Тема урока: "Правописание суффиксов -ек, -ик". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: закрепить умения решать орфографическую задачу в правописании суффиксов

- открыть другой способ проверки орфограмм слабых позиций в суффиксах

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Постановка учебной проблемы
- Прочитайте стихотворение на слайде:

У Буратино в сказке
Есть ключ.к золотой.
Откроет этим ключ.ком
Замоч.к нам с тобой.

Читают.
- Назовите слова с пропуском букв. Ключик, ключиком, замочек.
- В какой части слова орфограммы? В суффиксе
- Возьмите рабочий лист №1, вставьте пропущенные буквы в окошко. Кто не уверен, какую букву надо писать в суффиксе, напишите выбор букв или оставьте окошко. Варианты работ:
  • ключИк
  • ключЕк
  • ключ.к
  • ключЕ/Ик
-В чем возникло затруднение? Какую букву писать в суффиксе?
-Значит, чем мы будем заниматься на уроке?

Тема урока:

Правописание суффиксов –ек, -ик.
2. Поиск решения
- Произнесите поочередно оба слова:

- Что слышим?

- А какими буквами обозначим?

ключ.к, замоч.к.

-ик

ключИк, замочЕк

- Предъявляю классу слайд: ключ.к, замоч.к.

- Какой предлагаете способ решения орфограммы?

- Изменить слово по команде вопроса –нет кого? чего?

Ключ.к – ключика – ключИк

Замоч.к – замочка – замочЕк

- Вывод: В русском языке есть два суффикса –ек,-ик, которые без ударения звучат одинаково

Писать их, доверяя слуху – нельзя.

- Сверим вывод с правилом на слайде.  
3. Выражение решения в форме опорной схемы.
  Слышу –ИК, изменяю по вопросу нет кого? чего?, гласный выпадает – ЕК, остается - ИК
4. Практическая работа
Тетрадь на печатной основе, упр. 57

- прочитайте инструкцию

- выполните задание

Работа в тетради.

Ответ ученика

-Какой другой способ проверки?

 

 

 

- Измените имена существительные по числам.

- Предположения учащихся:

- с помощью словаря?

- изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы гласный в суффиксе был под ударением?

- изменением слова по падежам, по числам?

- Ек или Ик?- во мн. ч. гласный выпадает-Ек, остается Ик.

5. Проверим предположение. Работа в группах.
1) Определяем план работы: 1. поставь ударение

2. определи, в какой части слова орфограмма

3. измени слово по числу

4. понаблюдай за суффиксом

5. вставь пропущенную букву

6. сделай вывод

Задания группам:

Рабочий лист №3.

1. Поставь ударение.

2. Определи, в какой части слова орфограмма?

3. Измени слово по числу и запиши его ниже крупными буквами.

4. Понаблюдай за суффиксами.

5. Обозначь орфограммы и их решение письменно.

6. Сделай вывод, как еще можно проверить какой в слове суффикс.

НОСОЧЕК

МЯЧИК

Работа в группах
  Отчет группы по плану:

Слово______________

1. Ставлю ударение.

2. Определяю, в какой части слова орфограмма.

3.Изменяю слово по числу.

4. Наблюдаю за суффиксом.

5. Вставляю букву___

6. Делаю вывод:

6. Вывод по теме урока.

Внести дополнения в правило на слайде.

 
7. Рефлексия
Тренажер “Вставь пропущенную букву в суффиксе”  
8. Оцени свою работу на уроке. 1. Я не понял(а) ничего

2. Я всё понял(а) и могу объяснить другому

3. Я понял(а), но не могу объяснить другому