Урок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Различать двусоставные и односоставные предложения.
  • Находить односоставные предложения по их значению, структурным особенностям.
  • Отработать пунктуацию в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения.
  • Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Тип урока: Повторение и систематизация знаний.

Методы:

  • Поисковый.
  • Исследовательский.

Дидактический материал Схема, таблица для исследовательской деятельности, текст для поисковой работы, алгоритм определения типа односоставных предложений.

Оборудование: Учебная литература, раздаточный материал, доска, средства ИКТ.

Ход урока

Учитель. Ребята, сформулируйте цели заявленного темой урока

Ученики.

  • Систематизировать знания по теме “Односоставные предложения”
  • Уметь различать двусоставные и односоставные предложения.
  • Находить односоставные предложения по их значению, структурным особенностям.
  • Уметь определять тип односоставного предложения.

Учитель. Давайте повторим типологию односоставных предложений.

Ученики (работа по опорному конспекту) Приложение 1

Учитель

Повторим алгоритм определения типа односоставных предложений.

Ученики:

  • Найти грамматическую основу предложения.
  • Определить тип главного члена предложения.
  • Определить морфологические признаки главного члена предложения.
  • По морфологическим признакам главного члена предложения определить тип односоставного предложения.

Учитель

Мы закрепим полученные знания на практике, выполнив работу с выданной таблицей.

Ученики заполняют таблицу

Предложения Вид односоставного предложения Главные члены предложений (их формы)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык...

И. С. Тургенев

   
И только здесь, в деревне милой,
По-русски холят и бранят...

Н. Мрыхин

   
С русским языком можно творить чудеса!
К.Г. Паустовский
   
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, умное поэтическое орудие... А.Н. Толстой    
Родным словом и собаку успокоишь.

Венгерская пословица

   

Учитель

Теперь применим умения по нахождению односоставных предложений, выявив их в предлагаемом тексте.

Ученики (один из учеников осуществляет запись на доске)

Перед вами громада – русский язык! Дивишься драгоценности нашего языка(О.-Л.): что ни звук, то и подарок... Нет слова(Б.), которое было бы так бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, как метко сказанное русское слово. Невозможно любить Родину, не любя ее языка(Б.). Любите и уважайте родной язык! (О.-Л.)

Н.В.Гоголь

Учитель. Систематизируем наши знания и поработаем над объяснительным диктантом.

Ученики работают с выданными текстами и находят односоставные предложения, обозначая их виды.

Удивительный русский язык!

Относитесь2 к родному языку бережно. Думая3 о нём, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей.

Наш язык очень музыкален. Его1 изучают во многих странах мира для того, чтобы прикоснуться к таинствам мелодики звуков. Им можно убаюкать ребёнка, поднять воинов в атаку, признаться в самых высоких чувствах. Когда пользуешься его сокровищами, то становишься духовно богаче.

Учитель. Проверим полученные результаты

Ответы учеников по основным и дополнительным заданиям. (Разборы осуществляются на доске).

Удивительный русский язык!

Относитесь2 к родному языку бережно. Думая3 о нём, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей.

Наш язык очень музыкален. Его1 изучают во многих странах мира для того, чтобы прикоснуться к таинствам мелодики звуков. Им можно убаюкать ребёнка, поднять воинов в атаку, признаться в самых высоких чувствах. Когда пользуешься его сокровищами, то становишься духовно богаче.

Учитель

  • Какие из поставленных целей были нами достигнуты в ходе урока?
  • Какова общая тема предложений и высказываний, которые звучали на уроке?
  • Какая идея их объединяет?
  • Из всего выше сказанного мы могли бы сформулировать актуальную проблему.

Учитель

Открываем дневники и записываем домашнее задание на следующий урок.

  • Написание сочинения-эссе по сформулированной проблеме (“Береги звучащее слово!”, “Знай и люби русский язык!”, “Надо беречь родной язык” и др.)
  • Одним из творческих подходов к выполнению домашнего задания предлагается создание презентации по теме.

На столах у каждого лежит “портрет”, дорисуйте его, обозначив ваше настроение после урока.

Ученики Получение возможных результатов.

Учитель. Урок закончен, до свидания. Спасибо за работу.