Внеклассное мероприятие по теме "Люди существуют друг для друга"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Помочь обучающимся, воспитанникам понять необходимость и ценность общения.

Задачи:

  • Образовательные: Сформировать у обучающихся, воспитанников представление о толерантности; показать многоаспектность понятия “толерантность”.
  • Коррекционно-развивающие: Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию; стимулировать воображение участников в поисках собственного; развивать познавательную активность обучающихся, воспитанников.
  • Воспитательные: Вызвать положительные эмоции у каждого из участников игры.

Форма проведения: Диалог с элементами игры.

Информация к размышлению: “общение”, “толерантность”.

Место проведение: классная комната.

Схема занятия

I. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

Задача этапа: позитивный настрой учащихся на работу

II Актуализация знаний.

Задача этапа: обоснование актуальности темы, её практической значимости.

III. Введение в тему.

Задача этапа: подведение обучающихся, воспитанников к осознанию того, что каждый человек является неповторимой личностью, обладающей сильными и слабыми сторонами; формирование способности концентрировать внимание на успехах и достижениях (своих и одноклассников), избегать конфликтных ситуаций

IV. Групповая работа.

Задачи этапа: формирование понятия о том, что допустимо проявление любых чувств, но не любого поведения; формирование позитивного отношения к окружающим; развитие умения работать с дополнительной информацией; развитие умения анализировать, классифицировать, обобщать; развитие навыков совместной работы

IV. Подведение итога. Рефлексия.

Предварительная работа: Составления плана-конспекта занятия, подбор игр, упражнений и словарей, заучивания стихотворения.

Материалы и оборудование: Мультимедийная презентация, карточки, бусинки, разрезные картинки, сувенир - сердечко.

Ход мероприятия

I. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

Звучит инструментальная музыка (релаксация).

Задача этапа: позитивный настрой учащихся на работу.

Воспитатель: – Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости! Я очень рада видеть вас снова для совместной работы. Я очень надеюсь, что наше мероприятие будет интересным. Если мы очень постараемся, то нашем мероприятии произойдёт чудо. Мне хотелось бы вам преподнести такие вот маленькие бусинки. (раздаются бусинки)

Разминка. Игра “Ладони”: Слайд 1.

Презентация 1.

- если вы очень хотите со мной общаться, то покажите 2 ладони;

- если вы просто согласны на общение, то покажите 1 ладонь;

- если вы по какой-то причине вообще не хотите общаться, то не поднимайте руки.

(Большое спасибо за Вашу искренность – эту фразу обязательно нужно сказать, если дети в основном поднимают только одну руку, т.к. после нее отношения сразу становятся более доверительными).

II Актуализация знаний.

Задача этапа: обоснование актуальности темы, её практической значимости.

Воспитатель: Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и “слышать” других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство русского языка. Сегодня мы с вами поговорим, о том, для чего люди существуют друг для друга. Слайд 2

Как часто многие недоразумения, непонимания, порой трагедии разыгрываются только оттого, что люди не смогли понять друг друга, не смогли четко довести свои представления, мнения, понимание о предмете разговора (общения).

Общение человека начинается с момента появления на свет – с самого рождения: сначала в кругу семьи, затем в детском саду, в школе, институте... И чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, кто вам нравится, с кем бы вы хотели общаться, дружить, а с кем нет; уже точно определяете свои симпатии и антипатии. Возникает множество вопросов, связанных с общением в различных ситуациях. Но верно то, что у всех людей есть возможности и способности общаться с другими людьми. Кто-то может делать это лучше, кто-то хуже.

III. Введение в тему.

Задача этапа: подведение обучающихся, воспитанников к осознанию того, что каждый человек является неповторимой личностью, обладающей сильными и слабыми сторонами; формирование способности концентрировать внимание на успехах и достижениях (своих и одноклассников), избегать конфликтных ситуаций

Воспитатель: Что же такое общение? (ответы детей: - Это когда разговаривают между собой дети, взрослые ). Что мы вкладываем в смысл этого слова? (ответы ребят: слушают, не перебивают друг друга.)

Задание “Общение”

Я вам предлагаю поработать. Вот вам предоставляется чистый лист бумаги. К слову “общение” нужно подобрать (написать) как можно больше однокоренных слов (община, общий, общительный, сообщник, сообща...) Обучающиеся, воспитанники работают. Проверку начинают с того, кто придумал наименьшее количество слов.

Воспитатель: Общение - форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый словарь В. Даля, то узнаем, что слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен наш родной язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться. Слайд 3.

IV. Групповая работа.

Задачи этапа: формирование понятия о том, что допустимо проявление любых чувств, но не любого поведения; формирование позитивного отношения к окружающим; развитие умения работать с дополнительной информацией; развитие умения анализировать, классифицировать, обобщать; развитие навыков совместной работы

Воспитатель: - Как вы думаете, какие качества человека, помогают его общению или усложняют его:(На доску в 2 колонки прикрепляются карточки с названием качеств помогающих (в левую колонку) и мешающих (в правую колонку) общению. Обучающиеся, воспитанники получают карточки, на которых написаны качества человека. Можно пометить значками, плюс – помогают, минус - мешают. Проверка выполнения задания, на Слайде 4.

(Доброта. Открытость. Подозрительность. Внимание. Душевность. Грубость. Тактичность. Зависть. Скупость. Искренность. Лицемерие. Лживость. Порядочность. Эгоизм. Доверчивость. Честность. Уступчивость. Смелость. Вспыльчивость. Нервозность. Терпеливость. Пассивность. Осторожность. Капризность. Медлительность. Нерешительность. Энергичность. Жизнерадостность. Мнительность. Упрямство. Застенчивость. Ответственность)

Воспитатель: Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя.

Уметь общаться – так же важно, как изучать математику или русский язык, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.

Воспитатель: Так что же для этого нужно? Что необходимо для того, чтобы общение было успешным? (Идет обсуждение вопросов).

- А как вы думаете, существуют ли определенные правила общения? (Ответы учащихся- правила всегда существуют).

- Да, такие правила существуют. Давайте познакомимся с ними. Вот они: Слайд 5.

1. Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят, ко мне не справедливы, я забыла и т.д.).

2. Не снимайте с себя ответственности!

3. Будьте искренны!

4. Будьте мужественны!

5. Будьте справедливы!

6. Считайтесь с чужим мнением!

7. Не бойтесь говорить правду!

8. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

9. Будьте естественны в общении!

10. Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес!

11. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!

Воспитатель: А также будут полезны советы американского психолога Дейла Карнеги, которые помогут общению: Слайд 6..

1. Улыбайтесь.

2. Искренне интересуйтесь другими людьми и поощряйте их говорить о себе.

3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук.

4. Будьте хорошим слушателем.

5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

6. Не осуждайте своих знакомых в присутствии других людей. Не сплетничайте.

Воспитатель: Те качества, которые помогают людям общаться, имеют одно общее название. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите? (Ответы учащихся. На доске в желтом круге слово “толерантность”). Слышали ли Вы что-нибудь об этом слове?

(Ответы учащихся - нет не слышали, как-то слышал по телевизору)

Воспитатель: А хотите ли бы Вы узнать поподробнее, что это такое? (дети дают согласие)Слайд 7.

Задание “Солнышко”. Предлагаю поработать в группах. Каждый из вас сейчас получил часть от открытки. Попробуйте, пожалуйста, соединить их в единое целое – вы разобьетесь на группы. Поработайте и узнайте, что значит термин толерантность. (Дети работают в группах 2-3 мин)

Воспитатель: Вы определились с определением, что такое толерантность? И так, что же вы узнали о слове толерантность из предложенных вам источников? (Ответы детей - читают определение в словарях)

Изначально термин толерантность применялся только в отношении религии.

Толерантность – от лат. Tolerantia – терпение. Терпимость к чужим мнениям и верованиям. (Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика.М, 2005) Слайд 8.

Толерантность - от лат. Tolerantia – терпение. 1. Иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема Т. имеет значение при пересадке органов и тканей. 2. Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. 3. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. (Новая иллюстрированная энциклопедия. М,2004) Слайд 9.

Толерантность на разных языках. Слайд 10, 11.

1. В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

2. Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам .

3. В английском – готовность быть терпимым, снисходительным

4. В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным

5. В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

5. В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо)

Воспитатель: Спасибо большое за вашу работу. А какое из определений вам ближе? (Ответы детей) - А что же объединяет эти определения?(Ответы детей – в них общее слово терпение)

Воспитатель - Давайте обобщим все сказанное. И, наконец, к нашему солнышку по имени ТОЛЕРАНТНОСТЬ дорисуем лучики. Помогите мне, пожалуйста. Толерантность – это......(Дети отвечают, а воспитатель дорисовывает лучи солнцу) Слайд 12.

(Прощение. Уважение прав других. Сострадание. Терпимость к чужим мнениям, религии, поведению. Уважение человеческого достоинства. Милосердие. Сочувствие. Принятие другого таким, какой он есть. Великодушие.)

Воспитатель -Молодцы. Отлично справились с заданием. Подумайте, с кем и где в ваших отношениях проявляется толерантность?

(Воспитатель фиксирует на доске:- ученик – ученик;- ученик – учитель;- учитель – родитель;- дети – родители;- друг – друг) Слайд 13

Игра – упражнение “Я тебя рисую” (выполняется в парах).

Воспитатель: В начале занятии, я вам раздала бусенки. Посмотрите на них, они разные или есть бусинки одинаковые (ответы детей- есть одинаковые).Давайте соберём одинаковые бусинки. Теперь у нас получились, пары, сколько пар получилось(8 пар). Я вам предлагаю, выполнить упражнение “Я тебя рисую”

Воспитатель предлагает обучающимся, воспитанникам в течение 3 минут нарисовать портреты друг друга.

Методика проведения: Следует объяснить детям, что смысл этого упражнения не в портретном сходстве, а в умении увидеть индивидуальные черты друг друга. Можно предложить обучающимся, воспитанникам нарисовать словесный портрет своего партнера. Затем предоставьте детям возможность представить портрет своего партнера, объясняя при этом, что они открыли для себя нового в своем однокласснике.

Воспитатель: Это замечательно, что все люди различны. Когда говорят, что каждый человек индивидуален, подчеркивают его неповторимость, самобытность. Но человек не стал бы человеком, если бы не жил в обществе. Оставаясь индивидуальностью, человек должен быть внимательным и терпимым по отношению к другим людям, так как все имеют равные права и обязанности в обществе. Слайд 14.

Воспитатель: Сейчас предлагаю вам провести разминку, (в качестве разминки, позволяющей создать необходимый эмоциональный фон воспитательного мероприятия, используется игра “Ручеек”)

Методика проведения: игры “Ручеек”. Дети строятся на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Ученик идет с одного конца этих рядов (как бы “плывет по ручейку”), при этом каждый стоящий дотрагивается до его плеча или пожимает руку, одновременно произнося слова симпатии. Эта игра повторяется несколько раз.

По окончании игры воспитатель, может предложить детям рассказать о своих чувствах, когда они “плыли по ручейку”(обсуждение игровой ситуации, ответы детей)

IV. Подведение итога. Рефлексия.

Воспитатель: Как жаль, что наше занятие подошло к концу.

Что на занятии показалось наиболее интересным? Что осталось непонятным? Как вы оцениваете свою работу?) Слайд 15.

Воспитатель: А сейчас наступило время волшебства. Возьмите в руки свои бусинки и подойдите ко мне (нанизываем бусины на одну общую нитку и связываем её концы). Посмотрите, из отдельных бусинок у нас получились чудесные бусы. Все бусинки разные (как и вы), но каждая неразрывно связана с другими. Как будто бусинки дружны между собой. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый, оставаясь самим собой, уважал другого.

Звучит музыка (релаксация) “Исцеление цветом”. На фоне музыки обучающие, воспитанники читают “Молитва о встрече”.

Алёна Конова. Я пришла в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

Екатерина Алексеева. И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Елена Кузнецова. Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – ну что ж, печально.

Воспитатель: На память о сегодняшней встрече я дарю каждому из вас частичку своего сердца. И вы тоже можете поделиться с другими людьми частичкой своего сердечного тепла. (детям раздаются сувенирные “сердечки”) Слайд 16.

Звучит песня в исполнение обучающихся, воспитанников “Большой хоровод” (сл. А.Хайте, муз. В.Я. Шаинского)

Воспитатель: Всем большое спасибо. Благодарю за сотрудничество. Слайд 17.

Литература:

  1. Диденко Т. И. Сборник классных часов и родительских собраний.
  2. Методика работы с учащимися. 5 класс. Серия “Здравствуй школа!” - Ростов на Дону: Феникс, 2005 г.
  3. Классные часы: 6 класс. Под редакцией Л. А. Егорова. – Москва: Вако, 2011
  4. Журнал “Воспитательная работа в школе” - № 5, 2004 г.