Цели:
- Различать двусоставные и односоставные предложения.
- Находить односоставные предложения по их значению, структурным особенностям.
- Отработать пунктуацию в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения.
- Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Тип урока: Повторение и систематизация знаний.
Методы:
- Поисковый.
- Исследовательский.
Дидактический материал Схема, таблица для исследовательской деятельности, текст для поисковой работы, алгоритм определения типа односоставных предложений.
Оборудование: Учебная литература, раздаточный материал, доска, средства ИКТ.
Ход урока
Учитель. Ребята, сформулируйте цели заявленного темой урока
Ученики.
- Систематизировать знания по теме “Односоставные предложения”
- Уметь различать двусоставные и односоставные предложения.
- Находить односоставные предложения по их значению, структурным особенностям.
- Уметь определять тип односоставного предложения.
Учитель. Давайте повторим типологию односоставных предложений.
Ученики (работа по опорному конспекту) Приложение 1
Учитель
Повторим алгоритм определения типа односоставных предложений.
Ученики:
- Найти грамматическую основу предложения.
- Определить тип главного члена предложения.
- Определить морфологические признаки главного члена предложения.
- По морфологическим признакам главного члена предложения определить тип односоставного предложения.
Учитель
Мы закрепим полученные знания на практике, выполнив работу с выданной таблицей.
Ученики заполняют таблицу
Предложения | Вид односоставного предложения | Главные члены предложений (их формы) |
Берегите наш язык, наш прекрасный
русский язык... И. С. Тургенев |
||
И только здесь, в деревне милой, По-русски холят и бранят... Н. Мрыхин |
||
С русским языком можно творить чудеса! К.Г. Паустовский |
||
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, умное поэтическое орудие... А.Н. Толстой | ||
Родным словом и собаку успокоишь. Венгерская пословица |
Учитель
Теперь применим умения по нахождению односоставных предложений, выявив их в предлагаемом тексте.
Ученики (один из учеников осуществляет запись на доске)
Перед вами громада – русский язык! Дивишься драгоценности нашего языка(О.-Л.): что ни звук, то и подарок... Нет слова(Б.), которое было бы так бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, как метко сказанное русское слово. Невозможно любить Родину, не любя ее языка(Б.). Любите и уважайте родной язык! (О.-Л.)
Н.В.Гоголь
Учитель. Систематизируем наши знания и поработаем над объяснительным диктантом.
Ученики работают с выданными текстами и находят односоставные предложения, обозначая их виды.
Удивительный русский язык!
Относитесь2 к родному языку бережно. Думая3 о нём, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей.
Наш язык очень музыкален. Его1 изучают во многих странах мира для того, чтобы прикоснуться к таинствам мелодики звуков. Им можно убаюкать ребёнка, поднять воинов в атаку, признаться в самых высоких чувствах. Когда пользуешься его сокровищами, то становишься духовно богаче.
Учитель. Проверим полученные результаты
Ответы учеников по основным и дополнительным заданиям. (Разборы осуществляются на доске).
Удивительный русский язык!
Относитесь2 к родному языку бережно. Думая3 о нём, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей.
Наш язык очень музыкален. Его1 изучают во многих странах мира для того, чтобы прикоснуться к таинствам мелодики звуков. Им можно убаюкать ребёнка, поднять воинов в атаку, признаться в самых высоких чувствах. Когда пользуешься его сокровищами, то становишься духовно богаче.
Учитель
- Какие из поставленных целей были нами достигнуты в ходе урока?
- Какова общая тема предложений и высказываний, которые звучали на уроке?
- Какая идея их объединяет?
- Из всего выше сказанного мы могли бы сформулировать актуальную проблему.
Учитель
Открываем дневники и записываем домашнее задание на следующий урок.
- Написание сочинения-эссе по сформулированной проблеме (“Береги звучащее слово!”, “Знай и люби русский язык!”, “Надо беречь родной язык” и др.)
- Одним из творческих подходов к выполнению домашнего задания предлагается создание презентации по теме.
На столах у каждого лежит “портрет”, дорисуйте его, обозначив ваше настроение после урока.
Ученики Получение возможных результатов.
Учитель. Урок закончен, до свидания. Спасибо за работу.