Проектно-исследовательская работа, как инновационная и креативная деятельность в технологическом образовании

Разделы: Технология


Преподавание технологии всегда интересная, творческая работа. Дети любят уроки, где можно творчески работать и раскрывать таланты в области технологии и развивать способности. В гимназии проходят интереснейшие, креативные уроки, мероприятия, научные конференции и праздники, такие как уроки по проектной деятельности, конкурсы проектов, праздники: “Город мастеров”, “Мы - Славяне”, “Мы - Волжане”, “Масленица” и т.д., научные конференции “Паруса науки”. В 2012-2013 учебном году несколько учебных заведений города Балакова стали участниками регионального эксперимента по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) для 5 классов. МАОУ “Гимназия   №1” в числе “пилотных” учебных заведений по данному эксперименту. Содержанием программы “Технология” предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

- технологическая культура производства;

- культура и эстетика труда;

- получение, обработка, хранение и использование технологической информации;

- основы черчения, графики, дизайна;

- знакомство с миром профессий;

- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

- творческая и проектная деятельность.[2, c.7]

Любой учебный проект имеет два аспекта:

для ученика – это максимально раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носить практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей. [1, c.24]

для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет выработать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования. [1, c.24]

Проектно-исследовательской деятельностью учителя технологии гимназии занимаются уже несколько лет, поэтому сложилась своя система, которая дает хорошие результаты. Планируя работу, учитель учитывает типы проектов по временным рамкам – это краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Система работы начинается с плана работы с детьми на учебный год.

Работа по проектно-исследовательской деятельности начинается с 5 класса.Пятиклассники гимназии, как правило,имеют представление о проектной деятельности. Однако часто в пятый класс приходят дети из разных школ, и на первых порах им требуется время, чтобы включиться в учебную работу, освоить требования новой ступени обучения. Многие дети не имеют опыта проектной работы, но, даже если такая работа велась в начальной школе, для соблюдения преемственности при переходе в основное звено школы пятиклассникам предлагаю небольшой проект для освоения или актуализации навыков проектной деятельности. В первой четверти по технологии в разделе “Рукоделие”, предлагаю два краткосрочных проекта по вышивке и вязанию, после пройденных тем. Дидактической целью таких проектов является освоение ребенком закономерностей проектного цикла от осознания проблемы до создания проектного продукта, написания отчета о своей работе и защиты проекта.

В течение учебного года на уроках провожу краткосрочные проекты, которые выполняются за 4 урока и долгосрочные , им отводится целая четверть, с примерными темами проектов знакомлю в начале первой четверти, чтобы учащиеся смогли выбрать тему и подобрать материал по данной теме. На таких уроках формируются следующие универсальные учебные действия:

Личностные - формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения; воспитание целеустремлённости и настойчивости.

Коммуникативные - умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром, способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные - умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени.

Познавательные – сбор, систематизация, хранение, использование информации.

Прежде, чем начать работу по формированию проектно-исследовательской деятельности учащимся необходимо получить теоретическую основу. Для этого на первых уроках даю понятия: “проект”, “типы проектов”, “ этапы работы над проектом”и т.д., знакомлю с проектами предыдущих лет. Для облегчения работы в 5 классах, Кулдымовой Л.Д. разработаны рабочие тетради-методички, которыми пользуются ученики, заполняя каждую страницу. В конце такой тетради-методички есть учебно-методический материал, который включает в себя следующие разделы: памятка по оформлению пояснительной записки, сущность проектного обучения, классификация проектов, этапы работы над проектом, критерии оценки проекта, оценка проектов по технологии на муниципальном конкурсе, словарь терминов и определений. Это помогает ему работать самостоятельно, не прибегая к помощи взрослых. Иногда детям необходима помощь родителей при работе над проектом. Педагогам также необходимо понимание и поддержка со стороны родителей учащихся, чтобы организовать полноценный процесс работы над проектом. Родители не всегда понимают, какие задачи решаются в ходе проектной деятельности, им кажется, что это лишняя нагрузка для их детей. Для того чтобы сформировать у родителей представление о проектной деятельности, ее целях и задачах, необходимо разъяснить им все эти вопросы. Учебно-методический материал, как раз помогаети родителям сформировать представление о проектной деятельности.

Работая с детьми в проектно-исследовательской деятельности необходимо создавать условия формирования исследовательских умений.

Работа над проектом делится на несколько этапов: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация и защита проекта. Типы проектов делятся по содержанию: исследовательский, творческий, информационный, социальный, ролевой. На уроках технологии большое внимание уделяется творческому проекту, проектный продукт которого является изделие сделанное учеником. Особая работа в таких проектах ведется по технологическому разделу, которая включает: конструкторскую документацию (чертеж, выкройка, технический рисунок и т.п.) и технологическую документацию (выбор материалов и инструментов , технологическая карта). В гимназии уже несколько лет нет предмета “Черчение”, поэтому у учащихся очень слабо развито пространственное воображение. Учителя технологии на этих уроках учат правильному оформлению чертежа, нанесения размеров, выполнению разверток объемных фигур и деталей к макетам зданий и т.д. Привзаимодействия учителя и ученика в работе над проектом, учитываетюся также возрастные возможности учащихся при организации проектной деятельности.

Взаимодействие учителя и ученика в работе над проектом: учет возрастных возможностей[1, c.23]

Этапы работы над проектом Степень участия педагога
5–6-е классы 7–8-е классы 9–10-е классы
Проблематизация Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребенка Участие по запросу учащегося Минимальное участие на всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу учащегося
Целеполагание
Планирование Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь
Реализация плана
Рефлексия Незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя
Презентация

По окончание работы над проектом, учащиеся должны иметь пояснительную записку и проектный продукт. Заключительным этапом в проектно-исследовательской деятельности является защита проекта.

В 5 классах защита проекта проходит перед всем классом, публично. Это дает возможность учиться “на чужих ошибках”, т.е. дети внимательно слушают каждого выступающего и приобретают опыт в защите проекта. Перед защитой проекта учитель знакомит с планом доклада по результатам учебно-исследовательской деятельности и критериями оценивания проекта.

Для учащихся 6, 7 классов проводиться конкурс проектов, обычно он проходит в актовом зале, где организуется выставка проектов и публичная защита работ учащихся.Это как правило всегда зрелищное событие к которому дети готовятся кропотливо.

У учащихся гимназии №1 большой опыт в проектно-исследовательской деятельности, поэтому многие участвуют в конкурсах разных уровней и побеждают в них. Работы учащихся находятся не только в стенах учебного заведения, но и в разных культурных точках нашего города. Например, проект на тему : “Макет “Иоанно-Богословской церкви города Балаково”, который выполнил учащийся 7 класса “Б” МАОУ “Гимназия№1” Железнов Илья объехал всю область, завоевал самые высокие оценки и сейчас находиться в музее истории города им. Голованова в Е. Лебедева комнате. Проектный продукт - макет церкви, которой в нашем городе уже нет, ученик воссоздал образ храма по фотографии. Этот макет снимала Е.Э. Бруславцева для создания фильма о Е. Лебедеве. Таких проектов не много, но они мотивируют других ребят на работу.

Подобный проект, который был выполнен к двухсотлетию первого Российского лицея на тему: “Макет Царкосельского лицея”, который выполнили ученики 7 класса “В” Клоков Максим и Ивлиев Максим, завоевал все возможные призовые места разных уровней. Выполняя данные проекты, учащиеся не только создают незабываемые , сложные макеты, но и закрепляют знания по черчению, конструирования, изучают историю здания.

В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

Приложение.

Литература

  1. Ступницкая М.А. Материалы курса “Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся”: лекции 1-8. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2009.
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
  3. Закон “Об образовании” от 10.07.1992 года №3266 (с изменениями и дополнениями)
  4. Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения).