажные фигурки семи гномов: на колпачках числа от 1 до 7, курточки двух цветов;

- конверты с раздаточным материалом (гномы для письма цифры 7, солнышки для этапа “Рефлексия”);

- клей;

- фломастеры;

- правила работы в группе

Формы работы фронтальная, групповая, парная

 

Этапы урока Ход урока
I. Организационный момент Дети входят в класс и останавливаются у парт, подготовленных для групповой работы.

-Начнём урок с того, что включим организм в работу.

Физминутка

Чудеса у нас на свете:
Стали гномиками дети. (Дети приседают.)
А потом все дружно встали –
Великанами мы стали.
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши. (Дети поднимают руки вверх, поднимаются на носки.)
На два счёта потянулись,
Три-четыре – руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Делаем вперёд наклон,
Покачаемся, как слон.
А теперь мы снова гномы
И за парту сесть готовы.

II.Актуализация опорных знаний -На уроке будем работать в группах. Повторим правила работы.

Правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

- Отгадайте слова-слагаемые и получите слово-сумму из области изобразительного искусства.

воронье слово + болотная трава = .... (картина)

- Предлагаю на уроке создать картину.

- Какие мастера (художники) будут нам помогать создавать её? Узнаете, расшифровав слово.

ОНМГЫ 4 2 1 3 5

(гномы)

- Гномики очень любят играть в прятки. их найдём. Давайте

(Фигурки ШЕСТИ гномов спрятаны вблизи от доски. Например, на окне, стене, сбоку от доски и т.п.

Дети, найдя гномов, размещают их на доске.)

- Расставьте гномов по порядку. (По желанию учитель может организовать работу с числовым рядом.)

- Гномы – замечательные строители. Они построили два домика. Используя предложенные геометрические фигуры, девочки постройте левый домик, а мальчики - правый.

(Первый домик состоит из квадрата-основания, круга-окна и прямоугольника-трубы, второй домик – из прямоугольника-основания, овала-окна и квадрата-трубы.)

(Дети работают на листах, а два человека у доски.)

Гномы очень любят рисовать, и сами покрасили свои дома. Решите примеры и раскрасьте по заданию девочки левый домик, а мальчики – правый.

(Дети работают на листах, а два человека у доски.)

Примеры:

  • 3+2=,
  • 6-5=,
  • 1+3=,
  • 4-2=.

(Дополнительно учитель может дать задание прочитать выражения разными способами.)

Проверка. (Во время проверки части домиков, размещённых на доске, переворачиваются, и появляется раскрашенная в нужный цвет часть дома.)

- Расселите гномов в два домика.

(Дети выполняют группировку по цвету курточек гномов.)

- Как вы рассуждали?

Физминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – всем присесть.
Семь – а теперь за парту всем.

III. Формулирование темы и цели урока - Какое новое число я назвала? (Семь.)

- А сколько гномов было в сказке о Белоснежке? (Семь.)

- Сформулируйте тему урока. (Число и цифра семь.)

- Определите цели урока, используя опорные слова:

1. Познакомиться с ...

2. Узнать о...

3. Научиться решать...

Опорные слова для определения цели урока размещены на доске.

IV. Открытие нового знания - А где седьмой гномик? Найдите его. (Гномика во время выполнения задания по раскрашиванию домиков учитель незаметно размещает вблизи доски.)

- Назовите число на его шляпке. (Семь.)

- Как получили число семь?

(Учитель отрабатывает на счётном материале способы получения числа семь.)

- Найдите это число в классной кассе, в своих кассах и покажите его.

- На что похожа цифра семь?

- Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога.

- С чем у вас ассоциируется число семь?

(Дни недели, семь нот, семь цветов радуги, семь чудес цвета, названия сказок, пословицы, поговорки.)

Работа над составом числа 7.

- Седьмой гномик – прекрасный строитель. Он построил дом под номером семь и пригласил друзей в гости.

- Заселите гномов на каждом этаже парами.

(Дети работают в группах, один человек – у доски.)

- Проверяем.

V. Первичное закрепление

 

 

 

 

 

-Гномы очень любят придумывать задачки. Вот и для вас, ребята, они приготовили задачи. Решать вы их будете в группах.

Задачи

1 группа – Гномы сорвали для пирога 5 яблок, а потом ещё 2 яблока. Сколько всего яблок сорвали гномы?

2 группа - Гномы очень любят полезные продукты, поэтому они выращивают фруктовые деревья: груши и яблони. Всего деревьев семь. Сколько груш и сколько яблонь может быть в саду у гномов?

3 группа – Семь гномов играли в прятки 2 часа. Сколько часов играл в прятки каждый гном?

- Проверяем.

Физминутка

В понедельник я купался.
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался.
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я бегал, прыгал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
Письмо цифры семь

- С каким числом мы познакомились? Научимся писать цифру семь. Возьмите конверты. В них гномы для каждого участника группы. Переверните фигурки. Что вы видите?

(На обратной стороне листа в клетку с образцом написания цифры семь.)

Учитель даёт образец написания цифры семь. Дети прописывают цифру.

- Отгадайте загадку.

Над лесами, над рекой,
Если б смог я встать на мост,
Семицветный мост дугой,
Я б рукой достал до звёзд. (Радуга.)

Задание

- Найдите радугу на картине. Вставьте пропущенные знаки так, чтобы получились верные равенства.

(Дети работают в группах, один человек – у доски. Можно у доски работать “цепочкой”.)

На полосках записаны равенства:

  • 5 __ 2=7,
  • 7 __ 1=6,
  • 4 __ 3=7,
  • 7 __ 2=5,
  • 1 __ 6=7,
  • 7 __ 4=3,
  • 2 __5=7.

(Учитель может задать вопрос о применении переместительного свойства сложения.)

- Проверяем.

(Во время проверки учитель переворачивает каждую полоску на обратную сторону.

В результате на картине радуга становится цветной.)

Задание

- Гномы отправились на прогулку за речку. Помогите им перейти на другую сторону по мостикам. Установите последовательность и продолжите её на два числа. Девочки работают с левым мостком, а мальчики с правым. (Дети работают в группах, два человека – у доски.)

Последовательности: 1 3 4 __ __, 6 4 5 __ __.

- Проверяем.

V. Итог урока - Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась! Сколько гномов нам помогали? (Семь.)

- Как можно получить число семь?

- Какие цели поставили перед собой на урок? Цели достигнуты?

VI. Рефлексия - Оцените свою работу на уроке. Достаньте из конверта №2 солнышки.

- Что вы заметили?

(У солнышек разные выражения “личиков”.)

- Выберите солнышко, которое соответствует вашему настроению, и наклейте его на небо картинки.

- Покажите ваши картинки.

(По большинству выбранных изображений учитель наклеивает солнышко на картину на доске.)

- Наш урок окончен. Всем спасибо.