Нравственно-эстетическое воспитания студентов на дисциплинах художественного цикла

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


НРАВСТВЕННОСТЬ (МОРАЛЬ) - 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность. В отличие от простых норм или традиции нравственные нормы получают обоснование в виде идолов добра и зла, справедливости и т. д.; 2) система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

Средняя профессиональная школа по мере её развития призвана заложить основу развития интеллектуального и нравственного опыта студентов.

Нравственность определяется стремлением личности добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми идеальными эстетическими понятиями, т.е. проявлять внимание, понимание и сочувствие в своих отношениях с людьми, обществом, природой.

Обучение знаниям, умениям и навыкам является составной частью и основным средством воспитания. Каждый педагог, независимо от того, какой учебный предмет он преподаёт, должен быть воспитателем, личности своих студентов. Потому что успех процесса обучения решает воспитание студентов, формирование их мотивационной сферы, развитие их познавательных способностей, интересов и склонностей. Успех обучения определяется творческой, внутренне мотивированной, заинтересованной собственной деятельности студентов. Формирование умственной зрелости обеспечивается содержанием обучения, самостоятельной деятельностью студента.

Именно преподаватель художественных дисциплин решает в СУЗе целый ряд специфических задач, связанных с нравственно-эстетическим воспитанием. Эстетические возможности искусства обеспечивают целенаправленное формирование у учащихся эстетического восприятия действительности и нравственных норм поведения.

Большие возможности для воспитания представляют такие дисциплины как “Рисунок и живописи”, “Специальный рисунок и композиция”. Само изучение этих дисциплин развивает творческие способности, формирует эстетический вкус и эстетические потребности, влияет на развитие мировоззрение студентов.

Создавая в процессе рисования графический художественны образ как сложную систему отображения объективной действительности, рисующий познаёт её постепенно. Последовательно переходя на всё более высокие уровни познания.

Занятия по рисунку являются сложным познавательным процессом, где значительное место занимает эмоционально-образное, творческое восприятие студентом явлений окружающей действительности. Это источник познания окружающего мира, эстетического восприятия и творческого развития.

Художественный образ – это такая форма отражения действительности, которая создаётся в процессе художественного творчества. Процесс формирования художественного образа совпадает с направлением развития процесса познания: от чувственно-конкретного восприятия через обобщение к постижению сущности явлений. Внутренним качественным своеобразием художественного образа является его тесная связь образным мышлением как особым чувственно-эмоциональным, ассоциативным. Изображая предметы, людей, явления природы, учащийся делает их объектом своего познания, т. е. предметом изучения является для него вся окружающая действительность, материальный мир. Необходимость познания внешних явлений обусловлена задачами художественной практики как источник образного познания окружающего мира, эстетического восприятия и формирования творческого начала.

Формирование художественного немыслимо без эстетического восприятия предметов и явлений окружающей действительности, а также произведений изобразительного искусства. Художественность произведения заключает в себе эстетические принципы не только художника, но и определённой исторической эпохи. Эстетическая оценка сопутствует всему художественному строю произведения, включая в себя различные уровни эстетического восприятия содержания и формы.

Практика преподавания художественных дисциплин показывает, что без акцента на нравственно-эстетическое воспитание не редко случается одностороннее понимание природы творчества. Приводит к субъективной трактовке воспринимаемого, а не к его познанию. В результате страдает весь процесс и смысл обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Б.В. Карабухин и др. “Рабочая книга методиста, куратора в СУЗе”, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2003

2. И.А. Колесникова и др. “Воспитательная деятельность педагога”, М.; ACADEMA, 2005

3. В.И. Мижериков “Словарь-справочник по педагогике”. М.; СФЕРА, 2004