Цели:
- Познакомить с некоторыми жанрами публицистического стиля; акцентировать внимание на интервью.
- Закрепить знания о публицистическом стиле речи.
- Совершенствовать умение анализировать текст, определять стиль, тип речи, тему, основную мысль, доказывать свое мнение.
Оборудование: учебник Г. Ф. Хлебинской “Русский язык. 10 класс”.
Ход урока
I. Повторение темы.
– Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с особенностями публицистического стиля речи. Давай ещё раз вспомним. В этом нам поможет ученица, которая подготовила презентацию.
II. Проверка домашнего задания.
– Дома вы работали с текстом упражнения № 34. Докажите, что текст относится к публицистическому стилю речи.
Сначала обратим внимание на автора текста. Послушаем небольшое сообщение о Викторе Сергеевиче Розове. (Ученица рассказывает о драматурге).
Название текста — “Насыщение книгой”. Какие ассоциации возникают? О чём пойдет речь в тексте?
Выразительно прочитайте текст и докажите, что этот текст относится к публицистическому стилю речи.
(Ученица читает текст)
Ответы учащихся:
1. Речевая ситуация, лежащая в основе создания текста. Коммуникативное намерение автора.
Текст представляет собой отрывок из книги Розова “Насыщение книгой”. Коммуникативное намерение автора — привлечь внимание общественности к необходимости изучения литературы в школе.
2. Тема, идея (основная мысль) текста. Сфера общения, в которой может быть применим данный текст.
Тема — роль книги в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии личности. Идея — призыв к необходимости изучения литературы в школе.
Сфера общения — массовая коммуникация.
3. Функция речи — информативно-воздействующая.
4. Специфические (отличительные) черты стиля, используемые в тексте.
Информативность, лаконичность, сочетание логичности с образностью, открытая оценочность, эмоциональность, письменная форма речи.
5. Жанр, в котором написан текст.
Статья была опубликована в журнале “Библиотековедение” за 1999 год.
6. Способ изложения — эмоциональный, с привлечением изобразительно — выразительных средств.
7. Языковые особенности, отражающие стилевую принадлежность текста.
Лексические: лексика, обозначающая понятия из областей, представляющих общечеловеческие интересы (источник познания мира, духовное развитие личности), изобразительно - выразительные средства лексики (чёрные буковки, муравьи, бегающие по странице; книга воспитывает, “вскармливает” человека.
Морфологические: отглагольные существительные (выражение, состояние, развитие); использование в качестве сказуемых глаголов в форме повелительного наклонения (любите).
Синтаксические: простые и преобладающие сложные предложения. Предложения с причастным оборотом (6 пр.) и деепричастным оборотом (9 пр.) Односоставные предложения в составе сложных (безличные 9, 12, 14).
Предложения, осложненные рядами однородных членов (9 пр.)
Инверсия (13 пр.). Вставные конструкции (1, 3, 5 пр.).
8. Основной тип речи — рассуждение.
9. Вывод: стиль речи — публицистический.
III. Изучение нового материала.
Задание: определите, какие жанры, представленные на слайде, относятся к публицистическому стилю? (презентация)
– Сегодня мы познакомимся с жанром публицистического стиля - интервью.
Дома вам предстоит написать интервью, а этот урок вам поможет выполнить правильно домашнее задание.
Слово “интервью” иностранного происхождения. Как вы понимаете его значение? (ответы учеников)
Интервью - предназначенная для распространения в печати, по радио и телевидению беседа в форме вопросов и ответов с каким- либо лицом по актуальным вопросам.
- Кто обязательно должен участвовать в интервью? (ответы учеников)
- Подберем к слову "интервью" однокоренные слова.
- Кто может быть собеседником журналиста?
(политический деятель, художник, актер, спортсмен и др.)
И этот список можно продолжить.
Но роль корреспондента не сводится к записыванию ответов собеседника. Успех интервью зависит и от подготовки журналиста к беседе и от умения расположить собеседника к беседе, и, что важно, от умения руководить беседой.
– Как должен подготовиться к интервью корреспондент?
Журналист должен предварительно познакомиться с будущим собеседником и, если это необходимо, - с событием, о котором пойдет речь, обязательно продумать вопросы и четко их сформулировать в соответствии с темой и задачей интервью. Вопросы бывают открытые и закрытые.
Итак, подготовительная работа проведена. Но интервью имеет определенную композицию.
План (запись в тетради).
- Вступление. Корреспондент представляет собеседника.
- Основная часть. Беседа.
- Заключение. Благодарность, пожелания.
Задание: посмотрите интервью и выполните задание:
- Назовите тему и задачу интервью.
- Проследите за композицией интервью.
- Запишите примеры открытых и закрытых вопросов.
- Какие вопросы оказались интересными?
Просмотр интервью. Ответы учеников.
– Что бы вы посоветовали начинающему интервьюеру?
У вас на столах лежат памятки с пропущенными словами. Вставьте слова и зачитайте, что у вас получилось?
– Что такое эксклюзивное интервью?
Работа в парах.
Задание: Составьте мини - интервью.
IV. Рефлексия урока.
– Чем интересен этот жанр публицистики?
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание: взять интервью у известного вам человека, оформить его в письменном виде.