Цель:
- Повторить и усовершенствовать знания о существенных признаках глагола.
- Развивать навыки выделения глагола как части речи, точного употребления глаголов в речи.
- Воспитывать умение определять лексическое значение глаголов, их роль в речи. Развивать интерес к родному языку.
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, сигнальные карточки, мультимидийный пректор, компьютер.
Ход урока
I Орг. момент.
Актуализация знаний. Введение в тему.
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Девиз урока: (слайд 2)
“Учись, смекай, активным будь
И к знаниям откроешь путь!”
Запишем в тетради число, классная работа.
Сегодня на уроке мы будем: ДУМАТЬ, РАССУЖДАТЬ, СЛУШАТЬ, НАБЛЮДАТЬ.
(СЛАЙД 3)
II Чистописание.
Написание букв Р р, Г г.
Родина наша – это наш дом, где мы все дружно живём.
(Цель: закрепить умение писать сходные буквы).
Как вы понимаете это выражение?
1. Работа по карточкам. Задание: Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть главные члены предложения, надписать над словами части речи.
- Карточка 1. Л..тит дятел. Н..сёт в клюве с..сновую ш..шку.
- Карточка 2. Ч..десным в..сенним днём уч..ники п..шли в лес.
- Карточка 3. Скв..рцы п..селились в ду..ле большой б..рёзы.
2. Словарная работа.
На доске: Р.бочий, п.беда, д.журный, б.седа, м.ро(с,з), .бед, р.сунок.
Прочитать слова, записанные на доске, выбрать нужную букву для каждого словарного слова. (учащиеся выходят к доске, выбирают букву, класс “отвечает” сигнальными карточками.)
Самостоятельная запись слов в тетрадях. Учащиеся обозначают ударение и подчёркивают орфограммы. Взаимопроверка тетрадей.
III. Работа по теме урока.
Стихотворение (слайд 4)
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков -
В речи быть одним из главных слов.
Работа с текстом стихотворения:
- Найдите в стихотворении главное слово (глагол)
- Чем является глагол в русском языке? (частью речи)
- Чем особенна эта часть речи? (рассказывает о действиях, обозначает действия)
Сформулируйте тему урока (ответы детей)
Тема “Глагол как часть речи” (слайд 5)
Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку.
“Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая живая... кровь языка.” А.Югов.
(Мнения учащихся)
Каким образом можно оживить эти предметы? (слайд 5)
Собачки ...(бегут) записываем. (СЛАЙД 6)
Орёл ...(летит) записываем. (СЛАЙД 7)
Рыбки...(плавают) записываем. (СЛАЙД 8)
- С помощью какой части речи вы оживили картинки?
3. Работа с учебником.
- Давайте прочитаем вопрос Почемучки на с. 61.
- Давайте вспомним, как изменяются глаголы? (по числам и временам).
- Глаголы какого числа записаны у вас в тетради? (ед и мн числа), значит глаголы изменяются по числам.
- А как ещё изменяются глаголы? (по временам)
- В каком времени стоят глаголы, записанные у вас в тетради? (настоящем). Теперь измените время в этих предложениях.
4. Работа в группах.
Отгадать загадки, составить со словами отгадками предложения, подчеркнуть глаголы и определить, в каком времени они употреблены. (слайды)
Летит огневая стрела,
Никто её не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красна девица.
Ответ: Молния. (СЛАЙД 9)
Раскинут ковёр,
Рассыпан горох,
Ни ковра не поднять,
Ни гороху собрать.
Ответ: Звезды на небе (СЛАЙД 10)
Между гор, между дол
Бежит белый конь.
Ответ: Ручей. (СЛАЙД 11)
Что вверх корнем растёт?
Ответ: Сосулька. ( СЛАЙД 12)
Красные лапки щиплют за пятки. (гусь) (СЛАЙД 13)
Мчатся колёса по дороге, а над дорогой ноги. (велосипед) (СЛАЙД 14)
Составьте из слов загадку (на доске)
(Каждое слово на отдельной карточке.)
- Запишите в тетради.
Белое покрывало всю землю покрывало.
- Грамматическая основа предложения...
- В чём сходство и различие этих слов? (по вопросу) Одинаковое произношение, но разное значение.
- Каким членом предложения является глагол?
- В каком времени употреблён глагол? (прошедшем)
- Произнесите предложение так, чтобы глагол употреблялся в другом времени.
(Класс использует сигнальные карточки при ответах детей)
Задание
Запишите в тетрадь с вопросом
- 1 глагол – в прошедшем времени
- 1 гл. – в настоящем времени
- 1 гл - в будущем времени.
5. Проверка.
6. Физминутка ....
7. Стихотворение.
Если в лес пришёл ...,
Свежим воздухом ...,
Бегай, ... и ....
Только, чур, не ....,
Что в лесу нельзя ....,
Даже очень громко ....,
....... зверюшки,
.... с лесной опушки.
Слова для справок: убегут, дышать, испугаются, гулять, шуметь, прыгай, играй, петь, забывай,
- Вставьте нужные глаголы в предложения. В этом вам помогут слова для справок. Подчеркните глаголы в неопределённой форме.
(раздаются листы с заданиями, дети переписывают себе в тетрадь)
Для проверки (СЛАЙД 15)
- Что это за слова я выделила? В чём особенность этих глаголов? (СЛАЙД 16)
(это глаг. Неопределённой формы)
- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы? (что делать, что сделать?)
- Чему учит нас это стихотворение?
8. Давайте выполним упражнение 398.
Прочитаем задание. Выполняем.
9. Давайте вернёмся к началу урока. (слайд 3)
- В каком времени употреблены эти глаголы? (будущее)
- Что мы с вами делали? (думали, рассуждали, слушали, наблюдали. – это уже прошедшее время.)
IV. Итог урока.
Итак, расскажите о глаголе: (слайд 17)
- глагол – это....
- отвечает.......
- обозначает....
- изменяется по........
- в предложении бывает.....
- делает нашу речь......
V. Рефлексия.
- Я узнал о.....
- Я научился....
- Я смогу....
- Мне было трудно....
Домашнее задание. Упр. 399