Дистанционное обучение иностранным языкам

Разделы: Иностранные языки


Методика обучения иностранным языкам переживала свои трудности в поисках оптимальных путей для формирования эффективного направления в выработке форм и методов обучения иностранным языкам. В определенный момент, с развитием прогресса, появился активный методологический поиск, который, собственно говоря, продолжается и сейчас, способствуя развитию современных методических решений обучения иностранным языкам. Можно сказать, что началось образование комплексного метода, который включает лучшие элементы разных методик, не исключая и метод дистанционного обучения иностранным языкам.

Методика дистанционного обучения является одной из самых молодых методик. Эта форма до недавнего времени не применялась очень широко в области преподавания иностранных языков. И хотя существовали различные радио и телепередачи, печатные средства, организовывались заочные курсы обучения языкам для тех, кто желал изучать иностранные языки или совершенствовать свои знания в этой области, - результативно овладеть иностранным языком в условиях редких встреч с преподавателем практически невозможно. Между тем постоянно велись поиски обучения иностранным языкам на расстоянии. Со временем шире стали использоваться возможности телевидения, видеозаписи, а с появлением интернета возможности значительно увеличились. И все же нет еще стройной всеобъемлющей методики в этой деятельности, а успех ее осуществления зависит от многих факторов и в первую очередь от системной обратной связи с опытным преподавателем. Здесь на помощь в настоящее время приходит использование компьютерных телекоммуникационных технологий для обучения вообще и иностранным языкам в частности. Можно отметить ряд преимущественных аспектов данной формы обучения. Одним из самых важных, пожалуй, является тот факт, что у людей появляется возможность изучать иностранный язык, если ранее они такой возможности не имели, по причине отсутствия учебных учреждений, педагогов, техники. Затем надо отметить оперативную передачу информации на любые расстояния. Большое преимущество перед другими формами обучения - гибкий график занятий, весьма положительный фактор. Эта форма обучения расширяет возможности доступа к источникам информации, передачи ее на расстоянии, накопления и хранения информации, организации и участия в различных интерактивных телекоммуникационных проектах, непосредственном общении с носителями языка и с преподавателями на расстоянии. Кроме того, она позволяет проводить обучение большого количества людей, создавать единую образовательную среду, снижает затраты на обучение (нет необходимости в аренде помещений), при правильном подходе повышает качество образования за счет применения средств огромных электронных библиотек. Online симуляторы и игры-менеджеры – одна из активно развивающихся форм дистанционного обучения.

Хотя нельзя не сказать и о недостатках данного метода, которые в достаточной степени влияют на позицию дистанционного обучения среди других методик.

Во-первых, не все имеют возможность воспользоваться этой методикой – нужны определенные технические средства и, конечно, можно говорить о несовершенстве формы контроля - ведь высшие учебные заведения, к сожалению, еще не готовят специалистов курса предусматривающего обучение методике дистанционного преподавания. Надо подготовить морально преподавателей к внедрению новых технологий, обучить представителей ППС, разработать базу нормативно-правовых документов, регламентирующих внедрение и проведение дистанционного образования, разработать электронные курсы. При этом следующие факторы надо учитывать:

- использование педагогических методов;

- научность разработанных для данной программы материалов;

- наличие эффективной обратной связи и взаимодействие преподавателя и ученика, т.е. максимальная интерактивность между преподавателем и обучаемым;

- очень важным аспектом любой программы является мотивация;

- программа или курс должны быть уровневыми, чтобы обучаемый мог выбрать любой модуль в зависимости от своего уровня обученности; (учитываются уровни ступеней, периодов обучения, этапов формирования умений и навыков по всем видам речевой деятельности и стадий, которые определяются внутри этапов)

- особое значение имеет продуманное звуковое сопровождение и т.д.

Поэтому говоря о методике дистанционного обучения, прежде всего, следует начать с содержательной и методологической части программы. Мы должны учитывать, что обучение иностранному языку на расстоянии должно строиться на особой основе, так как обучаемым передаются не только готовые знания, но в то же время обучаемых стимулируют к добыванию знаний в процессе учебно-познавательной деятельности. При этом не надо забывать о принципе новизны в изучении иностранных языков, например, больше использовать вариативность текстов разного содержания, пусть даже построенных на одном и том же материале, что предполагает отказ от простого заучивания и способствует развитию речевых умений.

Дистанционное обучение хотя и отличается от других методик, но его методические принципы схожи с принципами других методик, так как прежде всего принцип коммуникативности служит платформой для любой из них. То есть надо помнить, что “общение - это лучшее обучение общению”.

Благодаря наличию специфических черт, дистанционное обучение все больше становится самостоятельным явлением в методологии, эта форма обучения завоевывает свою определенную позицию, постоянно развивается и совершенствуется. После принятия федерального закона об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях, все чаще в СМИ можно встретить дискуссии о возможностях использования дистанционно-образовательных технологий в образовательном процессе, причем чаще речь идет о ВУЗах, а между тем в школах с 2000 года в российском образовательном пространстве функционирует интернет-школа “Просвещение”. Несколько областей в России апробируют обучение по предложенным технологиям и надо отметить, что, говоря о дистанционном обучении, внедрение этих новых технологий выявил новый интерес к работе в инновационном режиме, выявил интерес учителей к повышению квалификации. Модернизировался контроль, оптимизировался процесс подготовки учителей к урокам, в том числе и в традиционной классно-урочной системе.

Литература.

  1. Денисова Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам. Иностранные языки в школе. 1999 №4
  2. Иванченко Д.А. Системный анализ дистанционного обучения.
  3. Пассов Е.И. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества.
  4. Иностранные языки в школе. 1997 №6