Цель: закрепить умения решать орфографическую задачу в правописании суффиксов
- открыть другой способ проверки орфограмм слабых позиций в суффиксах
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Постановка учебной проблемы | |
- Прочитайте стихотворение на слайде:
|
Читают. |
- Назовите слова с пропуском букв. | Ключик, ключиком, замочек. |
- В какой части слова орфограммы? | В суффиксе |
- Возьмите рабочий лист №1, вставьте пропущенные буквы в окошко. Кто не уверен, какую букву надо писать в суффиксе, напишите выбор букв или оставьте окошко. | Варианты работ:
|
-В чем возникло затруднение? | Какую букву писать в суффиксе? |
-Значит, чем мы будем заниматься на
уроке? Тема урока: |
Правописание суффиксов –ек, -ик. |
2. Поиск решения | |
- Произнесите поочередно оба слова: - Что слышим? - А какими буквами обозначим? |
ключ.к, замоч.к. -ик ключИк, замочЕк |
- Предъявляю классу слайд: ключ.к,
замоч.к. - Какой предлагаете способ решения орфограммы? |
- Изменить слово по команде вопроса
–нет кого? чего? Ключ.к – ключика – ключИк Замоч.к – замочка – замочЕк |
- Вывод: | В русском языке есть два суффикса
–ек,-ик, которые без ударения звучат одинаково Писать их, доверяя слуху – нельзя. |
- Сверим вывод с правилом на слайде. | |
3. Выражение решения в форме опорной схемы. | |
Слышу –ИК, изменяю по вопросу нет кого? чего?, гласный выпадает – ЕК, остается - ИК | |
4. Практическая работа | |
Тетрадь на печатной основе, упр. 57 - прочитайте инструкцию - выполните задание |
Работа в тетради. Ответ ученика |
-Какой другой способ проверки?
- Измените имена существительные по числам. |
- Предположения учащихся: - с помощью словаря? - изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы гласный в суффиксе был под ударением? - изменением слова по падежам, по числам? - Ек или Ик?- во мн. ч. гласный выпадает-Ек, остается Ик. |
5. Проверим предположение. Работа в группах. | |
1) Определяем план работы: | 1. поставь ударение 2. определи, в какой части слова орфограмма 3. измени слово по числу 4. понаблюдай за суффиксом 5. вставь пропущенную букву 6. сделай вывод |
Задания группам: Рабочий лист №3. 1. Поставь ударение. 2. Определи, в какой части слова орфограмма? 3. Измени слово по числу и запиши его ниже крупными буквами. 4. Понаблюдай за суффиксами. 5. Обозначь орфограммы и их решение письменно. 6. Сделай вывод, как еще можно проверить какой в слове суффикс. НОСОЧЕК МЯЧИК |
Работа в группах |
Отчет группы по плану: Слово______________ 1. Ставлю ударение. 2. Определяю, в какой части слова орфограмма. 3.Изменяю слово по числу. 4. Наблюдаю за суффиксом. 5. Вставляю букву___ 6. Делаю вывод: |
|
6. Вывод по теме урока. Внести дополнения в правило на слайде. |
|
7. Рефлексия | |
Тренажер “Вставь пропущенную букву в суффиксе” | |
8. Оцени свою работу на уроке. | 1. Я не понял(а) ничего 2. Я всё понял(а) и могу объяснить другому 3. Я понял(а), но не могу объяснить другому |