Предмет: окружающий мир
Класс: 1 класс
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: урок-исследование
Технологическая карта изучения темы "Органы чувств"
Цели
- формировать понятие “органы чувств”;
- положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира;
- показать роль и специфику разных органов чувств;
- способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;
- учить планировать совместную деятельность в группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе;
- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Ресурсы дополнительные
- два портрета девочки (1 без лица и 1 улыбающейся этой же девочки);
- заранее оформленная выставка детских рисунков на тему “Портрет моего товарища”;
- карточки с изображениями и названиями органов чувств;
- для опытов: геометрические фигуры в конвертах, игрушки, детские книги и журналы, стаканчики с жидкостью разного вкуса для каждого ученика, 4 стаканчика с крышечками с разными ароматами (по выбору учителя);
- 4 карточки с надписью “лаборант” для руководителя каждой группы
Формы работы
- фронтальная, групповая
Этапы урока | Ход урока |
I. Актуализация знаний
|
В классе оформлена выставка детских
рисунков “Портрет моего товарища”. - Вы нарисовали такие замечательные портреты! Я тоже захотела создать портрет моей знакомой девочки. Вот он. (На доске – портрет девочки, у которой не прорисовано лицо) - Что-то не так? (У девочки нет лица.) - Что это значит? (У неё нет глаз, носа, рта, ушей.) (На доске учитель вывешивает рисунки с изображением глаз, носа, ушей, рта, кисти руки) - Что общего у этих частей? - Можем ли мы их назвать одним словом? |
II Формулирование темы и целей урока | - Так кто же они, наши помощники, без
которых нам не обойтись в окружающем мире? - Как и почему их так называют, нам и предстоит узнать сегодня на уроке. |
III. Открытие нового знания | - Чтобы ответить на эти вопросы, нам
предстоит провести исследование. - Кто такие исследователи? (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.) - Мы тоже можем назвать себя исследователями. - Предметом нашего исследования будет человек, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы. - Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Повторим правила работы в группе. - Итак, приступим. 1. Исследование органа зрения. - Закройте глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.) - Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? (Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.) Вывод. Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы. Работа в группах. - Каждая группа получит своё задание: 1 и 2 группе понадобятся конверты, 3 группе – коробка, 4 группе – папка. Задание: 1 и 2 группы выполните группировку, 3 и 4 группы определите назначение и дайте название предметам. - Проверяем работу групп. Вспомним правила обсуждения. Правила обсуждения ответов. - Будьте внимательны. Представитель группы отвечает, а вы слушаете и...(слышите), смотрите и...(видите), думаете и...(оцениваете). - Сделаем вывод, что мы можем увидеть с помощью глаз? (Цвет, размер, форму, назначение, картинки, читать.) - После проведённого исследования дадим научное определение. Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего? (Орган зрения.) (На доске рядом с изображением глаз прикрепляется запись ОРГАН ЗРЕНИЯ) - Зрение надо беречь. Какие правила охраны зрения вы знаете? (Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра) Физминутка для глаз 2. Исследование органа слуха. - Приступаем к следующему исследованию. Закрываем ушки. (Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.) -Что я сказала? Какой вывод можно сделать? (Уши нужны, чтобы слышать.) -Поиграем в игру “Веришь - не веришь”: я скажу на ухо лаборантам фразу. Вернувшись на место, они скажут её вам, и вы в группе должны решить, правда это или нет. (Фразы: 1 группа – у человека 6 ушей, 2 группа – у слона самые большие уши, 3 группа – у человека в ухе спрятан маленький барабан, 4 группа – у кузнечика уши на коленках.) - Повторите фразу. Слушаем ваше мнение. - Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение. Уши – это орган чего? (Орган слуха.) (На доске рядом с изображением ушей прикрепляется запись ОРГАН СЛУХА) Физминутка 3. Исследование органа обоняния. - Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт с использованием стаканчиков с крышечкой. Лаборанты, возьмите по стаканчику. (Стаканчики стоят на отдельном столике.) - Определите, что внутри, не снимая крышечки. (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.) - Нужен новый опыт. При проведении его надо соблюдать правила техники безопасности, ведь мы не знаем, что внутри. (Учитель показывает, как правильно открыть стаканчик.) Опыт №1. Оборудование: 4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по 1 ватному диску, пропитанному ароматами: 1) духов, 2) лимона, 3) чеснока, 4) лука. Проведение опыта: каждый ученик в своей группе берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху. - Так что же внутри? Какой орган помог почувствовать запах? (Нос.) Вывод. В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи. Умение человека различать запахи получило название обоняние. Дайте научное определение. (На доске рядом с изображением носа прикрепляется запись ОРГАН ОБОНЯНИЯ) Физминутка 3. Исследование органа вкуса. -Для продолжения работы нам нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их. (Стаканчики стоят на отдельном столике.) - Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? (Затруднение в ответе.) - Нужно провести ещё один опыт. Опыт №2 Оборудование: по 1 стаканчику на каждого ученика с бесцветной прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд. Жидкость может быть как одного вкуса для всех, например, лимонад, так и разных вкусов по количеству групп. Например, 1) сладкая, 2) кислая, 3) солёная, 4) минеральная вода без газа или обычная фильтрованная вода. Проведение опыта: ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это невозможно. В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость, называют, что было в стакане, и приходят к выводу о роли органа вкуса. - Попробуйте. Что ощущаете? Какой орган помог определить вкус? (Язык.) - Дайте научное определение этому органу. (Орган вкуса.) (На доске рядом с изображением рта прикрепляется запись ОРГАН ВКУСА) Физминутка Общий вывод. - Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники? (Используя таблицу, дети называют органы чувств по порядку.) - Теперь дадим им общее название. (Опора на таблицу.) Это органы (глаза, уши, нос, язык). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус). Какое название отсюда следует? (Органы чувств.) (На доске над парами рисунков прикрепляется надпись ОРГАНЫ ЧУВСТВ) |
IV. Первичное закрепление | - Проверим, верный ли вывод мы сделали.
Возьмите лист с заданием. Что это? (Кроссворд) - Заполните кроссворд. Какая запись получилась в выделенной строке? (Органы чувств) - Значит, мы были правы? (Да.) - Прочитайте и отгадайте загадки. 1. Всегда во рту, а не проглотить. (Язык.) 2. Брат с братом через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза.) 3. Меж двух светил в середине я один. (Нос.) 4. У зверушки на макушке, а у нас ниже глаз. (Уши.) |
V. Итог урока | - Когда мы придём в столовую, какие
органы чувств нам помогут определить, что мы
будем кушать? (Орган зрения – увидеть блюдо, орган обоняния – почувствовать запах, орган вкуса – узнать вкус.) - Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? (Органы чувств.) - Назовите их. (Хоровой ответ.) - Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока? - А теперь, если мы правильно выполнили все задания, то девочка нам улыбнётся. (Открывается ещё один такой же портрет девочки, но с улыбающимся лицом) |
VI. Рефлексия | - Предлагаю вам оценить свою работу на
уроке и ответить на вопрос. - За что ты можешь себя похвалить? - Мы – молодцы. Всем спасибо. Наш урок окончен. |